650

Туалет в середине вагона электрички? Высоковольтный ввод!

В СССР дороги электрифицировались постоянным током 3 кВ и переменным 25 кВ. Поэтому Рижский завод, а впоследствии и Демиховский, выпускал очень похожие электропоезда на оба рода тока. Двухсистемных, к сожалению, не делал, поэтому беспересадочных электричек Екатеринбург – Красноуфимск или Новосибирск – Барнаул не существует, точнее, ходят нерусские «Ласточки»... Головные вагоны можно различить лишь по подвагонному оборудованию да иногда по сопротивлениям на крыше, моторные же различить легче. Вот демиховцы – ЭД4М выпуска 2009 года и ЭД9Т выпуска 1996:

Туалет в середине вагона электрички? Высоковольтный ввод! Транспорт, Поезд, РЖД, Путешествия, Электричество, Железная дорога, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

На самом передке вагона (у любого «мотора» есть голова и хвост) возле токоприёмника у ЭД9Т стоит воздушный выключатель переменного тока (ВВ, показан стрелкой), а у ЭД4М его нет. От ВВ к середине вагона на высоких изоляторах тянется шина – на постоянном токе тоже ничего такого нет. Подвагонного оборудования на переменном токе тоже раза в полтора больше – помимо аппаратных ящиков там ещё подвешен бак трансформатора, а у «постоянника» подвагонное «полупрозрачное».

Но главное – сам вагон ЭД4М равномерно «полупрозрачный», а у ЭД9М в середине вагона есть одно узкое окно – как раз где нанесён логотип p/d. В салоне к глухому пространству между окнами примыкает некий шкаф:

Туалет в середине вагона электрички? Высоковольтный ввод! Транспорт, Поезд, РЖД, Путешествия, Электричество, Железная дорога, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Это что, отхожее место? Не совсем. Сходить туда можно один раз и ощущения будут острыми:

Туалет в середине вагона электрички? Высоковольтный ввод! Транспорт, Поезд, РЖД, Путешествия, Электричество, Железная дорога, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Это шкаф высоковольтного ввода. Согласно ПТЭ ЖД РФ – правилам технической эксплуатации – расстояние от токоведущих частей до ограждений должно быть на постоянном токе 3,3 кВ не менее 200 мм, а на переменном 27,5 кВ – не менее 270 мм. Именно на таком расстоянии от стен шкафа шина спускается с крыши. Разумеется, дверь снабжена блокировкой, показанной стрелкой – при открытии отключается ВВ и токоприёмник «падает».

Через крышу «высокое» с шины в кузов попадает через ТПОФ-25 – такой же проходной изолятор с трансформатором тока, как на электровозе:

Туалет в середине вагона электрички? Высоковольтный ввод! Транспорт, Поезд, РЖД, Путешествия, Электричество, Железная дорога, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Видны провода, отходящие от трансформатора тока (серое кольцо) в цепь защиты. Трансформатор тока – датчик тока главного трансформатора, при превышении стреляет ВВ.

Далее киловольты снова покидают кузов по обычному проходному изолятору и текут в подвагонный ящик ввода:

Туалет в середине вагона электрички? Высоковольтный ввод! Транспорт, Поезд, РЖД, Путешествия, Электричество, Железная дорога, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Вот как он выглядит изнутри, справа – выводы первичной обмотки трансформатора, причём по маркировке ИПТ-35 ясно, что они унифицированные, взяты с общепромышленных установок yf 35 кВ:

Туалет в середине вагона электрички? Высоковольтный ввод! Транспорт, Поезд, РЖД, Путешествия, Электричество, Железная дорога, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

А вот если взглянуть на новый электропоезд ЭП3Д, который по сути внук ЭД9М с «противоударным» носом, то видно: в моторных вагонах все окна прорезаны равномерно, «сбита нога» лишь в головных вагонах возле реальных отхожих мест, показано стрелкой:

Туалет в середине вагона электрички? Высоковольтный ввод! Транспорт, Поезд, РЖД, Путешествия, Электричество, Железная дорога, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Однако подвагонный ящик ввода остался на своём месте, равно как и внутри вагона ввод идёт за логотипом p/d – вон какой пацан сидит наэлектризованный:

Туалет в середине вагона электрички? Высоковольтный ввод! Транспорт, Поезд, РЖД, Путешествия, Электричество, Железная дорога, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

На части последних ЭД9М, на ЭД9Э и всех ЭП3Д ввод выполняется кабельным. Во времена СССР технологий надёжного каблирования линий высокого напряжения в мире ещё не существовало, были только маслонаполненные кабели. На первых ЭР9 ввод сделали именно таким кабелем, но масло со временем собиралось внизу и верхнюю часть кабеля пробивало. Поэтому поставили шкаф. На машинах постоянного тока изначально не стояло такой проблемы – напряжение на порядок ниже.

А сейчас, когда появились высоковольтные кабели с изоляцией из этилен-пропиленовой резины и сшитого полиэтилена, вводы переменного тока стали делать из них. Кабель проложен изнутри по стенке вагона и прикрыт небольшим коробом.

Полная статья со снимками основного подвагонного оборудования, кабины и описанием работы силовой схемы:

https://dzen.ru/a/aLsf7gWwrA3NXYB-

А здесь в заключение – пульт ЭД9Т/ЭД9М со старым контроллером со штурвалом:

Туалет в середине вагона электрички? Высоковольтный ввод! Транспорт, Поезд, РЖД, Путешествия, Электричество, Железная дорога, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост

Железная дорога

4.2K поста6.7K подписчиков

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
33
Автор поста оценил этот комментарий
Вот тоже разблокировал воспоминание. В детстве видел, как я понял из поста штурвал. Первая мысль зачем? Но увидя фото понял, что там он не просто так). Пили пост про руль) подписался)
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (25)
15
Автор поста оценил этот комментарий
Называется контроллер машиниста. Грубо говоря это педаль газа на локомотиве. Крутишь по часовой - увеличивается сила тока, электровоз набирает скорость, крутишь обратно - тока падают, электровоз замедляется.
раскрыть ветку (12)
11
Автор поста оценил этот комментарий

А зачем оно в виде руля? Рычаг не удобнее?

раскрыть ветку (11)
10
Автор поста оценил этот комментарий

ну есть с рычагом, но руль поди удобнее крутить - в любой точке руля взял и крути, а до рычага еще тянутся надо

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
8
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это больше с самой конструкцией связано. Там от него идёт вал и цепная передача от него.

Ну и "рулём", на мой взгляд, можно более плавно регулировать скорость.

Но это на старых локомотивах. На новых уже руля нет.
раскрыть ветку (5)
9
Автор поста оценил этот комментарий

На новых велосипедный

3
Автор поста оценил этот комментарий

Цепная только на новочеркасах.

4
Автор поста оценил этот комментарий

А смысл плавно? Там фиксированные позиции, каждой из которых соответствует своя схема подключения электродвигателей. Там промежуточных положений нет.

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий

На ВЛ80Р, 85, 65, ЭП1 штурвал идёт плавно и напряжение растёт плавно. Тиристоры.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Где-то позиции, а где-то зоны регулирования и плавность там присутствует.
13
Автор поста оценил этот комментарий
Да это по приколу поди. От зубилы руль приколхозил...
4
Автор поста оценил этот комментарий
Были половинки баранки ещё. Это, по-сути, поворотный переключатель. Положений очень много и крутить просто ручкой почти полный оборот не очень удобно.
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

На электричках всего 8, на чешских электровозах 5. Вот на электровозах ЧС2 и ВЛ15 под полсотни.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Там довольно интересные контроллеры при этом с мелким шагом и длинной кочергой. А там, где вообще много позиций ставят сервопривод и остаётся одна рукоятка на несколько положений.
5
Автор поста оценил этот комментарий

Реально руль от Жигулей или почему на нём написано «Лада»?

раскрыть ветку (11)
6
Автор поста оценил этот комментарий
А зачем изобретать, если есть готовое изделие?
4
Автор поста оценил этот комментарий

Думаю, это уже креатив от местных работников.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, поставлен в сборе вазовский руль.

4
Автор поста оценил этот комментарий

В нищие девяностые, когда появлялись первые машины, несколько я помню, родная "кофемолка" от Рижских электропоездов попала толи под патент, толи ещё под какое авторское дело, и Демиховцы его использовать не смогли, при проектировании нового пульта пришлось выкручиваться и самым простым решение оказалось установить контроллер с ВАЗовским рулём. И проблема была не только у ДМЗ - Торжокский машина также лишились "кофемолки", хотя и сохранила общую концепцию рижского пульта. Только вот на ЭТ2 уже ставились "рули" от ТЭП70, и там уже ВАЗовские рули появлялись исключительно из потворства чувству прекрасного конкретного старшего машиниста. Для понимания, пульт ЭР2Р с "кофемолкой".

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Это что, пульт линолеумом отделали? Офигеть......
раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Совершенно нормальная практика. Заводская кабина выглядит вот так. Первая составляющая - эстетическая, любоваться на голый металл всю смену любителей немного, вторая - практическая, как отметил автор ниже, теплее, да и скользит меньше, можно спокойно положить ключи, книгу расписания и они не скатятся, мы обычно покупали специально не скользкий линолеум с текстурой. Даже на комиссионных осмотрах делали замечание, если кабина не обклеена. Некоторые клеили ковролин, но по мне - не так удобно. Пленкой-самоклейкой тоже обклеивали, но тут только эстетика. Задайте в поиске по картинкам "кабина ЭР2Т", например - там много вариантов выскочит. Потом, когда пришли машины с пластиковыми УПУ, линолеум ушел в прошлое.

Иллюстрация к комментарию
0
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что на металл опираться локтями не очень...

0
Автор поста оценил этот комментарий

Михаил, ты?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Круто, подписался! Ты по-прежнему в столице или отбыл куда?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Никуда, к сожалению.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку