С каких пор продавцы начали вести себя как *****? Рассказываю3
Сегодня разберём на атомы, что за манипуляция скрывается за презрительным поведением продавцов, а главное, как к этому относиться. Вот такой пост на эту тему мне прислали:
Что тут происходит на психологическом уровне
На всякий случай скажу: во-первых, не все продавцы себя так ведут, а во-вторых, так ведут себя не только продавцы.
Конечно, когда с вами общаются так снисходительно, это манипуляция — попытка скрытого воздействия на ваши чувства с целью получить от вас нужное поведение. Конкретно эта манипуляция рассчитана на ваше ответное раздражение, оправдания, бунт, подчинение. Не обязательно осознанная манипуляция, скорее привычное поведение.
Это посыл сверху вниз из Родительского эго-состояния продавца в ваше состояние Ребёнка. Скрытую транзакцию можно расшифровать так:
У меня есть над тобой власть, ты не можешь без меня разобраться в таких элементарных вещах, ты жалок
Если мы принимаем этот посыл и переходим в состояние Ребёнка, у нас есть только две стратегии: подчинение или бунт. Подчинение выглядит так:
Блин, и правда ведь висит перед глазами, надо было внимательнее смотреть прежде чем спрашивать — опять я опозорился
Если мы бунтуем, мы обвиняем не себя, а продавца:
Да блин, какого хрена из-за него я чувствую себя ущербным! Урод!
Многие люди живут в состоянии Ребёнка, даже не зная об этом: долго терпят, потом «взрываются» и так по кругу. Автор исходного поста, кстати, тоже потерпел, а потом ему пришлось выразить свой гнев на Пикабу.
Зачем продавцы, родители, мужья и жены могут прибегать к подобным манипуляциям: на бытовом языке это называется «самоутверждаться за чужой счёт». Таким поведением продавец подтверждает свою картину мира: вокруг одни идиоты! Во-первых я не так плох на их фоне, а во-вторых, я бы добился гораздо большего, если бы мир не состоял сплошь из идиотов!
Это удобная картина мира, в которой все вокруг не в порядке, и у тебя даже есть небольшая власть над людьми, которые не знают, что такое уплотнительная манжета. Как говорится: люди сами создают обстоятельства, чтобы испытывать привычные эмоции.
Что делать, если вами так манипулируют
Самое важное: автор исходного поста интерпретирует поведение продавца как «об меня вытирают ноги», «он общается с презрением и отвращением». Такая интерпретация не может не вызывать чувство несправедливости и соответствующие эмоции.
Чтобы не попадаться на эту манипуляцию, надо не принимать поведение продавца всерьез. Да, продавец пытается внушить нам, что ненормально не заметить, где висит уплотнительная манжета, но мы так не считаем. Мы знаем, что это его ежедневный спектакль.
Тут может помочь волшебная мантра:
Не человек плохой, а человеку плохо
Она помогает сместить фокус с «ужасный продавец вытирает об меня ноги» на «несчастный человек пытается как-то почувствовать себя лучше». Это не значит, что его надо жалеть, лечить и давать нами пользоваться. Это значит, что все его деструктивное поведение — это о нём, а не о нас. А нам главное не заразиться, главное — как мы себя чувствуем.
Соответственно, можно не впадать в Детское состояние, не считать, что кто-то поступает с нами несправедливо, а реагировать из Взрослого состояния:
Взрослой реакцией может быть, например, полное игнорирование формы общения продавца или наоборот, раскрытие его манипуляции:
У вас трудный день сегодня? Вы какой-то раздражительный
Прикольно, вы каждый раз так глаза закатывать будете? У меня большой список покупок)
Это не какие-то волшебные фразы, используйте свои — важно дать понять, что вы видите манипуляцию и она вас не цепляет. При этом полезно быть доброжелательным. Тогда уже продавцу придется оправдываться.
Форма ответа не так важна — можно вообще улыбнуться в ответ на подобный спектакль. Важно не чувствовать себя «не в порядке», не начинать оправдываться или взрываться в ответ — это критерий того, что вы не впадаете в детское состояние.
У меня, кстати, есть универсальный ответ в подобных случаях. Если кто-то презрительно удивляется, что я не знаю модель двигателя своей машины, марку сантехники и тому подобное, я с гордостью говорю:
Да, это не моя сильная сторона
Это такой способ напомнить себе и другим, что есть вещи, в которых я разбираюсь очень хорошо, а есть — в которых не разбираюсь. И это не стыдно — меня этим не зацепить.
Конечно, если продавец перегибает палку, вы всегда можете выразить свои искренние чувства:
Вы так неприятно общаетесь, я пожалуй куплю в другом месте. Всего вам доброго
, идите нахер
Что в итоге
Для ЛЛ:
Продавцы (и не только) общаются снисходительно, чтобы потешить свое самолюбие и подтвердить свою картину мира: кругом одни идиоты
Если мы попадаемся на манипуляцию, то впадаем в так называемое состояние Ребенка: подчиняемся или бунтуем
Чтобы не попадаться, важно помнить, что перед тобой спектакль и к тебе это не имеет отношения
На спектакль можно вообще не реагировать, можно посмеяться или раскрыть манипуляцию: «Давайте пропустим ту часть, где вы закатываете глаза, и вы мне просто продадите что мне нужно? Как вам такая идея?»
Если вам было интересно, но не понятно — подписывайтесь на наш канал про общение людей с людьми, там рассказываю подробнее. Если интересно не было — ничего страшного.
До связи!
Психология | Psychology
26.9K постов61.3K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.