Сталинград в отечественном и зарубежном кинематографе

Ровно 75 лет назад, 19 ноября 1942 года в ходе битвы за Сталинград началась операция «Уран». Советское контрнаступление стало поворотным моментом Второй мировой войны, а сама битва оказалась одним из самых масштабных и кровопролитных сражений в истории.  Как именно видели и понимали Сталинградскую битву кинематографисты разных стран в разное время?

Сталинград в отечественном и зарубежном кинематографе Чтобы помнили, Сталинградская битва, Кинематограф, Видео, Длиннопост
Своим размахом и историческим значением бои за Сталинград привлекают внимание режиссёров всего мира со времён войны и до наших дней. Вспоминаем, какие фильмы сняты о Сталинграде более чем за 70 лет и сопоставляем художественную реальность со свидетельствами участников боёв.


«Сталинград» военного времени


Уже 20 мая 1943 года, что называется, по горячим следам, в США на экраны вышел художественный фильм «Мальчик из Сталинграда / The boy from Stalingrad» — одна из первых в целой череде американских кинолент, посвящённых борьбе Советского Союза против нацистов («Миссия в Москву», «Северная звезда», «Песнь о России», «Дни славы»). В ленте не показаны бои за сам город, а сюжет о группе юных сирот-партизан скорее фантастичен — хотя при этом изображён максимально реалистично. Примечателен эпизод, когда один из героев произносит, обращаясь к немцам: «Скорее Волга загорится, чем вы Сталинград возьмёте!» И финальный кадр без лишних слов говорит о том, какое значение в то время имел Сталинград для всего мира.

Сталинград в отечественном и зарубежном кинематографе Чтобы помнили, Сталинградская битва, Кинематограф, Видео, Длиннопост
«Я могу описать Россию одним словом. В нём и героизм, и высшее самопожертвование, и преданность, и все добродетели, что есть в людях. И слово это — Сталинград». Генерал-лейтенант Брехон Сомервелл, глава службы материального обеспечения войск США. Кадр из фильма «Мальчик из Сталинграда»
В СССР в том же 1943 году был снят документальный фильм «Сталинград». В нём использовалась не только советская, но и захваченная немецкая хроника. Фильм подробно рассказывал о работе снайперов, штурмовых групп, огнемётчиков, о закладке подземного фугаса, о взятии Г-образного дома. В картину вошли кадры с пленным фельдмаршалом Фридрихом Паулюсом и его штабом. Лента интересна как срез конкретной эпохи: в то время в СССР предполагалось, что после захвата Сталинграда немцы планировали идти вдоль Волги к Москве. Это убеждение прослеживается и в двух последующих советских фильмах, уже художественных.

Победный «Сталинград»


1945 год стал не только годом Победы, но и годом создания фильма «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, в котором показаны войска Ленинградского фронта. Интересен режиссёрский подход. Советские войска защищают некий неназванный «город» на берегу большой реки. При этом на них идёт 6-я армия фон Клауса (почти фон Паулюса), который позже сдаётся в плен. На немецкой карте отмечен «Stalingrad / Zarizin». За рекой создаётся артиллерийская группировка, в самом городе идут упорные уличные бои, на фланге бойцы пытаются отвлечь внимание немцев. Все это — детали борьбы за Сталинград. С другой стороны, взятый в плен немецкий сапёр, знающий время наступления, стратегическая контрартподготовка и финальный победный салют в Москве однозначно указывают на Курскую дугу. К тому же герои фильма носят погоны, а не петлицы, чего требовала бы историческая достоверность.

Таким образом, при показе событий у создателей кино появляется определенная свобода действий — то, что сейчас называют «артистической лицензией». И лейтенант Фёдоров, киногерой обороны дома № 48, — это не реальные лейтенант Афанасьев и сержант Павлов, оборонявшие дом № 39 (современный адрес, до войны он носил номер 61).

Пожалуй, именно в «Великом переломе», как ни в каком другом фильме, наглядно и исключительно атмосферно показана «кухня» советского высшего командования. В какой-то мере сражающимся на передовой даже легче:


«Этот прекрасный офицер никогда не будет расстрелян. Если ему не удастся выполнить свою задачу, он умрёт героем. У высших командиров этого преимущества нет».


А офицерам приходится постоянно принимать жёсткие — и даже жестокие — решения.


В городе находятся крупнейшие заводы (на одном только реальном Сталинградском тракторном заводе работало порядка 20 000 человек), и их необходимо эвакуировать. Но поезда нужны для доставки боеприпасов (а в реальности — ещё и для вывоза скота и тракторов). Поэтому ни промышленные предприятия, ни население не эвакуируются. В фильме прямо говорится, что «пустой город армия защищать не будет». И действительно, массовая эвакуация людей и заводов до начала бомбардировки Сталинграда немцами была запрещена. Командующий высчитывает, сколько ещё продержатся заводы под бомбами и снарядами до полного разрушения. СТЗ, Сталгрэс и другие предприятия на самом деле продолжали работу даже во время штурма города. Изготовленные танки с экипажами, частично набранными из рабочих, немедленно, «через 5–10 минут» (по словам секретаря Сталинградского городского комитета ВКП(б) Ивана Пиксина), вступали в бой.


Войска истекают кровью и требуют резервы. Сдача города грозит катастрофой для всего хода войны. Как отмечал один из героев фильма, «мы будем иметь второй, а то и третий фронт». Резервы-то есть, но командование сберегает их, невзирая на огромные человеческие потери и мольбы нижестоящих офицеров, для решающего контрнаступления — иначе они будут раздёрганы для затыкания дыр, чего и добивается противник.

Сталинград в отечественном и зарубежном кинематографе Чтобы помнили, Сталинградская битва, Кинематограф, Видео, Длиннопост
«Мы не уйдём отсюда. На том берегу для нас земли нет». Кадр из фильма «Великий перелом».

Немецкое командование стремилось опередить действия советских войск, чтобы те не успевали реагировать на всё новые прорывы. И в фильме офицеры РККА признают этот замысел безошибочным. На тактическом уровне немцы не боятся уличных боёв — превосходно, кстати, снятых, — а в обороне отстреливаются от танков до последних секунд своей жизни. Первые взятые в Сталинграде пленные действительно вели себя очень нахально — как и на экране. Такого противника как-то надо переиграть, а цена возможной ошибки необычайно высока: немцы всё ещё могут одержать победу, если советские войска ошибутся или неправильно оценят замыслы германских войск.

В фильме представлена красочная «палитра» советских офицеров. Здесь и явно «старорежимный» генерал с характерными «голубчик», «барышня», застенчивым «изволите ли видеть» — при этом он эксперт в обороне и большой знаток обороняемого города. И амбициозный представитель «новой школы», горячо жаждущий победы — но именно своей армии. И талантливый генерал, на чью долю выпали основные поражения. И командующий, на чьих плечах лежит наибольший груз ответственности.


Генералы могут яростно спорить друг с другом, орать на подчиненных и даже впадать в панику. Такая откровенность — редкое явление не только для советского, но и для мирового кино. Вероятно, это отражение реальной отставки Семёна Тимошенко и последующей пикировки между Гордовым и Чуйковым. Вопреки мнению нового командующего Сталинградским фронтом Василия Гордова командующий 64-й армии Василий Чуйков быстро отвёл свои войска и тем самым, как считал, спас их от уничтожения. По итогам боёв в излучине Дона Гордов, чью грубость отмечал не один командир, 6 августа 1942 года тоже был снят с командования фронтом. А в 1947 году, то есть уже после выхода фильма, он будет арестован и впоследствии расстрелян.


Наряду с высшими командирами блестяще показаны опытные и уверенные в себе советские солдаты. Интересно, что, по рассказам реальных красноармейцев, рост их уверенности в своих силах отмечался именно после победы под Сталинградом. Эмоциональный подъём был столь силён, что, по словам знаменитого снайпера Василия Зайцева, спать не хотелось даже после 3–4 бессонных суток. Правдоподобно и финальное взятие масс пленных крошечными группами советских воинов.


Редкость в советском фильме — цитирование зарубежного военного опыта, неоднократно выраженные надежды на второй фронт и упоминание победы англичан над Роммелем. Причём в данном случае и это чистая правда: интерес бойцов-сталинградцев к другим фронтам (в частности, к событиям в Тунисе) подтверждал, например, агитатор 38-ой стрелковой дивизии Изер Айзенберг.


Эпичный «Сталинград»

В 1949 году вышла почти трёхчасовая «Сталинградская битва». Первая серия фильма была показана 9 мая. Ленту можно назвать предвестником жанра киноэпопеи — например, знаменитого «Освобождения» 1970-х годов. В ней показан и друг СССР Рузвельт, и Черчилль в традиционном впоследствии амплуа «гадящей англичанки». По массовости участников батальные сцены сняты практически в масштабе один к одному — и, пожалуй, даже превосходят по качеству поздних «последователей». Сталинград на экране буквально стирается с земли бомбардировками, а затем перемалывается многочисленными танками (один советский наблюдатель при атаке 20 августа 1942 года насчитал «четыреста или пятьсот танков вперемежку с машинами»). Но советские части отбиваются до последнего человека, и это не раз отмечалось участниками боёв и в реальности. Бой в здании показан одним планом: камера «идёт» за сражающимися бойцами из комнаты в комнату, с этажа на этаж.


Количество аутентичной техники просто поражает: есть и танки (как ранние Т-34 с 76-мм пушками, так и немецкие Pz.Kpfw II, Pz.Kpfw.38(t), Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV разных модификаций, и даже трофейные французские R 35), и самоходки (Су-76М), и бронетранспортеры, и тягачи, и грузовики, и пушки. Редкий «гость» на экране — настоящие советские ИС-1. Конечно, ранние ИСы в Сталинграде — это анахронизм, но для кино 1940-х годов они куда более простительны, чем бесчисленные фанерные «Тигры под Москвой» (а то и 22 июня 1941 года) позднесоветского кино.

Сталинград в отечественном и зарубежном кинематографе Чтобы помнили, Сталинградская битва, Кинематограф, Видео, Длиннопост
Символический финал: пленные немцы проходят мимо знаменитого сталинградского фонтана. Кадр из фильма «Сталинградская битва»
Как полагается хорошей эпопее, не забыты в «Сталинградской битве» и труженики тыла, и моряки Волжской флотилии, и ополченцы Сталинграда, действительно работавшие на износ и героически сражавшиеся. Поэтапно раскрыт весь ход борьбы на оперативном уровне, поднята тема драгоценных резервов. Интересно, что здесь, в отличие от «Великого перелома», советские командующие уже называются настоящими фамилиями, как и сержант Павлов. Общее руководство боевыми действиями осуществляет Сталин, в самом Сталинграде — Маленков, затем идут Чуйков, Ерёменко, Рокоссовский, Родимцев, Толбухин. При этом Жуков не появляется на экране, да и упоминается лишь единожды. Хотя именно к нему обращался Сталин в знаменитой телеграмме, цитируемой в фильме: «Сталинград могут взять сегодня или завтра, если Северная группа войск не окажет немедленной помощи». А в 1960 году из картины был вырезан другой знаменитый персонаж — Берия.


Из недостатков фильма можно назвать разве что встречающийся в некоторых эпизодах чрезмерный пафос. Кроме того, всю первую серию начальник Генштаба Василевский стоит рядом со Сталиным навытяжку и произносит одну и ту же фразу: «Будет исполнено, товарищ Сталин». Во второй серии создатели фильма уже дадут и самим советским военачальникам немного подумать над планами боёв.


«Сталинград» отечественный и зарубежный


В 1956 году вышел фильм А. Иванова «Солдаты» по мотивам повести участника обороны города Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Лето 1942 года. Три человека из уже несуществующего полка. Страшно уставшие, небритые, в рваной форме и обуви, но готовые сражаться. Картины массового отступления под взглядами мирного населения не могут не вызвать в памяти другой выдающийся фильм — «Они сражались за Родину». Герои кино не раз задают себе вопросы: почему мы отступаем? Почему плохо воюем? В Сталинграде они научатся воевать, но заплатят высокую цену за это умение.

Ночная атака больше всего напоминает такие же пехотные сражения Первой мировой — увы, с теми же ошибками. Нельзя не отметить смелость создателей фильма: они честно показали, что командиры тоже могут быть неидеальными. Причём критика начальников, храбрых и безжалостных, но некомпетентных, не единожды встречается и в интервью участников битвы, сделанных «по горячим следам». К сожалению, позднее Некрасов, автор повести и киносценария, был вынужден эмигрировать, и фильм стал не слишком частым гостем на экранах.
Сталинград в отечественном и зарубежном кинематографе Чтобы помнили, Сталинградская битва, Кинематограф, Видео, Длиннопост
После неудачной атаки солдаты прячутся в воронках. Типичный пейзаж Первой мировой войны, повторяющийся под Сталинградом. Кадр из фильма «Солдаты»

Продолжение следует...

источник

Вторая Мировая

4.2K постов8.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.


Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.


Запрещено:

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

- Использование идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либерaст").

- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.


За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.


Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.


Помимо этого:

- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

- Публикация постов не по тематике сообщества.

- Провокации пользователей на срач.


Ну и всё, что запрещено правилами сайта.