Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3

Травма под правой бровью Есенина. Почему полуоткрыт глаз мертвеца?

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Некоторые исследователи утверждают, что эта почти идеальная круглая форма повреждения является входным отверстием от пули (поэта застрелили, а затем повесили мертвое тело) [45]. Однако, без сомнения, в этом случае она бы разрушила мозговую ткань головы.

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Например, так выглядит повреждение от пули при сквозном ранении мозга [31].

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Такой вид имеет повреждение от пули при несквозном ранении мозга [31].

Ничего подобного обнаружено не было. Сосуды мозгового вещества были неповреждёнными; на послойных срезах мозга его структура была однородной и блестящей [22], [23], [24]. В связи с этим можно уверенно заявить, что рана под бровью поэта могла возникнуть только при ударе канделябром и последствия этого воздействия воспрепятствовали полному закрытию правого глаза Есенина после наступления смерти. Доказательства предоставляются.

Канделябр – предмет, функцией которого была создавать освещение пространства любого помещения в вечернее и ночное время с использованием свечей, количество которых могло быть от двух и более штук. Кстати, осветительный прибор с одной свечой называется подсвечник и в этом их основное конструктивное отличие. Канделябр со временем стал предметом роскоши, что способствовало развитию дизайна при создании различных моделей. На разных элементах изделий стало модным воспроизводить декоративные приливы и орнаменты, инкрустировать драгоценными камнями, золотом и серебром.

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Внешний вид двух канделябров, изготовленных из серебра. [46].

Отчётливо просматриваются изящные объёмные металлические выступы. Вполне вероятно, что канделябр в апартаментах № 5 отеля «Англетер» мог иметь подобное оформление на его конусообразной центральной части, и в связи с этим проиллюстрируем возможность образования травм на лице поэта от ударного воздействия предметом такой формы.

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Стрелки чёрного цвета – подкожные кровоизлияния, которые могли возникнуть только прижизненно после удара. Стрелки красного цвета указывают на явные признаки перелома верхней части правой глазницы (сравните с неповреждённой надбровной костью левого глаза).

А теперь представим фотографию из современной травматологии [47].

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Полуоткрытое положение обездвиженного века глаза вследствие перелома правой верхней кости глазницы (присутствует подкожное кровоизлияние). Контур синего цвета - зона повреждения лба; нарушена симметричность расположения бровей относительно друг друга. Линия и стрелка оранжевого цвета указывают на наличие и направление перелома носа со смещением.

По основным визуальным признакам эти травмы подобны травмам лица Есенина. Проникающая рана под бровью и повреждение кости орбиты глаза от удара канделябром вызвали разрушение и паралич мышц верхнего века, и именно по этой причине правый глаз поэта после смерти остался не полностью закрытым.

Конфигурация петли.

След от удушения на шее трупа называется странгуляционная борозда, и в акте патологоанатомического вскрытия тела Есенина существует её описание.

«На шее над гортанью – красная борозда, идущая слева вверх и теряющаяся около ушной раковины спереди» [22], [23], [24].

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Труп поэта в морге [27]. Стрелка оранжевого цвета - след от петли согласно акту экспертизы. Зелёная стрелка – возможное направление верёвки слева, привязанной к отопительной трубе и оставившей повреждение над ушной раковиной. Стрелка красного цвета - странгуляционная борозда, проходившая под ушной раковиной на заднюю часть шеи.

«Справа борозда идет немного вверх к затылочной области, где и теряется» [22], [23], [24].

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Труп поэта в морге [27]. Оранжевая стрелка - странгуляционная борозда согласно акту экспертизы. Зелёная стрелка – возможное направление верёвки справа, терявшейся в волосах головы и привязанной к отопительной трубе. Красная стрелка – стангуляционная борозда с ярко выраженным отпечатком фактуры верёвочной петли и образованием кровоизлияния (тёмная зона), уходившая на заднюю поверхность шеи Есенина. Чёрная стрелка – след на коже, который сформировался в результате продолжительного наклонного положения головы поэта в петле.

Направление странгуляционных борозд на обратную сторону шеи трупа указывает на то, что верёвка была намотана на эту часть тела с целью исключения возможности соскальзывания удушающей петли, и этот вывод подтверждает в воспоминаниях свидетель, который находился на месте обнаружения погибшего - верёвка была замотана вокруг шеи Есенина как шарф [12]. Её чёткий оттиск на правой поверхности шеи мертвеца и подкожное кровоизлияние указывают на зону максимального сдавливания, обусловившей наклон головы умершего к его правому плечу (подтверждается ущемлением кожи между следами борозд) и вперёд до контакта переносицы поэта с горячей трубой отопления («лицевая часть головы соприкасалась с ней» [5], [6]).

На основании представленной информации вполне возможно схематично восстановить реальную конфигурацию смертельной удавки.

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Синий контур –  технологический изгиб трубы отопления. Линия черного цвета: слева нисходящий конец верёвки, привязанный к трубе; в центре петля, намотанная вокруг шеи Есенина; справа восходящий конец верёвки, закреплённый на изгибе той же трубы. Детализация в приложении 3.

И действительно, это самое простое решение для осуществления подвешивания тела поэта в условиях «цейтнот» (не было времени долго думать и что-то изобретать и оно спонтанно возникло в разуме представителей правоохранительных органов с целью имитации самоубийства). Однако никто из агентов ГПУ не подозревал, что они вешали ещё живого Есенина, находившегося в бессознательном состоянии в результате травмы головы.

1925 год. Расположение комнаты № 5 в отеле «Англетер».

Документально установлено, что до большевистского переворота в октябре 1917 года на первом этаже холла гостиницы находилась коммерческая аптека [5], [6]. Экономическая целесообразность её размещения непосредственно в отеле была вполне очевидна для главного менеджера гостиничного комплекса – люди, проживавшие в апартаментах на втором, третьем и четвёртом этажах здания, в любое время суток, особенно в условиях плохой погоды (дождь, снегопад, холод), могли, не выходя из гостиницы, приобрести необходимые им лекарственные средства. Помещение состояло из двух смежных комнат: первая представляло собой приёмный зал для посетителей с двумя окнами, вторая, небольшая и без окон, освещаемая электрическим светом, служила складом для медицинских препаратов. После революционных потрясений аптечное учреждение обанкротилось, и администрация отеля приняла решение реконструировать зал для посетителей бывшей аптеки в гостиный номер. Вторая смежная комната была не пригодна для жилья, и поэтому проходной проём между ними был перекрыт шторой и атрибутом мебели.

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Комната С. Есенина (место происшествия) [25]. Стрелка оранжевого цвета – расположение шторы. Стрелка красного цвета – расположение двухстворчатого шкафа.

Для доказательства того, что апартаменты поэта находились на первом этаже отеля «Англетер» и слева от парадного входа, воспользуемся фотографией двери его комнаты (январь 1926 года, спустя две-три недели после трагедии [21]), и методом фронтальной (одноточечной) перспективы [48], [49] построим расположение апартаментов в гостинице.

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Результат построения и можно делать выводы.

Чёткие по конфигурации тени от двух передних опор кресла (их направление обозначено красными стрелками) указывают на то, что они возникли в результате прямого и естественного дневного освещения из окна, находившегося напротив этого предмета мебельной обстановки. На центральной части входной двери в комнату Есенина присутствует световой блик, который скрыл часть линии её левого косяка и часть линии створа (обозначен оранжевым контуром), и который мог возникнуть только при отражении от поверхности двери яркого светового потока, исходящего из расположенного напротив окна. Эти эффекты могли реализоваться одновременно только при одном условии – окно, которое освещало пространство, должно было иметь достаточно большие размеры по ширине и высоте. И такой оконный проём обнаруживается на фотографиях фасада здания, выполненных в разные периоды времени существования отеля, и, самое главное, он находился и до сих пор находиться на первом этаже слева от входа в гостиничный комплекс.

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Отель «Англетер». 1931 год. Увеличенный фрагмент фотографии [14]. Вход в гостиницу и окно, через которое образовались тени от опор кресла и световой блик на двери комнаты.

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Парадный подъезд отеля и большое окно слева от него. Современный фотоснимок [50].

В 1987 году гостиница была разрушена и на этом же месте она была восстановлена в течение нескольких лет с сохранением исторического фасада здания, расположения окон апартаментов, и компоновки коридоров между гостиными номерами второго, третьего и четвёртого этажей отеля.

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Коридор отеля «Англетер». Современная фотография [50].

Вполне очевидно, что размещение кресла в относительно узком проходе коридора исключено, так как этот атрибут мебели создавал бы затруднение свободному перемещению клиентов. Двери и стены гостиных номеров препятствуют проникновению дневного света в коридорное пространство, и поэтому оно освещается электрическим способом (кстати, неравномерно, что наблюдается на фотоснимке). В связи с этим можно уверенно утверждать, что возникновение отражения яркого светового потока (солнечных лучей) от поверхности двери комнаты Есенина и образование теней от передних опор кресла, реализовались в совершенно других условиях и конкретно в холле на первом этаже гостиницы «Англетер».

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Условная авторская реконструкция первого этажа отеля и апартаментов поэта в 1925 году.

Впоследствии стены комнаты, где погиб Есенин, были разрушены, и её площадь стала частью холла.

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Отель «Англетер», современная фотография [59]. Холл и окно, которое освещало дверь апартаментов поэта на фотоснимке 1926 года.

Расположение окон комнаты Есенина.

Из представленной реконструкции апартаментов поэта следует, что два оконных проёма находились на стороне, противоположной фасаду здания и выходили они во внутренний замкнутый двор гостиничного комплекса, который существует до сих пор.

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Фотография отеля «Англетер» с космического спутника [51].

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив
Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

Современное благоустройство территории внутреннего двора [52], [53].

Право доступа для прогулок и отдыха в этом замкнутом пространстве в 1925 году и в последующее время предоставлялось только клиентам гостиницы. За выполнением этого условия неукоснительно следил портье первого этажа отеля. По указанной причине проникновение туда посторонних, в том числе поклонников поэта и даже его вдовы в январе 1926 года, было абсолютно невозможно, и поэтому никто из них никогда не имел возможности сфотографировать на память два окна комнаты № 5 с этого направления. А гостям отеля в этом не было нужды: многие люди, проживавшие в гостиничном комплексе тогда и впоследствии, вообще не знали кто такой Есенин.

Представленная информация ставит под сомнение предположение некоторых исследователей [5], [54] о расположении апартаментов № 5 (да ещё и с балконом!) на втором этаже фасада отеля и обоснованно подтверждает версию автора данной публикации о нахождении места происшествия на первом этаже гостиницы.

Заключение.

Убийство С. Есенина не планировалось. Он, неуклонно спивавшийся человек, абсолютно не представлял никакой угрозы политическому режиму Страны Советов. Требовалось задержать поэта и в сопровождении охраны доставить его в город Москва для судебного разбирательства по делу об оскорблении высокопоставленного большевистского чиновника. При аресте нетрезвый Есенин оказал яростное сопротивление и в результате этого один из представителей ГПУ в панике нанёс ему удар канделябром в лобную часть головы, который вызвал возникновение потери сознания, и, возможно, состояние комы. Все действия сотрудников правоохранительных органов привести в чувство травмированного человека не имели успеха, и они пришли к выводу, что Есенин мёртв. Тогда было принято решение имитировать акт самоубийства. Привязали к изгибу отопительной трубы верёвку от дорожного чемодана, находившегося в комнате, и повесили тело, которое внезапно стало проявлять в агонии признаки жизни (правая рука поэта согнулась в локтевом суставе и её пальцы обхватили трубу отопления в надежде прервать процесс удушения, однако шансов на спасение у Есенина не было). Фактически произошло непредумышленное убийство, которое в современной судебной практике законодательно классифицируется как причинение смерти по неосторожности [56]. Попытка ареста Есенина закончилась скандальным крахом, и чтобы не было следов причастности ГПУ к трагическому инциденту, в архивных документах этой организации отсутствуют какие-либо сведения о проведении акции по задержанию поэта в отеле «Англетер». Вполне вероятно, что участники группы захвата со временем были ликвидированы, чтобы не проболтались. Бесследно исчез портье первого этажа отеля, возможно видевший этих представителей государственной службы безопасности, входившими в комнату № 5, а затем покинувшими её поздним вечером 27 декабря 1925 года.

С. Есенин однозначно не мог совершить суицид, потому что он, по воспоминаниям людей, общавшихся с ним перед его смертью (24-27 декабря), приехал в город Ленинград на постоянное место жительство, чтобы заниматься творческой деятельностью и имел большие планы на будущее, несмотря на его сильную алкогольную зависимость. Драматическое происшествие произошло в апартаментах № 5, находившихся на первом этаже отеля слева от парадного входа и окна комнаты поэта выходили на сторону противоположную фасаду здания, во внутренний двор гостиничного комплекса.

Приложение 1.

Труп поэта был обнаружен в комнате отеля «Англетер» в 10 часов 30 минут утра по местному времени 28 декабря 1925 года, и этот день официально признан датой его смерти. Однако существуют два аргумента, которые позволяют автору публикации предполагать и даже утверждать, что человек умер вечером 27 декабря 1925 года после 21 часа, но не позднее 22 часов 30 минут.

Аргумент первый. Это эскиз [29], который выполнил художник В. Сварог после освобождения трупа Есенина из петли и его размещения на ковровом покрытии помещения комнаты, где произошло трагическое событие [27].

Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 3 Трагедия, Расследование, Убийство, СССР, Сергей Есенин, Поэт, Документальный фильм, Исследования, Эксперимент, НКВД, Литература, Выстрел, Фотография, Длиннопост, Негатив

На изображении обнаруживаются явные признаки окончательно завершившегося процесса трупного окоченения. Правая рука была неспособна распрямиться. Ноги поэта находились в перекрещенном и не разгибаемом состоянии (об этом красноречиво свидетельствует положение подошв обуви мертвеца, развёрнутых по отношению друг к другу почти на 180 градусов!). Левая часть грудной клетки трупа была значительно и неестественно приподнята относительно правой её половины (то есть мышечные ткани уже настолько одеревенели, что не позволили телу умершего человека расслабиться и расположиться горизонтально на ровной поверхности ковра апартаментов). Кроме того, в акте патологоанатомического вскрытия Есенина зафиксировано: «трупные пятна его нижних конечностей имели тёмно-фиолетовый цвет, указывавший на то, что покойник в повешенном состоянии находился продолжительное время» [22], [23], [24]. В соответствии с результатами криминалистических исследований [63], [64] подобные трупные пятна у погибшего в петле человека и полное устойчивое окоченение всех его мышц возникают в течение 12 часов после смерти. Если с момента обнаружения мертвеца в десять часов тридцать минут утра двадцать восьмого декабря повернуть большую стрелку часов на двенадцать оборотов назад, то получается, что в 22 часа 30 минут вечера 27 декабря 1925 года Есенин был уже мёртв.

Второй аргумент. Согласно свидетельским показаниям и воспоминаниям В. Эрлиха, близкого друга Есенина, он был последним человеком, видевшим поэта живым вечером двадцать седьмого декабря 1925 года, когда вошёл в комнату № 5 ровно в двадцать один час под предлогом забрать там забытый по рассеянности его личный портфель. Несколько минут спустя В. Эрлих покинул апартаменты, держа в руке этот предмет [5], [10]. Далее события развивались по сценарию, изложенному в основной части данной публикации.

Конец третьей части......

Часть 2 Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 2

Часть 4 Реконструкция обстоятельств гибели С. Есенина. Часть 4 (заключительная)