Разрешение президентом регионам самостоятельно запрещать вейпинг: правовые и экономические парадоксы
Инициатива предоставления регионам права самостоятельно вводить запрет на вейпинг, несмотря на единую федеральную политику акцизов и маркировки, вызывает ряд системных вопросов. Это решение, которое на первый взгляд кажется расширением полномочий местных властей, при ближайшем рассмотрении выявляет серьезные противоречия в государственном регулировании и создает почву для новых проблем.
Основная причина которая озвучивается политиками, это доступность ЭСДН несовершеннолетним, в статье предложим новый подход, который, как мы надеемся будет введен, вместо полного запрета.
1. Акцизы, «Честный ЗНАК» и правовая неопределенность: зачем было создавать систему, чтобы ее разобрать?
Всего несколько лет назад государство вложило значительные ресурсы в построение централизованной системы регулирования рынка никотинсодержащей продукции. Были введены:
Акцизы. Специальные марки акцизного сбора для всей продукции, средства от которых идут в федеральный бюджет.
Система маркировки «Честный ЗНАК». Единая система прослеживаемости оборота товаров от производителя до конечного потребителя, предназначенная для борьбы с контрафактом и обеспечения легальности продукции.
Единые технические регламенты (ТР ТС). Установлены стандарты качества и безопасности для всей продукции на территории ЕАЭС.
Возникает закономерный вопрос: Если теперь каждый регион может в одностороннем порядке запретить оборот этой продукции, то в чем смысл этих общегосударственных мер? Получается, что бизнес, который инвестировал в соблюдение этих строгих и дорогостоящих норм (закупил оборудование для маркировки, платит акцизы), теперь может быть уничтожен решением одного губернатора. Это создает крайне нестабильную и непредсказуемую бизнес-среду, дискредитирует доверие к федеральным регуляторным инициативам и ставит под сомнение целесообразность уже потраченных бюджетных и частных средств.
2. Логистический и правовой хаос: как пересекать границы регионов?
Полный запрет в одном регионе при его разрешенности в соседнем порождает абсурдные сценарии, которые практически невозможно контролировать.
Проблема перемещения граждан. Как будет рассматриваться гражданин, купивший устройство или жидкость в легальном регионе (например, в Москве) и использующий его в регионе с запретом (например, в соседней области)? Будет ли это административным правонарушением? Как правоохранительные органы будут доказывать, где был приобретен товар?
Контроль на границах регионов. Создание контрольно-пропускных пунктов на административных границах для досмотра на наличие запрещенной продукции — это возврат к средневековым обычаям и абсолютно нереалистичный сценарий для современной России. Это парализует логистику и создаст невероятные сложности для простых людей.
Почтовые и курьерские отправления. Будет ли запрещена пересылка данной продукции почтой или курьерскими службами из «разрешенного» региона в «запрещенный»? Как это контролировать? Это приведет к колоссальному росту нелегальных почтовых отправлений и создаст новый пласт для коррупции.
Такой подход не укрепляет правопорядок, а наоборот, создает правовой вакуум и условия для массового нарушения закона.
3. Технологическая уловка: появление «ингаляторов» и других лазеек
История регулирования подобных рынков показывает, что запрет на конкретный тип продукта приводит не к его исчезновению, а к технологической и юридической адаптации.
Ребрендинг и новая терминология. Производители могут легко переименовать продукцию в «ароматические ингаляторы», «карманные испарители» или «устройства для доставки ароматических композиций», формально не попадающие под определение «электронных систем доставки никотина» (ЭСДН), указанное в запрете.
Продажа компонентов по отдельности. Возможен сценарий, когда устройства и безникотиновые жидкости будут продаваться как товары, не подпадающие под запрет, а никотинсодержащие компоненты — уходить в еще более опасное подполье.
Сложность доказательства. Чтобы привлечь к ответственности, правоохранителям нужно будет доказать, что устройство является именно вейпом, а не «ингалятором», и что жидкость содержит никотин. Это потребует дорогостоящих экспертиз и сделает правоприменение крайне неэффективным.
В итоге, запрет приведет не к снижению потребления, а к уходу рынка в тень, где нет никакого контроля за качеством и безопасностью продукции.
4. Табачные компании vs. новые игроки: подозрения в недобросовестной конкуренции
Многие эксперты и участники рынка видят в этой инициативе лоббистское влияние крупных табачных компаний. Аргументация следующая:
Устранение конкурента. Традиционные табачные компании теряют рынок из-за перехода части потребителей на электронные системы доставки никотина, которые воспринимаются как менее вредная альтернатива.
Нерегулируемый рынок выгоден гигантам. Полный запрет легального оборота вейпов не означает, что спрос исчезнет. Он переместится в нелегальное поле. Крупные табачные компании, обладающие огромными ресурсами и криминальными связями, гораздо лучше подготовлены к работе в «серой» зоне, чем легальные средние и малые бизнесы, которые просто разорятся. Они могут наладить контрабанду и нелегальное производство, еще больше увеличив свои прибыли.
Сохранение рынка сигарет. Поддерживая запрет на альтернативы, табачные гиганты пытаются вернуть потребителей к традиционным сигаретам, оборот которых они полностью контролируют.
Потери выручек среди табачных компаний - По данным за 2023-2025 год табачные компании получают отток по выручке и принимают все возможные меры для ее восстановления.
Таким образом, под видом заботы о здоровье нации может проводиться политика, направленная на уничтожение конкурентного рынка в интересах одной группы лоббистов. При этом вопросы связанные с запретом традиционных сигарет не стоит, любопытная закономерность.
5.Возможное решение: подтверждение возраста через Госуслуги и QR-код для ограничения продажи вейпов несовершеннолетним
Как это работает?
Сканирование QR-кода покупателя.
При покупке вейпа или жидкостей продавец просит покупателя предоставить QR-код из мобильного приложения «Госуслуги» (раздел «Подтверждение личности» или аналог). Этот код содержит только минимально необходимую информацию: фотографию, ФИО и дату рождения без доступа к другим персональным данным.
Проверка через терминал продавца.
Торговая точка оборудуется простым сканером (например, на базе смартфона или планшета с камерой), подключенным к системе проверки. При сканировании кода система автоматически определяет возраст покупателя и подтверждает его совершеннолетие. Данные не сохраняются — проверка происходит в режиме реального времени.
Фиксация операции.
Для учета и предотвращения злоупотреблений система может фиксировать факт проверки (без сохранения персональных данных) в закрытом реестре, доступном только контролирующим органам.
Преимущества подхода
Высокая точность.
Данные с «Госуслуг» надежны, так как портал требует верификации личности через МФЦ, банк или другие уполномоченные учреждения. Это исключает использование поддельных документов.
Сохранение конфиденциальности.
Продавец не видит паспортных данных покупателя — только факт подтверждения возраста. Это снижает риски утечки персональной информации.
Масштабируемость.
Решение легко внедрить в любом регионе без создания дополнительных бюрократических барьеров. Оно может быть интегрировано с онлайн-кассами и системами учета.
Удар по нелегальному рынку.
Легальные магазины, использующие такую систему, демонстрируют социальную ответственность, тогда как нелегальные точки продолжат продажи без проверок. Это усилит позиции легального бизнеса и упростит контроль для правоохранительных органов.
Почему это лучше полного запрета?
Не нарушает права взрослых.
Совершеннолетние потребители сохраняют доступ к продукции, а государство — к акцизным сборам.
Снижает риски черного рынка.
Вместо тотального запрета, который усугубит контрабанду, решение точечно ограничивает целевую группу риска — несовершеннолетних.
Технологичность.
Использование QR-кодов и государственных цифровых платформ соответствует курсу на цифровизацию услуг и повышает эффективность контроля.
Возможные сложности и пути их решения
Техническое оснащение малого бизнеса.
Для небольших магазинов затраты на сканеры могут стать существенными. Однако 99% уже оснащены сканерами которые умеют считывать DM кода для работы с Честным Знаком
Сопротивление рынка.
Некоторые продавцы могут саботировать систему. Здесь нужны строгие штрафы за отсутствие проверки и интеграция с Честным Знаком или онлайн-кассами.
Дублирование для иностранцев.
Туристы или нерезиденты не имеют доступа к «Госуслугам». Для них можно сохранить традиционную проверку по паспорту.
Использование чужих QR кодов. Для решения данной проблемы, рекомендуем обновлять QR код по времени, и если выявить расхождение более 5 минут не разрешать продажу.
Заключение: запрет как путь к росту проблем
Предоставление регионам права запрещать вейпинг — это не решение проблемы, а создание новых, гораздо более серьезных. Оно обесценивает ранее выстроенную федеральную систему регулирования, приводит к правовому хаосу, стимулирует развитие черного рынка и вызывает обоснованные подозрения в недобросовестной конкуренции.
Вместо фрагментации законодательства и радикальных запретов, которые никогда не были эффективны, необходим взвешенный государственный подход: ужесточение контроля за оборотом (запрет продажи несовершеннолетним, ограничение рекламы), просветительская работа о потенциальных рисках и развитие качественной научной базы для принятия дальнейших решений. Иначе под ударом окажутся не только предприниматели и потребители, но и сама логика государственного управления.
Внедрение проверки возраста через Госуслуги и QR-код — это современный и эффективный способ защиты несовершеннолетних от доступа к вейпам. Он позволяет избежать крайностей тотального запрета, сохраняет легальный рынок и соответствует цифровой повестке государства. Такой подход точечно решает проблему, не создавая регионального правового хаоса и экономических потерь.