"Сорвиголова" и "Электра": супергероика ранних нулевых
Помните времена, когда в супергеройском сегменте кино отсутствовала монополия и выходило множество самобытных проектов, несвязанных друг с другом? "Люди Икс", "Человек-паук", "Халк", "Каратель", "Призрачный гонщик", "Блэйд", "Сорвиголова" (да тут только Marvel, так как DC в начале нулевых были не очень продуктивны). Эти фильмы не были идеальными, но привносили в жанр что-то своё и разительно отличались друг от друга. Сегодня эти картины вызывают лёгкое чувство теплоты и ностальгии. Специально к премьере "Дэдпула и Росомахи" я решил пересмотреть ленты "Сорвиголова" (2003) и "Электра" (2005), чтобы освежить в памяти истории персонажей, чей мир так или иначе будет задействован в предстоящем блокбастере.
Мрачность и наивность Дьявола Адской кухни
В ранние нулевые вышли две экранизации комиксов Marvel, которые и пой сей день считаются культовыми блокбастерами: "Люди Икс" и "Человек-паук". У них был разный подход к стилистике, однако оба оказались хитами. В глазах студийных боссов кинокомиксы вдруг стали востребованными фильмами. "Сорвиголова" 2003-го года – продукт своего времени. Проект-суррогат, который пытается взять всё лучшее из других супергеройских картин и на этом взрастить себя.
История о слепом адвокате из Адской кухни, по ночам берущего на себя роль линчевателя, знакома каждому, кто хотя бы немного интересуется супергероикой. Фильм Марка Стивена Джонсона представляет собой типичную историю происхождения со всеми обязательными для этого тропами. Прибавьте к этому мрачность из "Иксов" Сингера и наивность "Паука" Рэйми. Что мы имеем на выходе? Очень сумбурное повествование, то и дело скачущее из крайности в крайность.
Кадр из фильма "Сорвиголова"
Местами фильм действительно выглядит чересчур жестоким (отчётливо это видно в финальном столкновении Сорвиголовы и Кингпина). И если бы такой подход сохранялся на протяжении всей картины, то, вероятнее всего, она только бы выиграла. Тем не менее Джонсон посчитал нужным разбавлять повествование совершенно неуместными юморными вставками вроде дурачливого поединка Мэтта и Электры. Он выглядит здесь максимально инородно и ломает погружение зрителя в историю.
У ленты есть две версии: театральная и режиссёрская. Основное отличие второй от первой заключается в расследовании Мэттом убийства проститутки, информирующей Бена Уриха о делах Кингпина. Сюжет не особо важный, но позволяющий больше проникнуться адвокатской жизнью Мёрдока. Тем не менее, даже без учёта данного куска истории фильм выглядит довольно перегруженным. Ориджин Сорвиголовы, линии Электры, Меченого и Фиска. Намешено слишком много всего, в результате чего ни одна из частей не выглядит полноценной.
Кадр из фильма "Сорвиголова"
Любовная линия с Электрой развивается только благодаря тому, что этого хотят авторы. Вот как это выглядит в кино: первая встреча → любовь до гроба. Позже это перерастает и в слив линии мести девушки. Не всё хорошо и у Меченого. В общем и целом он как будто бы и не особо нужен в этой истории. Однако, несмотря на то что он не является главгадом, именно он наносит Мёрдоку наибольшее количество урона. Проблема в том, что наёмник здорово оттеняет Кингпина, переводя фокус на себя. Оттого зрителю и кажется, что после победы над ним фильм должен закончиться. Но это не так.
И Дженнифер Гарнер, и Колин Фаррелл смогли интересно представить образы своих персонажей. Как и Майкл Кларк Дункан, сыгравший Уилсона Фиска. Его Кингпин совершенно не похож на версию, которую в будущем представит Винсент Д' Онофрио. Здешний Фиск – непоколебимый гангстер, в котором лишь изредка просыпается сумасшествие. Боль в том, что авторам не хватило времени на раскрытие главного врага героя. Кингпин появляется на считанные мгновения, чтобы после исчезнуть до финальной схватки.
Кадр из фильма "Сорвиголова"
Не совсем понятна финальная мораль картины. Мёрдок не желает быть убийцей. Однако на протяжении фильма он казнит двух людей. Его принципы просыпаются только во время финальной схватки с Кингпином, что выглядит как сюр. Вдумайтесь: мгновение назад он сбрасывает Меченого с колокольни, а теперь говорит Фиску, что не является убийцей. При этом оставляет в живых гангстера, знающего его тайну личности. Несмотря на придирки многих критиков к игре Бена Аффлека, мне он показался в роли Мэтта вполне убедительным. Интересный факт: актёр смог сыграть двух популярнейших вигилантов "большой двойки". И это реально достойно уважения.
В последнем блоке про фильм хочу написать слова восхваления треку Evanescence – "Bring Me To Life". Как же он хорош. И как же восхитительна сцена, в которой Электра и Мэтт готовятся к схватке. 10/10 в категории эпичных музыкальных вставок.
Фэнтези и боевые искусства Убийцы в красном
Мы уже выяснили, что "Сорвиголова" – проект-суррогат. Но чем тогда является его спин-офф? "Электра" вышла спустя два года, в 2005 году. Дженнифер Гарнер вернулась к своей роли, а в одном эпизоде (вырезанном из основной версии фильма) в камео появился Бен Аффлек. Тем не менее, несмотря на преемственность картин, фильм о наёмной убийце разительно отличается от своего предшественника. Шумный город сменяется уединённым островом, гангстеры уступают место магическим ниндзя, а борьба добра со злом теперь имеет куда большие масштабы.
Начинается фильм действительно многообещающе. Постановщиком картины выступил Роб Боумен, известный преимущественно режиссурой сериалов ("Касл", "Секретные материалы"). Интересен следующий факт: Гарнер не горела желанием возвращаться к работе над персонажем. Однако волшебное слово "контракт" заставило её передумать. И это большой плюс картины. Игра Дженнифер здесь хороша, и благодаря этому ленте всё же удаётся удерживать внимание зрителя.
Кадр из фильма "Электра"
Сюжет картины прост и наивен. Электре поручают убить мужчину и его дочь. Она проникается к ним симпатией и решает спасти от клана Руки. Несостоятельная (ещё хуже, чем в "Сорвиголове") любовная линия прилагается. По классике также присутствует друг, который обязательно пожертвует собой ради спасения главных героев. Сюда же докидываются злодей и его приспешники. О них поговорим поподробнее.
Есть главгад Кигики, главная способность которого, видимо, спидфорс. Его верным соратником выступает что-то вроде омерзительной четвёрки: Тиф (убивает всё живое вокруг себя), Стоун (нереально сильный качок), Кинкоу (просто круто дерётся с кинжалами) и Татту (оживляет свои тату). Визуально плохиши, конечно, отличимы. Но так как их основная функция – быть жертвами супергероини, то и на хоть какое-либо раскрытие характеров авторы просто забили.
Кадр из фильма "Электра"
Весь конфликт противоборствующих в картине кланов упирается в то, что Рука (злые ниндзя) хотят переманить Сокровище на свою сторону, а Стик и его ученики (добрые ниндзя) на свою. В роли яблока раздора выступает девочка Эбби в исполнении Кирстен Праут ("Кайл XY"). Вопросов к её игре нет. Образ непослушного подростка, желающего обрести друга, ей удался. А вот отец Эбби (Горан Вишнич) получился никаким. Он просто присутствует в кадре, толком не влияя на сюжет.
Пожалуй, можно сказать, что авторам удалось показать дружбу между Электрой и Эбби. Сцены с ними наполнены жизнью и здорово раскрывают таланты актрис. В финале их расставание действительно вызывает грусть, так как зритель уже привык к их дуэту. Стик на протяжении всей картины выступает в роли доброго наставника, появляясь в кадре для направления героини в правильную сторону. Типичный мудрый дед.
Кадр из фильма "Электра"
"Электра" – это драйвовый боевик с линейным сюжетом, который даже не пытается удивлять зрителя хоть какими-либо поворотами. Экшен-сцены здесь поставлены не лучше, чем в "Сорвиголове". Однако картина ощущается куда более лёгким зрелищем, чем страдания Дьявола Адской кухни. Фильм способен развлечь, а большего от него требовать и не нужно.
***
Такой была неожиданная дилогия "Сорвиголова" / "Электра". Несмотря на все недостатки, эти фильмы смогли вписать себя в историю супергероики. Говоря о периоде ранних нулевых, не назвать картину с Беном Аффлеком среди прочих считается плохим тоном. Да, "Люди Икс" запустили моду на супергероев. Да, "Человек-паук" стал образцовым развлекательным кинокомиксом. Но у любой медали есть две стороны. Дьявол Адской кухни и Убийца в красном не смогли влюбить в себя зрителя, но они стали важными кирпичиками в построении всей будущей супергероики. В конце концов, всегда есть кто-то хуже ("Женщина-кошка").
Спасибо, что обратили внимание на эту статью. Также заходите в мой телеграм, там найдутся и другие заметки.
Читайте также другие статьи цикла "Был Такой Супергерой":
А также другие материалы:
Всё о кино
23.4K постов60.3K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.