Русские казаки в Париже в 1814 г.

Акварели австрийского художника Георга-Эммануэля Опица (1775-1841), который был очевидцем событий 1814 года. О самом художнике известно немного. Уроженец Праги, с 1801 работал в Вене как вольный художник-портретист.


Он зарисовал с натуры множество сценок и выполнил затем целую сюиту акварелей. Склонный к созданию «костюмных» серий, наделенный талантом улавливать комические стороны в публичных массовых действиях, Опиц запечатлел интересные эпизоды пребывания казаков во французской столице. Экзотический вид русских казаков, поначалу вызывавший изумление и любопытство у жителей, которые затем переросли в симпатию и увлеченность всем русским, вдохновил художника на изображение всевозможных ситуаций, связанных с времяпрепровождением русских в Париже. Перед зрителями предстают бивуак на Елисейских Полях, сцены прогулок казаков по улицам, рынку, общения с парижанами и парижанками, купания в Сене, посещения Лувра, сада Тюильри, кофеен..


Георг-Эммануэль Опиц оказался в Париже случайно, буквально накануне вступления в город русских войск. Он быстро переориентировался с живописания парижских нравов на подтрунивающее описание нравов русских. А наши соотечественники давали тому немало поводов. Они купались с лошадьми в Сене, как писал современник, "взламывали паркеты, чтобы растапливать свои полевые кухни на Елисейских полях", по-медвежьи тискали ручки парижанок, объедались мороженым у Тортони на бульваре Итальянцев и наступали на ноги посетителям Пале-Рояля и Лувра. Русские французам виделись незлобливыми, но и не слишком деликатными в обращении великанами. Как писал декоратор

парижских празднеств Александра I Пьер Фонтен: "Сегодня ко мне явилось четырнадцать гигантов-казаков с лошадьми и поклажей, заявив, что у них имеется распоряжение занять мой дом и столоваться у меня. Я решил смириться с первым пунктом этого требования, чтобы хотя бы избежать второго".


Однако по сравнению с пруссаками и австрийцами русские у парижан пользовались несравненно большей симпатией. Некий французский офицер признавался Николаю Тургеневу: "Я говорю с вами как с другом, потому что ваши офицеры и солдаты относятся к нам по-дружески. Ваш Александр — наш защитник и благодетель, но ваши союзники - настоящие канальи и кровопийцы!". Вероятно, имелись в виду распоряжения Александра I жестоко пресекать мародерство и грабежи (в частности, расхищение картинной галереи Лувра).

Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Русские офицеры и казаки изображены на переднем плане — они в центре внимания дам
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Действие разворачивается у входа в «Полупансион юных дам», назначение которого не оставляет никаких сомнений: на стене дома висит объявление о способах предохранения от венерических заболеваний
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Вот что писал А. Я. Миркович: «На лейб-казаков женщины смотрели с любопытством, но сначала издали. Они боялись их, полагая, что мы северные варвары, а казаки совершенно дикие, с пленных сдирают кожу. Однако удостоверившись, что они ничуть не звери, а напротив, кротки и обходительны, они стали поближе их рассматривать и, видимо, любовались красотою и костюмами наших донских молодцов
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
В изображенной сценке беседы-покупки съестных припасов донской казак с серебряной медалью 1812 г. на груди приценивается к домашней колбасе, а второй русский в крестьянской одежде отрезает от колбасы кусок на пробу
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Казаки осматривают публичные торговые места, где на продажу выставлены товары самого разного назначения: парфюмерия, галантерея и даже протезы. Здесь же видим и парикмахерские заведения. Один из гвардейских гусар писал: «Кто бывал в Париже, тот знает, что там почти птичьего молока можно достать, были бы деньги, а деньги были розданы по повелению императора Александра Павловича чуть ли не накануне, в размере двойного и тройного жалованья за все три кампании 1812, 1813 и 1814 годов
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Художник изобразил французов, собравшихся за игорным столом, а также солдат и офицеров союзных войск, наблюдающих за игрой. В отличие от карт, рулетка тогда еще не приобрела популярность в России. Большинству русских офицеров она и вовсе была неизвестна до входа в Париж. Справа от крупье стоят два донских казачьих офицера, оживленно беседующие с дамой за столом. Они не принимают участия в игре, а лишь любезно расспрашивают о чем-то свою собеседницу. Изображаемое действие происходит накануне выхода русских войск из Парижа — вероятно, в мае 1814 г
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Русские казаки пьют вино, ухаживают за француженками и развлекаются кукольным представлением, которое устроил для них юный парижанин. Он одновременно играет на дудке, на барабане и движением ноги заставляет кукол плясать. В России театр марионеток был тогда большой редкостью, и поэтому происходящее вызывает у русских явный интерес
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Оживленная толпа парижан и пара русских казаков наблюдают за выступлением бродячего актера, — тот, расстелив на земле коврик и расставив аксессуары, веселит народ карточными фокусами и раздачей конвертов с предсказаниями
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Произведения изящных искусств, свезенные Наполеоном из многих европейских стран как «военные трофеи» и ставшие украшением французских музеев, по настоянию императора Александра I остались в Париже. В мирном договоре 1814 г., подписанным союзниками с Францией, о возвращении культурных ценностей ничего не говорилось — в первую очередь благодаря русскому царю
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Произведения изящных искусств, свезенные Наполеоном из многих европейских стран как «военные трофеи» и ставшие украшением французских музеев, по настоянию императора Александра I остались в Париже. В мирном договоре 1814 г., подписанным союзниками с Францией, о возвращении культурных ценностей ничего не говорилось — в первую очередь благодаря русскому царю
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Эта акварель — одна из самых известных в парижской серии Опица. Художник изобразил сцену около моста de la Concord (или мост Генриха IV), где казаки купают в Сене и поют своих лошадей; с набережной и с моста парижане с интересом наблюдают за происходящим
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Ухарские пляски казаков, их песни и припевы... очень нравились французам», — вспоминал русский офицер И. П. Липранди. После трехлетнего военного напряжения пляска и пение во время короткого ночного отдыха становились необходимыми «атрибутами» казачьего досуга в Париже. Хмельные застолья казаков всегда сопровождались пением. Заметим, что во время военных действий вступала в силу вековая казачья заповедь — сухой закон
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Действие, вероятно, происходит на Елисейских полях или Марсовом поле — там располагался казачий бивак. За приготовлением пищи с интересом наблюдают французы, в том числе повар из расположенного неподалеку ресторана
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Художник наполнил картинку множеством сюжетов: казаки в лагере беседуют с парижанами, смотрят выступление акробатов и пьют вино; перед строем во главе с офицером проводится экзекуция — провинившегося стегают кнутом; здесь же на переднем плане изображены овцы, коза, битая птица — все, что служило пищей живущим на биваке
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Оторвавшийся от своего полка донской казак в момент вступления союзных войск в Париж. Обращает на себя внимание белая повязка на левой руке казака. Белый цвет — цвет роялистов, выступавших за реставрацию династии Бурбонов. Повязка в этот день была введена для всех союзных армий во избежание возможной путаницы из-за разнообразия мундиров
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
У витрины павильона для продажи эстампов выставлены гравюры в рамах с портретами Талейрана, Марии-Луизы, видами Москвы и Вены, а также карты Франции и театра военных действий в 1812 г. Поверх карт на прищепках развешаны листовые эстампы небольшого формата, где можно различить портреты Франца I, Александра I, Наполеона, а также карикатуры на французскую буржуазию и русских казаков
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост

Казаки гуляют в саду и приветливо общаются с детишками, пришедшими в Тюльери с нянями и мамами. Многие современники вспоминали, что уже при входе в Париж, во время прохождения по городу торжественным маршем, казаки брали на руки мальчишек и сажали их перед собой на крупы лошадей (представляю отчаяние при этом родителей, наслушавшихся ужасов про страшные людоедские обычаи "восточных варваров" - не успев войти в город, "бородатые московиты" уже похищают детей! прим.ТС).

Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Художник изобразил стычку казака и старухи-француженки весьма оборванного вида: она замахивается на него палкой, а казак выставил вперед ружье, чтобы парировать удар. За углом улицы Грамон на примыкающем к модной лавке здании видна вывеска королевской лотереи № 46
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Вооруженные французские солдаты национальной гвардии сопровождают безоружного казака с мешком за спиной и русского офицера в плаще (вероятно, улана). За ними движется толпа, состоящая из военных (по головному убору можно различить еще одного казака, русского солдата пехотных полков, драгуна или кирасира), а также мирных горожан, актеров бродячего театра, мальчишек и т. п
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Об общении русских с местными жителями один из участников войны вспоминал: «Нам представилась многочисленная толпа народа, наполнившая всю улицу и ожидавшая взглянуть поближе на неприятелей. Вскоре жители высыпали на заставу и рассеялись между нашими солдатами; появились торговки с разными съестными припасами в корзинках и с бочонками на шее. Все эти продавцы скоро рассеялись по лагерю, смело и без всякого опасения продираясь между солдатами. Забавно было видеть наших служивых, старающих любезничать с торговками, и ловкость сих последних, которые понимали намерения, не разумея слов
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Заинтересованные парижане наблюдают за прогуливающимися по городу казаками. Мужчина приподнимает шляпу в знак признательности за полученную монетку, женщины приглашают казаков посетить кофейню, над которой висит вывеска с меню. У казака в синей куртке на груди изображена медаль 1812 г. и Георгиевский крест, у казака в красной куртке — только серебряная медаль 1812 г. на Андреевской голубой ленте
Русские казаки в Париже в 1814 г. История (наука), Опиц Георг-Эммануэль, Акварель, Париж, Казаки, 1814, Длиннопост
Художник изобразил многочисленных посетителей самого известного места в Париже, о котором писало большинство русских мемуаристов. Бытовые зарисовки известного дворца оставил А. Д. Чертков: «В Пале-Рояле торговцы, владельцы ресторанов и прочие платят 3000 франков за помещение в аркаде... на третьем этаже — сборище публичных девок, на втором — игра в рулетку, на антресолях — ссудная касса, на первом этаже — оружейная мастерская. Этот дом подробная и истинная картина того, к чему приводит разгул страстей». Посещение Пале-Рояля и тесное общение с «прелестницами» часто заканчивалось дурно. Неслучайно рядом с казаками стоит женщина, торгующая презервативами

Лига историков

15.2K постов52K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения