Разбираем айсберг с интересными биологическими теориями. Часть №1
Приветствую друзья, в комментариях к посту про "Айсберг биологии" люди попросили разобрать и пояснить некоторые темы. Поэтому в этой статье постараюсь подробно расписать все уровни айсберга. Возможно из-за количества информации придётся разделить статью на несколько частей.
Самое интересное будет внизу, но рекомендую пройти все уровни, для лучшего понимания.
Рекомендуемая музыка во время прочтения: John Gilmore Main Theme Willbefine x Shuai Sillo
Уровень №1. Небо. Термины и теории знакомые всем людям учившимся в школе
Зоология - наука о животных, одна из двух (наравне с ботаникой) самых древних и известных человечеству биологических наук;
Ботаника - наука о растениях, одна из двух (наравне с зоологией) самых древних и известных человечеству биологических наук;
Общая биология - наука изучающая базовые и общие закономерности развития и функционирования всех живых организмов. Основная биологическая наука изучаемая в рамках школьного курса биологии, главной задачей которой является формирование правильной, научно-обоснованной картины мира у детей;
Четыре царства - концепция живого мира, изучаемая в начальной и средней школе. В основе лежит разделение всех живых существ на 4 царства: животные, растения, грибы и бактерии. Вирусы обычно не упоминают, либо включают в отдельную группу;
Сельское хозяйство - одно из древнейших направлений деятельности человека, основывается на знаниях из ботаники и зоологии. Является важнейшим фундаментом экономики и цивилизации;
Эволюция - процесс развития и адаптации объектов живой природы к изменяющимся факторам среды. Одна из базовых биологических концепций лежащих в основе современной биологии. Имеет множество теоретических, археологических и экспериментальных подтверждений;
Теория Дарвина - самая известная биологическая теория, которая гласит, что:
Все виды организмов возникают и развиваются путем естественного отбора небольших наследственных вариаций, которые увеличивают способность индивида конкурировать, выживать и размножаться.
Уровень №2. Вершина айсберга. Углублённые знания школьного и базового вузовского уровня
Микология - наука о грибах. Долгое время люди считали грибы лишь ответвлением растительного мира, пока не было выяснено, что представители этого царства не способны к фотосинтезу и поглощают готовые питательные вещества из почвы.
Микробиология - наука изучающая микроскопических живых существ (микроорганизмов). В отличии от других наук (например бактериологии, вирусологии) изучает объекты вне зависимости от того, к какому царству они относятся (грибы, бактерии, простейшие и т.д.). Появилась относительно недавно (~16-17 век), когда человечество изобрело микроскоп.
Медицина - группа наук изучающая болезни человека и методы их лечения. Несмотря на то, что это одна из древнейших наук (первые трактаты датированы ~770 годом до н.э.) по прежнему сильно мифологизирована в обществе.
Шесть царств - концепция шести царств изучается на уровне старшей школы/первых курсов института и включает в себя два дополнительных царства: простейшие (протисты) и археи.
Цитология - наука о клетках. Клеточное строение организмов (клеточная теория) - это базовая биологических концепция лежащая в основе современной биологии. Основной постулат:
Клетка — это элементарная, структурно-функциональная единица всего живого. Многоклеточный организм представляет собой сложную систему из множества клеток, объединённых и интегрированных (встроенных) в системы тканей и органов, связанных друг с другом (c) Википедия. Первый постулат современной клеточной теории.
Генетика - наука изучающая изменчивость и наследственность живых организмов, т.е. способность сохранять и передавать свои уникальные признаки потомству. Передача и реализация признаков происходит с помощью генетической информации зашифрованной в виде генов.
ДНК - молекула обеспечивающая хранение, передачу и реализацию генетической информации в клетках. Содержит информацию о структуре различных белков (последовательность аминокислот), которые и выполняют большинство процессов внутри клеток.
Вирусология - наука о вирусах. Вирусы представляют собой единственную неклеточную форму жизни. Они состоят из плотной белковой оболочки (капсида) и генетической информации (в виде ДНК или РНК). В обычном состоянии вирус не проявляет свойств живой материи, однако при попадании в живую клетку способен встраивать свою "зловредную" генетическую информацию и заставляет клетку производить собственные копии.
Одним из основоположников вирусологии был наш соотечественник Дмитрий Иосифович Ивановский, который в 1892 году доказал существование вирусных частиц, вызывающих заболевание растений, известное как табачная мозаика.
Вирусы (бактериофаги) разрывают клетку кишечной палочки (лизис). Просвечивающий электронный микроскоп.
Уровень №3 Дно айсберга. Уровень студентов профильных (биологических, медицинских) вузов
Биотехнология - наука изучающая возможности использования живых организмов для решения промышленных и технологических задач. Применяется для получения лекарств, продуктов питания, энергии и т.д.
СТЭ - синтетическая теория эволюции. Закономерное развитие эволюционной теории Дарвина, опирается не только на классическую модель, но и включает последние достижения и открытия в области генетики и молекулярной биологии. Закрывает множество пробелов и несостыковок оригинальной дарвиновской теории.
Генетическая систематика - поскольку любая систематика живых организмов на основе их внешних признаков является условной, учёными была принята попытка разработать универсальную систематику, основанную на схожести генома.
В результате реализации этого проекта возникло несколько парадоксов, когда очень похожие внешне виды оказывались очень далеки друг от друга на генетическом уровне и наоборот. К тому же оказалось, что не существует связи между сложностью организма и размером его генома.
Подробнее об этом можно прочитать тут:
Мозг неандертальцев - по некоторым данным мозг неандертальцев был больше, чем у Человека Разумного, но по каким-то причинам их орудия труда и устройство общества остались на более примитивном уровне. Это означает, что эволюционный успех человека связан не только с размером мозга, но и с другими биологическими факторами.
Подробнее про это можно прочитать тут:
Кембрийский взрыв - явление характеризуемое резким увеличением количества видов и их ископаемых останков в начале кембрийского периода (около 540 миллионов лет назад). Является одной из нерешённых загадок современной биологии.
Кембрийский взрыв может свидетельствовать о внезапном увеличении биоразнообразия либо о появлении у большого числа организмов минерализованных структур (раковин, экзоскелетов и т.д.), хорошо сохраняющихся в ископаемом состоянии.
Сверххищники - организмы, занимающие верхнее положение в пищевой цепи. Их численность не регулируются другими видами. В разных экосистемах и биомах в роли сверххищников выступают: акулы, касатки, крокодилы, белые медведи и т.д.
В планетарном масштабе единственным сверххищником является - Человек Разумный. Ни один другой биологический вид не может конкурировать с ним за это положение.
Неизвестно можно ли применять концепцию сверххищников в масштабе галактики и вселенной по отношению к другим разумным цивилизациям (если они существуют).
Протеомика - наука изучающая структуры и состав белков. Одна из самых молодых (термин предложен в 1997 году) и перспективных наук, которая может решить множество проблем в области медицины и биотехнологии.
Теоретический способ терапии для лечения рака, основанный на достижениях протеомики:
Археи - микроорганизмы похожие по своей структуре на бактерий, но имеющие свою уникальную эволюционную историю. На биохимическом уровне у них протекают процессы, которые не встречаются у представителей других царств живой природы, из-за чего они были выделены в отдельное царство. Одни из самых (а возможно и в самом деле древнейшие) организмы на Земле.
Многие виды приспособились жить в крайне суровых условиях, при экстремальных температурах и давлении, например рядом с серными океаническими курильщиками.
Хромисты - группа организмов, чьи клетки содержат другую эукариотическую клетку с хлоропластом, которая вступает с ними в симбиотические отношения и производит для них питательные вещества в результате фотосинтеза.
Включает как микроскопические одноклеточные организмы, так и относительно крупные многоклеточные формы. Некоторые учёные выделяют хромистов в отдельное царство, другие наоборот считают их лишь ответвлением от простейших и растений.
Как и ожидал статья получилась слишком большой, поэтому вторая часть с разбором следующих уровней выйдет в ближайшие дни.
А пока, больше интересных материалов про микромир Вы можете найти в моём профиле. Подписывайтесь на канал и до скорых встреч.
Другие соц.сети проекта:
Дзен (блог про биологию)
Ютуб
Вконтакте
Поддержать проект рублём (Boosty) + Бонусы от автора
Лига биологов
8K постов15.8K подписчика
Правила сообщества
‣ Правила сайта никем не отменялись.
‣ Будьте вежливы и сдержаны.
‣ Не разводите политоту, не тащите спам.
‣ Пост-определялка. Если хотите определить представителя флоры или фауны, можете спросить там, я обязательно постараюсь помочь.
‣ Выносятся посты содержащие антинаучные и другие сомнительные идеи. Их авторы караются на месте.
‣ Так как в сообществе отключена премодерация, могут проходить посты по тем или иным причинам не подходящие под формат сообщества. Такие посты переносятся в общую ленту.
‣ Администратор иногда переносит в сообщество посты подходящей тематики, которые ей особенно понравились, не серчайте, считайте комплиментом.
‣ Если в пост закралась грубая ошибка, не удивляйтесь, если администратор попросит её исправить.
‣ Вбросы антинаучных идей и попросту различная глупость в комментариях расцениваются как развлечение для публики. Такие сообщения отдаются на растерзание толпе, как и их авторы, будь то тролли, адепты всех мастей или просто недальновидные личности.
‣ Политика сообщества не предусматривает раздачу банов направо и налево, однако, если вы нарушаете покой пользователей, и на вас пожаловались – не обижайтесь.