Рукодельный магазин от А до Я. Наша история развития и про любимых сотрудников

Рыцарям малого бизнеса посвящается.


Вы готовы в бой: товар приехал и стоит в коробках, сайт запущен и... оказывается что в сутках всего 24 часа, а сделать нужно 100500 дел. И руки у вас только две... Голова идёт кругом, продажи растут, товарооборот увеличивается и наступает момент истины - найти себе помощника.


В реальном отделе ещё проще: работать без выходных вы сможете, но не долго. А если вдруг заболели? А когда грузы получать, да товар приходовать-обклеивать-выкладывать? (если отдел даже в середнячковом ТЦ - там строго запрещено это делать в рабочее время). Про отпуск можно будет забыть - у аренды и налогов выходных нет.


Мы росли постепенно и всегда искали людей "по потребностям, здесь и сейчас". Лишь один раз я взяла человека "на будущее". Потому что мы - малый бизнес и фонд оплаты труда это хороший камень на шее, который может утянуть любого на дно.


2008 год. Начинали мы, как и многие, с функционала "интернет-магазин = комната дома". Товар специфический, спрос ограниченный, поэтому места вполне хватало. На руках был полугодовалый ребёнок, что также накладывало определенные ограничения. Работа велась в основном поздно вечером. О, как же громко трещит скотч в ночной тишине :)


Все заработанное в ИМ и совместных закупках тратилось на поиск и закуп нового товара. Страна потихоньку оправлялась от кризиса 2008 и покупательская способность была отличной, тем более конкурентов у нас почти не было, как не было инстаграмма, алиэкспресса и почти никто не знал о вконтакте.


На этой вполне счастливой волне было решено пригласить в семью второго аиста, и найти помощницу на сборку и упаковку. Тем более количество товара росло, и к каждому требовалось описание и фото - а это огромные временные затраты.


Поэтому первую помощницу искали через знакомых, все отношения были "на честном слове". Тут самое главное помнить - вы ищете себе подчиненного, а не друга. Человека, который будет работать, а не пить чай и болтать с вами часами. Нельзя сближаться и быть друзьями, потому что рано или поздно настанет момент "пора уволить". Уволить человека, особенно в первые разы - очень сложно, психологически тяжело. А уволить друга? По той же причине не стоит брать на работу родственников.


Ещё один важный момент - мы впускали человека в свой дом. Это накладывало огромное количество ограничений и рушило ощущение "мой дом - моя крепость". Если вас посещают мысли найти такую помощницу - будьте готовы к этому. Кто-то привыкает, кого-то напрягает.  Мужа очень напрягало, хотя это была его идея. Ему не нравилось собирать заказы ;)


В итоге мы решили, что пора разделить дом и бизнес. Да и выдавать заказы "на скамейке около остановки" уже становилось не серьёзно. Только начав поиск подходящего помещения (чтобы сразу было место под склад и офис-компы), мы заполучили шикарное предложение... для открытия реального магазина. Тщательно все просчитав - устоять не смогли. У нас не было опыта и знаний, только молодость, крылья за спиной или вентилятор с моторчиком и желание попробовать что-то новое.


Будущий магазин располагался в очень молодом районе - и сразу решили в ассортименте делать упор на детские товары, а не только скрапбукинг. Показалось мало, чтобы привлечь покупателей,  чтобы они захотели приехать с другого конца города. Потыкали Яндекс на количество запросов по разным видам хобби, товарам которые были у моих текущих поставщиков. Лучшие запросы были у декупажа (вязание и вышивку не рассматривали изначально - это другая ЦА).


Проводя в то время огромное количество совместных закупок (я уже писала ранее про это - с них прибыль была больше чем с начинающего ИМ), я много общалась на форуме. И вот выдавая как-то заказ, я спросила у девушки: "я видела, что вы декупажите, я планирую открыть осенью магазин, вы не могли бы мне помочь с первыми закупами? Рассказать про краски-лаки, а то я в этом не очень разбираюсь". На форуме много кто выкладывал работы, я специально посетила несколько МК до этого, но спросила я почему-то именно эту заказчицу. Интуиция?


И вот уже почти восемь лет эта чудесная девушка, Елизавета, отвечает за закупы по декупажу и многому другому, работая директором реальных магазинов. У неё тоже было мало опыта по данной направленности, мы очень много делали с нуля и набивали шишки вместе. Возможно моя история была бы совсем другой, если бы я не встретила ее.


Осенью 2010 мы перевезли все товары интернет-магазина и запустили реальный отдел.


Проработав пару месяцев, стало ясно что текущие программы (сайт и РЛ) не выдерживают никакой критики.  Пришла пора обновлять сайт, делать его более удобным и связать в одну систему с реальным магазином. Ранее мы попали на мошенников с 1с, и повторения ситуации не хотели (спойлер: никому не верьте, никогда, даже крупным фирмам, а уж одиночкам тем более).


Был ещё один момент - нас взломали. Сайт был на популярной тогда CMS и я думаю это не составило большого труда. К счастью, нам попался "хороший" взломщик, он лишь на полчаса отрубил работу сайта и оставил приветственное письмо. Знатно перенервничав, я решила не откладывать этот вопрос в долгий ящик.


Обратились к ребятам, с которым раньше работала Елизавета - и через 7-8 месяцев у нас была вполне работающая система и симпатичный сайт на самописной CMS. Все было объединено и на тот момент полностью отвечало стандартам интернета и удобству работы. В дальнейшем мы неоднократно дорабатывали систему и обращались к программистам напрямую (один отвечал за 1с, другой за сайт). Главное правило - не нервничайте. Этим вы не исправите никакой сбой. Помните: вы зависимы от этих людей и в любой ситуации оставайтесь скалой. Поэтому выбирать программистов надо крайне тщательно и только по рекомендациям и советам тех, кто пользуется их услугами. Не верьте никакой рекламе, рейтингам "официальных представителей" и "мы делаем сайт черно-белому". Вот только черно-белому и делают, а остальных доят (но это уже про грустный опыт 2016 года и потерянные 200т.р за очередную шишку на лбу)


И никогда ничего не планируйте изменять в программе в пятницу. ;)


Затем мы стали искать человека на склад - также кинули клич среди знакомых и покупателей (так как моя помощница отказалась заключать официальный трудовой договор). В итоге одна покупательница связала нас с Екатериной, и оказалось, что человек покупает у нас товары с почти самого открытия - ее первый заказ N25... ;)) Так мы нашли Начальника склада. Невероятно талантливый человек во всех областях, за которые берётся. Даже спустя семь лет мы не перестаём удивляться ее фантазии и трудоспособности.


А когда мы прощались с "домашней" помощницей - выяснилось, что это именно она уговорила своего мужа, программиста, взяться за наш проект. И вот уже три месяца он над ним работает... Это был ещё один внезапный урок: "всегда расставаться миром с людьми". Да и вообще стараться не ссориться и вести ровные отношения. Никогда не знаешь, как аукнется. А ещё желательно узнавать у кого кем работают близкие родственники ;)))


Первых продавцов мы также искали по знакомым. Было страшно :) Для отдела выделили небольшое пространство для начала (товара было мало - все деньги ушли на ремонт, оборудование и з/п). Были дни, когда продажи были 100-200 рублей.


Таким образом, весной 2011 года в комнате-складе сидела Екатерина - Начальник склада, без подчиненных ;)), в другой комнате-офисе сидели втроём: я (отвечала за ИМ и все закупы, выкладки новинок), муж Андрей (работа с клиентами и обработка заказов, отправка Почтой), директор РЛ Елизавета (закуп и пробивка товаров для РЛ, учёт данных, выкладка). И в зале - два продавца, выходящих по графику 2/2.


Отдел занимал треть площади, все остальное было в постоянно меняющихся коробках, особенно зимой. Совместные закупки все ещё приносили хорошие деньги при минимальных вложениях. В те зимы (10-13 года) второй зал был полностью превращён в лабиринт коробок. 


Но в конце зимы мы узнали ужасную новость про старшего ребёнка, ей требовалась операция для изменения работы внутренних органов, в том числе пересадка. И как можно скорее, так как время и так было упущено.

Это было страшно. Вся работа отошла на второй план. Мы часами сидели в больницах, проводя обследования и собирая все необходимые анализы. Работа была отдушиной и возможностью "забыться". Хотя бы на час-два от этой страшной реальности. Особенно ночью. Операцию провели в конце апреля, и мы решили съездить летом в первый раз за три года отпуск. Потому что не было сил и хотелось забыть этот больничный кошмар побыстрее. "Друг познаётся в беде", а сотрудники в таких ситуациях. Елизавета взяла на себя очень многое в это тяжёлое для нас время. А в отпуске мы не выполняли иногородние заказы (насколько помню).


После отдыха мы вернулись в обычный ритм и даже больше.

К 1 сентября 2011 года был запущен новый (текущий) сайт и наши продажи пошли вверх ещё быстрее, а работа стала более автоматизированной - все свободное время тратилось на продвижение и поиск нового товара.


Год закончился хорошо.


Весной 2012 года стало ясно, что на пробивку товара у меня тратится слишком много времени,  и мы стали искать ещё одного человека в команду. Кинули клич в нашей группе вконтакте, и среди клиентов, и на местном сайте с работой. На уже вполне настоящие собеседования приходили разные люди. Мы заранее чётко продумали вопросы и мини-тесты, и очень старались не волноваться. ;))


Как я уже потом неоднократно убеждалась - нужно слушать свою интуицию. Она может кричать, а может шептать. Иногда молчит, и тогда тяжелее сделать выбор. В общем - мы нашли, девочка-студентка, веселая и умная, ей кто-то позвонил и сказал о вакансии - и она ни на что не надеясь пришла. И осталась с нами на долгие годы. Мы даже согласились на ее условия работы по гибкому графику, настолько она нам понравилась (но было условие - в месяц не менее ххх часов). А после получения диплома - на нормальный рабочий день. Когда 2,5 года назад она собралась в декрет - я очень испугалась. Катерина (да, мне очень везёт на это имя) - была начальником контент-отдела (из трёх человек), и я не знала, где же мне найти нового, как успеть обучить, тем более нашей специфике. За два дня до Нового года мне в вк написала девушка - "у вас случайно нет вакансий? Я умею то и то". Знаете, мне не каждый день пишут, даже не каждый месяц. Но никогда так внезапно и "в тему". Это был знак судьбы - и я позвала девушку пообщаться лично. Хотя у меня вообще не было времени на это, но я не посмела упустить этот шанс.


Пообщались, я показала наш офис и рассказала условия работы. "Подуймате, если вас все устраивает - приходите 14 января, я буду ждать". И она пришла. И делает все значительно лучше, чем Катерина до неё. Так я наглядно усвоила урок "незаменимых людей нет". И ещё раз убедилась - все случайности не случайны и интуиция очень важна.


Начало 2013 года было воистину золотым временем.


Количество заказов в ИМ было невероятным, продажи в реальном магазине радовали сердце и банковский счёт и будущее казалось радужным и безоблачным.


Продолжение следует. .

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.