Самый необычный святой

Сегодня мы решили вспомнить именно об этом неоднозначном образе. Почему неоднозначном? Потому что это самый известный из святых, имеющий при этом вместо человеческой головы собачью. Самый известный, но не единственный, что уже говорит кое-что. Но начнём издалека и с официальной истории святого, которых, как выяснилось тоже больше одной :)

Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост

Восточная версия: В годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος, ср. лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной») был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в Numerus Marmaritarum (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum) — подразделении мармаритов (мармаридов) (выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени). Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был псоглавцем, как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре) — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность. Образ Христофора как гиганта-людоеда с собачьей головой вызывал сомнения и вёл к спорам, рождая еретические мнения, по этой причине в Константинопольском синаксаре (X век) осуществлена попытка устранить эти странные и загадочные детали облика святого. В Синаксаре, говорится о том, что ужасный образ Христофора надо понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его в язычестве.

Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Иисусом Христом в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом — мучеником Вавилой.

После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев. Когда Христофор был приведён к императору, (вариант — губернатору Антиохии), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от Бога не насилием, а хитростью. Деций призвал двух женщин-блудниц — Каллиникию и Акилину, и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом.

Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост

Западная версия: Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero, и он родился в Ханаане. В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Иакова Ворагинского.

Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста Гигант отыскивает святого отшельника и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя — Христофор, «несущий Христа». Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций — в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Теперь вспомним про «политику отмены» в отношении Христофора в обеих традициях:

Первыми его попытались запретить у нас: Святейший правительствующий синод разработал постановление 21 мая (1 июня) 1722 года о запрещением икон Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами как «противные естеству, истории и самой истине». Согласно постановлению Святейшего правительствующего синода Правительствующий сенат должен был распубликовать (опубликовать и обнародовать) распоряжение Синода от 21 мая 1722 года о запрете изображений. Но из-за популярности святого в народе публикации не было, однако в ряде случаев изображения Христофора перерисовывали так, чтобы лицо и голова у него были обычными (тогда ещё не было движений БЛМ или в данном варианте КЛМ). Изображение его без изменений сохранили старообрядцы.

Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост

День поминовения Христофора был понижен Ватиканом до уровня местночтимых праздников в 1969 году из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. Но при этом Христофор не был деканонизирован, он всё ещё остаётся святым католической церкви. При этом, изображения Христофора в западной традиции давно ушли от песиглавцев - там он обычный человек, хоть и крупный, но при этом только в западной традиции у него появляется статус «христианской версии Харона» - то есть паромщика, который перевозил через реку младенца Христа (именно такие изображения сейчас остались в западной традиции).

А как в итоге было на самом деле? А пёс его знает! Но мы попробуем накидать Вам варианты:

1. Это всё неправда - он был обычным, просто переводчики были тупые и восприняли место происхождения - Киноскефалию (местность в Греции). Или они же - от слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий». Вот Вам самое древнее изображение Христофора вместе с Георгием (примерно 6-7 век н.э.):

Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост

2. Или не переводчики, а те, кто записывал его историю и описание ужасной внешности — «звероподобный» могло быть воспринято буквально.

3. Это не переводчики, а недобитые древние египтяне, со своими звероголовыми богами - образ псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания шакалоголового Анубиса (именно там есть ещё два также псоголовых коптских святых Ахракса и Аугани на иконе из Музея Коптского искусства в Каире).

Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост

4. Ещё один вариант - Христофор был редким носителем проявившегося атавизма - когда всё тело и лицо покрывают плотные волосы - он почти покрывается шерстью, как собака.

5. Следующий вариант - образ «собачьей преданности» так передавали в иконографии (отсылочка к опричникам, да).

Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост

6. Финальная версия - он действительно был представителем народа песиглавцев (киноцефалов), о которых писал и Геродот и Марко Поло и некоторые другие путешественники.

Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост
Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост

Какой вариант выбрать - решайте сами, но мы ещё подкинем дровишек в костёр (возможно, это костёр инквизиции):

Ещё образ собаки использовали в ордене Доминиканцев - те самые «псы Божьи», чей герб - это пёс, лежащий на книге и держащий в зубах факел (по одной из версий не факел, а кадуцей) и корона над этим всем.

Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост

При всём при этом, образ собаки в религии больше отрицательный, чем положительный. Поэтому некоторые версии ещё более развивают историю про песиглавцев: возможно, что до века 17го действительно могла существовать такая необычная раса, вымершая (или скорее уничтоженная) со временем. Тут как раз и Иван Грозный в тему - ведь Опричники ездили с головами собак (притороченных к седлу вроде бы, но тут может быть два варианта - или они истребляли песиглавцев или сами были песиглавцами и тогда финт царя с уходом из Москвы к опричникам-псоглавцам еще более эпатажно выглядит чем в официальной версии).

Сейчас иконы и фрески с изображением Христофора вполне можно увидеть своими глазами, например, одна из самых известных - в Свияжске около Казани. Кстати, построенном Грозным для взятия этой самой Казани в 1551г. Ещё один голос в пользу наличия в его армии песиглавцев.

Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост

А ещё в русском фольклоре есть интересная отсылка к киноцефалам - есть такой богатырь Полкан (Палкан) - в некоторых версиях он как раз песиглавец, ну и имя как бы намекает ;).

Автор не знает как было на самом деле, но наблюдая за современным человечеством понимает, что оно вполне было способно уничтожить не только разные виды животных, но и не очень приятных внешне, хоть и разумных, созданий. Тем не менее, святой Христофор почему-то остался в памяти, несмотря на попытки запретить, изменить, затереть его изображения и информацию о нём.

В качестве последних гвоздей приведу два интересных факта:

1. В городе Раб в Хорватии хранится реликварий с черепом Христофора, но нет информации - какой точно он формы и весь ли в этой коробочке.

Самый необычный святой Христианство, Святые, Длиннопост

2. Существует письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского, который, находясь в Москве во второй половине XVII века, участвовал в «чине омовения мощей». Перечисляя различные реликвии Благовещенского собора, он описал лобызаемую пёсью голову святого Христофора: «Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: <…> глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!»

Лига историков

14.6K поста51.5K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения