«Россия в Средней Азии или Англичанка гадит» Часть 3
Автор: Денис Зуянов.
Предыдущая часть: «Россия в Средней Азии или Англичанка гадит» Часть 2
Итак, мы остановились на моменте завоевания Ташкента Черняевым. Как уже было сказано в прошлой части, присоединять Ташкент не хотели. Об этом по подробнее. Успехи русских в Средней Азии не на шутку всполошило британскую общественность. Британские журналисты и политики схватили попаболь, и на каждом углу вопили о злых русских, которые колонизируют свободолюбивые народы. Дошло даже до того, что 19 июня британский посол А. Бьюкенен прибыл к Горчакову с сильным желанием понять, какого хрена русские забыли в Ташкенте. Наши конечно-же сказали, что город присоединять к России не будут, и вообще мы тут не причем, это все Черняев самовольничает. Горчаков получил совет не награждать Чернова и на этом все кончилось. Но эти русские сделали все наоборот и Черняев получил царскую награду, и симпатии будущего императора Александра III.
Основная же проблема была в утверждённых планах. Поэтому, в связи с действиями Чернова пришлось разработать новый план, который был представлен царю в 31 октября 1864 г. По утвержденному плану, ранее намеченная граница от Сырдарьи через Сузак, Чолак-Курган по Каратаускому хребту к Аулие-Ате и Верному была отвергнута, так как проходила по пустыне, что повлекло бы увеличенные расходы на содержание войск; при такой границе пришлось бы оставить уже занятые Туркестан и Чимкент, что произвело бы «невыгодное впечатление». У старой границы обнаружились и другие недостатки: она «не дозволяла бы прочной колонизации, необходимой для устройства благоденствия края» (слишком мало оказалось земли, годной для переселенцев); «торговые пути для прямых сношений с Кокандом и Кашгаром не имели бы достаточного основания», эвакуация Туркестана и Чимкента не «смогла бы успокоить Европу». Занятые в 1864 г. среднеазиатские города, как и район озера Иссык-Куль, было решено закрепить за Россией, однако категорически отвергалась целесообразность овладения Ташкентом, ибо это вовлекло бы империю во все среднеазиатские «смуты» и «не положило бы предела нашему движению в глубь Средней Азии».
Проблема принадлежности/незалежности (нужно подчеркнуть) Ташкента стояла остро. Хитрый Бухарский Эмир предложил следующее решение: русские из города уйдут. А город, а что добру пропадать? Город войдет в состав бухарских владений.
В российском МИДе придумали еще хитрее. Ташкент остается независимы городом-государством, НО является вассалом России. Правда о последнем обстоятельстве лучше никому не знать. Как говорится, меньше знаешь — крепче спишь. Поэтому русские министры беспокоились о сне их британских коллег.
Но по замечанию самого Черняева, такую независимость можно обеспечивать только если рядом с городом будут русские войска.
«Опыт убедил меня, что если предоставить жителям самоуправление, то для охранения спокойствия и полного повиновения достаточно иметь здесь, в особой от города цитадели, один батальон и две сотни. Полиция может быть предоставлена самим жителям. Я полагал бы необходимым предоставить жителям самоуправление и вмешательство наше ограничить только одним наблюдением за должностными лицами, оставив за собой право менять их, если они не будут соответствовать своему назначению».
Тут к его мнению не прислушались, ссылаясь на то, что содержание гарнизона будет дорого обходиться, а лояльность можно обеспечить и другими методами.
Однако, Черняев влез в серию интриг, в результате которых потерял свой пост. Сначала, возникли противоречия о статусе Ташкента. После, возникли проблемы с бухарским эмиром. И в конце концов противостояние Черняева и его непосредственного начальника Н. А. Крыжановского положило крест на его карьере генерал-губернатора. Крыжановский командовал Оренбургским военным округом.
Николай Андреевич Крыжановский (1818—1888)
Вначале их отношения складывались самые что ни на есть дружелюбные. Тщеславный и падкий на награды Крыжановский думал получить их с помощью Черняева. Однако тот не поделился с ним Ташкентом. Это конечно не сделало их врагами, но их отношения стали более прохладными. Крыжановский и Черняев имели схожие черты характера — оба были инициативными, амбициозными. Будучи командующим Оренбургским военным округом Крыжановский, мог гордиться, что является часть какой-никакой, а политики. Однако Черняев своей чрезмерной самостоятельностью мешал. Черняев хотел воспользоваться своей известностью еще при жизни. Ему нужен был независимый от Оренбурга Ташкент.
Черняев был сильно обольщен доверием ташкентцев, что прибавляло ему самолюбия. Появление же в Ташкенте генерал-губернатора из Оренбурга (сентябрь 1865 г.) сильно бы ударило по авторитету Черняева. Он писал:
«Теперь мне необходим кредит более, чем когда-либо – для того, чтобы упрочить наше значение в Средней Азии, а у меня обрывают его в глазах населения, верящего до сих пор, что, кроме Государя, надо мною нет начальника. Мне постоянно адресуют: «Посланному Белым царем вместо своего глаза».
«Не могу также умолчать при этом о неблагочестивом намерении приписать все мною сделанное новому генерал-губернатору, предоставив ему все средства для овладения Ташкентом»
«Теперь приедет Крыжановский в Ташкент грозным судьей и докажет всему Петербургу, как дважды два – четыре, что я покорил край, и то потому, что не имел против себя серьезного неприятеля, но не умел его успокоить, а он, великий маэстро, исполнил это. Он уверил всех вас, что если бы не его приезд, то меня бы отсюда выгнали. Скажите, положа руку на сердце, честно ли со мной поступили? Вы знаете очень хорошо, что мне даже не было дано разрешение действовать; я все взял на свою голову. И за все меня сначала побаловали, а потом наплевали в глаза…»
Черняев много размышлял о об устройстве управления Ташкентом и Туркестанской областью, он считал, что удаленность Оренбурга пойдет во вред управлению покоренными землями. Крыжановский, однако эти доводы не внял и все же прибыл в Ташкент. Он был сильно уязвлен тем, что Черняев встретил его недостаточно почетно, не по уставу, без почетного караула. Переговоров у них не вышло. Крыжановский оставил указ о независимости Ташкента, который должен был обнародовать Черняев. Он же должен был сообщить об этом эмиру Бухары.
В своих лучших традициях, Черняев объявил о независимости, но письмо эмиру не отправил. Это и вывело из себя Крыжановского. О его состоянии можно понять из его письма к военному министру:
«По всему видно, что Черняев настойчиво придерживается одних лишь своих идей; увлекается минутными впечатлениями и берет на себя гораздо более того, что правительство может дозволить самому широко аккредитованному агенту. Продолжать вести дела области так, как они ведутся в настоящее время, признаю я невозможным и ответственность за будущее не могу принять на себя, если Черняев останется военным губернатором области после всего им совершенного. Вижу, что продолжать терпеть еще далее явное неповиновение и превышение власти я не имею права».
Император принял сторону Крыжановского. Черняева срочно вызвали в Петербург. Однако, тот опять проявил настойчивость. Он пишет письмо своему начальнику в котором говорит о том, что в случае его ухода местные поднимут восстание.
В результате переписки было решено: Черняев уходит, но по своему желанию. (Его новая будущая жена не может терпеть жаркого южного солнца.) Тут Черняев совершил свою главную ошибку: стремясь выслужиться, он уходит с малым отрядом в поход на бухарскую крепость Джизак, а затем дальше – на Самарканд и Бухару, имея при этом две роты пехоты и четыре казачьи сотни при двух орудиях. Цель похода — освободить ранее захваченных Струве и других членов посольства. Не добившись никакого успеха, он уходит. Но информация о походе доходит до Крыжановского.
Черняева так срочно отзывают в Петербург, что тот по началу не хотел сдавать свой пост приемнику. Однако 31 марта 1866 г. он покидает Ташкент. В Петербурге, однако, его не сильно наказали. Император слегка пожурил за конфликт с Крыжановским. А потом сказал: «Посиди здесь года два, а потом получишь такое назначение, что забудешь свой Ташкент». В Петербурге он женился на Антонине Александровне Вулферт.
Черняев, будучи в столице, интриговал против своего преемника — генерал-майора Д.И. Романовского. Кончилось все тем, что Романовский подал в отставку и потребовал официального расследования. На пост генерал-губернатора Туркестанского края был назначен генерал-адъютант Константин Петрович фон Кауфман. До этого он полтора года был Генерал-губернатор Северо-Западного края (Виленская, Ковенская и Гродненская губернии).
На посту Генерал-губернатор Северо-Западного края, Кауфман продолжал политику своего предшественника. Будучи сам человеком реформаторских убеждений, но и государственником, Кауфман так понимал свою задачу: максимально замирить край, наказать виновных в мятеже, сохранить целостность империи. Однако, дела не пошли и через полтора года его сняли поста. Казалась бы, карьера уже закончена. Полузабытый, он скромно жил на Васильевском острове, в то время как «высшие сферы» напряженно обсуждали проблему новых территориальных приобретений на дальних юго-восточных рубежах империи.
11 июля 1867 г. был принят специальный закон: было создано Туркестанское генерал-губернаторство в составе двух областей – Сырдарьинской и Семиреченской.
Границы на 1867 выделены черным цветом. Красное — Сырдарьинская область. Фиолетовая — Семиреченская
По рекомендации Д.А. Милютина генерал-губернатором нового края был назначен К.П. фон Кауфман. Царским манифестом от 17 июля 1867 г. ему были предоставлены неограниченные полномочия «к решению всяких политических, пограничных и торговых дел, к отправлению в сопредельные владения доверенных лиц для ведения переговоров и к подписанию трактатов, условий или постановлений, касающихся взаимоотношений России с этими странами»
Константин Петрович фон Кауфман (1818 — 1882)
На этом остановимся, в следующей части поговорим о том, как пошли дела у Кауфмана на новом месте, как развивались отношения с Бухарой, и почему войны было не избежать.
Если вы интересуетесь данной темой и желаете найти больше информации, читайте книгу Е. А. Глущенко. «Россия в Средней Азии. Завоевания и преобразования». Её я и использовал в качестве источника.
Источник: https://vk.com/wall-162479647_60634
Автор: Денис Зуянов. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257748551
Личный хештег автора в ВК - #Зуянов@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)
Лига историков
15.2K поста51.9K подписчик
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения