Самая северная погранзастава России
«Нагурское» — городок пограничного линейного отделения войсковой части 9794, самый северный аэропорт и погранзастава России. Расположен в северной оконечности острова Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.
Поселение названо в честь польского полярного летчика Яна Иосифовича Нагурского.
Ян Нагурский
В 1980-х годах поселок объединял полярную станция «Нагурская», под руководством известного полярника Евгения Ивановича Земелькина, и несколько военных и научных городков, а именно: пограничную заставу, комендатуру, военную часть ПВО страны СССР (вч. 03184), «Омегу» и др.
В 2008 года инфраструктура полярной станции была обновлена, в составе нового городка для пограничников были построены административно-жилой корпус площадью 5000 м², гараж, энергоблок, склад ГСМ, необходимые строения водопровода и канализационной системы.
Общий вид заставы «Нагурская»
Полярная станция Нагурская получила свое название от одноименной авиабазы, место для которого выбрал в 1947 году начальник полярной авиации Герой Советского Союза Мазурук И. П.
Илья Павлович Мазуру́к (7 июля 1906—2 января 1989) — советский полярный лётчик, генерал-майор авиации.
Во время Великой Отечественной войны в ста километрах в западной части острова Земля Александры действовала немецкая метеостанция, названная «Кладоискатель», а также база отстоя и дозаправки подводных лодок. Метеостанция была открыта в рамках проекта, закодированного фашистами под названием «Вундерланд» («Страна чудес»), в 1943 году и проработала вплоть до июля 1944 года.
Остатки этой базы обнаружил в 1947 году полярный летчик Илья Павлович Мазурук, подыскивая на острове место для арктической авиабазы. Радиометеостанция размещалась в капитальных домах-блиндажах с двойными стенами, плексигласовыми окнами, с замаскированными под снег белыми крышами.
В кадре - крыша блиндажа, остатки старой немецкой метеостанции, которая была здесь во времена ВОВ.
Долгое время ее существование было загадкой. В научном сообществе шел спор: одни исследователи утверждали, что в Арктике быласекретная база для немецких подлодок, другие считали это легендой. Как бы то ни было, а немецкие метеостанции в Арктике были.
Одноименная авиабаза «Нагурская» была организована в 1947 году. Первым ее начальником стал летчик Курочкин.
В 1951 году во время облета Земли Александры группа советских полярных летчиков с участием штурмана Аккуратова обнаружила у берега на фоне каменистой оттаявшей тундры белое яркое пятно прямоугольной формы, которое оказалось крышей землянки, покрашенной белой краской.
Как стало известно из документов, обнаруженных в землянке, на остров была высажена метеорологическая группа из 10 человек под руководством лейтенанта А. Макуса и научного руководителя В. Дресса.
Экспедиция начала свою работу 15 октября 1943 года. В штате группы имелся и профессиональный охотник – Вернер Бланкенбург, который подстрелил крупного белого медведя. Весь персонал станции, отравившись медвежьим мясом, заболел трихинеллёзом, и был эвакуирован на самолете Фокке-Вульф FW 200.
В 1981 году была введена в строй пограничная застава «Нагурское».
На фото Земля Франца-Иосифа
19 апреля 1991 года была закрыта метеостанция на Земле Александры, морская гидрометеорологическая станция была закрыта в 1997 году.
12 октября 2004 года на Земле Александры установили памятную доску «в знак того, что здесь, на «Нагурской», Земля Франца-Иосифа, будет создана первая российская база, с которой начинается освоение Арктики в XXI веке». В 2006 году из Архангельска на остров Александры транспортными кораблями было доставлено 200 тонн стройматериалов и 24 единицы техники. К 2008 году был открыт новый административно-жилой комплекс в Нагурском.
Пограничник смотрит на Ледовитый океан.
12 сентября 2008 года в Нагурском прошло выездное заседание Совета безопасности РФ. Оно было посвящено «вопросам наращивания присутствия России в Арктике».
В апреле 2013 года на Нагурском был установлен автоматический метеорологический комплекс.
У пограничных собак в Арктике важная миссия: они сторожат заставу от белых медведей.
Последние нарушают границу во льдах гораздо чаще, чем люди.
По планам Минобороны аэродром в Нагурском должен быть модернизирован в 2014 году. В будущем на островах архипелага Земли Франца-Иосифа, как и во времена СССР, могут базироваться радиотехнические и специальные подразделения сил ПВО и ВВС, а также береговые воинские части, обслуживающие корабли и подлодки ВМФ страны.
Арктическую заставу охраняет 5-метровый бронзовый Николай Чудотворец
С 2012 года ведутся работы по очистке Арктики.
Полёты на Нагурскую считались одними из самых трудоёмких в Полярной авиации. В книге Кравченко Е. Д. и Карпия В. М. «С Антарктидой - только на «Вы» описано, что взлётно-посадочная полоса аэродрома начиналась на берегу, шла по узкой каменной гряде, очень напоминающей ствол дерева, за что и получила у летчиков прозвище «бревно». Взлётно-посадочная полоса «Нагурской» имела изгиб посередине.
Сложности с посадкой и взлётом на Нагурской были и летом, и зимой: так, летом по обеим сторонам полосы оттаивала земля и открывался песок-зыбун, зимой снег по обе стороны «бревна» укатывали, но полностью выровнять склоны не удавалось, и существовал риск, что самолёт снесет под уклон.
Заступление пограннаряда на дежурство.
При этом взлетать и садиться на «Нагурскую» можно было только со стороны моря, поскольку другой конец полосы почти упирался в высокие ледники, с пиков и вершин которых, не стихая, срывался сильный резкий ветер.
Полёты на авиабазу Нагурская совершались на Ил-14, Ил-18, Ан-26, Ан-72.
Летом взлетная полоса «раскисает», поэтому аэродром на острове Земля Александры работает только зимой, которая здесь длится около 10 месяцев.
По материалам из интернета
Лига историков
15.3K пост52K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения