Путешествие из Петербурга в Москву 2

Путешествие из Петербурга в Москву

ЧУДОВО

Мне сложно представить, что чувствовал Радищев, когда понял, что вокруг все люди. У меня в "Букваре" было написано - "Мы не рабы, рабы не мы", а потом уже в юном возрасте мы все знакомились с постулатом, что - "свобода - это осознанная необходимость". Я имею ввиду, что у нас уже было это знание, а бедный Александр всё это переживал, как откровение. Хотелось сесть к нему в кибитку и сказать, - Сань, не надо плакать, будет социалистическая революция, народ заживёт. Каждый крестьянин будет книжки читать, полетим на Луну! Всё будет хорошо, Сань. Но про сейчас я бы не стал ему рассказывать. А то бы он совсем в депрессию впал.

Приехал Радищев в Чудово. И там действительно произошло локальное чудо. Случилось так, что Радищев встретил своего друга по университету. При том, что Радищев уехал из Петербурга первым, а его друг, судя по его рассказу, успел смотаться в Кронштадт и Сестрорецк(Систербек). А это вообще в другую сторону километров на 40, примерно. И друг ему рассказывает историю. Товарищи, не ленитесь, прочитайте. Это написано таким слогом, каким я вообще никогда не смогу написать. Слова настолько удачные, отмереные на аптекарских весах, настолько сочетаются, что приводят даже в гипнотическое состояние. Умели раньше писать.

На прожигании жизни я акцентировать внимание особо не буду, но друг Радищева говорит так, - "Тут я препроводил праздники столь весело, сколько в шуму и чаду веселиться можно. Но, желая поездку мою обратить в пользу, вознамерился съездить в Кронштадт и на Систербек, где, сказывали мне, в последнее время сделаны великие перемены. В Кронштадте прожил я два дни с великим удовольствием, насыщался зрением множества иностранных кораблей, каменной одежды крепости Кронштадтской и строений, стремительно возвышающихся".

Рассказывает Радищеву, как они чудом спаслись. Поехали кататься на "Боте", насколько я понял. Это такое судно для перемещения небольшого количества людей. С одной мачтой, а уж количество вёсел может быть до десяти. Радищев описывает красоты моря, со слов друга. И как потом начало штормить слегка, потом всё больше. И потом эти "мореходы" застряли в скалах, но не так уж далеко от берега. Из всех нашлось только двое храбрецов, которые попытались хоть что-то сделать. Полная лодка народа. Кто-то молится, кто-то оплакивает судьбу. Двадцать человек.

Ну да, вы застряли в скалах, очень неприятно. Ботику вашему хана. Но вам-то пока не хана! Надо что-то делать. Воду они вычерпывали - молодцы. Потом устали и давай молиться. Если вы хотите разобраться почему это происходит с людьми, то советую книгу - "Первобытное мышление" Люсьен Леви-Брюль. И ещё хорошо вспомнить "Повесть о настоящем человеке". Бориса Полевого. Чтобы понять разницу между мышлением материалистическим и, условно, религиозным.

Друг Радищева всё это очень трогательно и живописно излагает. И тут есть момент. Среди всего этого мракобесного словоблудия про молитвы и спасение, вдруг мелькает - "В последний час, когда свет от нас преходить начинает и отверзается вечность, ниспадают тогда все степени, мнением между человеков воздвигнутые. Человек тогда становится просто человек: так, видя приближающуюся кончину, забыли все мы, кто был какого состояния, и помышляли о спасении нашем, отливая воду, как кому сподручно было". Под словом "стостояние" имеется ввиду сословие. Ай да Радищев! Только он подумал, что все кругом люди, как встречается ему друг, который, словно невзначай, мимоходом, кладёт ещё кусок мозаики в уже начинавшую формироваться мысль.

Но есть и другой момент, который меня покоробил. До момента спасения, друг Радищева даже не удосужился узнать имя человека, который с невероятным риском для жизни их всех спас. Отсюда у меня возникают нехорошие мысли о том, что "золотая молодёжь", обожравшись шампанского с водкой, решила прокатиться и освежиться. И, как свойственно в пьяном угаре, проигнорировали предупреждения старшего товарища, потому что тот был не того сословия и даже имя его спрашивать необязательно.

Но этот человек всё же добрался до берега. Но и тут ему пришлось преодолевать. Хронометраж угадать сложно, но думаю, что они там были часа три минимум. В общем, Павел, как его называют, добрался до дома начальника, но его тупо выпихнули. И тогда он решил бежать к солдатам. Цитата: "Я побежал к караульной, которая была версты с две расстоянием от проклятого дома, из которого меня вытолкнули. Я знал, что живущие в ней солдаты содержали лодки, в которых, ездя по заливу, собирали булыжник на продажу для мостовых, я и не ошибся в моей надежде". Вот скажите, только честно, - Кто из вас знал, что солдаты продавали булыжники для мостовых? Жаль, что об этом упомянуто вскользь. Потому что ситуация драматическая. Но мне кажется, что это очень забавный факт. И теперь вы это знаете. И лёжа в постели сможете задать себе вопрос, - А зачем? Но со знаниями всегда такая фигня. Они либо есть, либо их нет, либо они ложные. А чтобы ложные отделить от настоящих - образование, логика, истмат, диалектика, а там уже проще будет. Хорошо бы ещё "искусствоведение" освоить, самый базис. А потом можно вообще фэнтази читать и только умиляться. Но, повторюсь, читать надо в неповторимом оригинале. Там это всё описано на сто из десяти.

Да, может я слишком цепляюсь к каким-то мелочам. Но если вы хотите кого-то винить - вините товарищей из Дхармы. Это они сказали, - пиши. Ну а я, как пионер - всегда готов. Это я специально вставил чтобы вы немного передохнули.

Потому что тут опять начинается странное. Друг Радищева, который услышал историю с тем, что начальство не делает ничего для спасения попавших в бедствие людей вдруг проводит аналогию между собой и другими несчатсными людьми. Цитата: "Аглинских военнопленных велел ввергнуть в тесную темницу, в коей они в полсутки издохли. Осталося от них только двадцать три человека. Несчастные сии сулили страже великие деньги, да возвестит владельцу о их положении". В общем - на тех англичан тоже забили. Спал правитель, а ни у кого не нашлось смелости его разбудить. Сравнение... Несколько пьяных дебилов из "золотой молодёжи" - с одной стороны и империалистические твари, которые захватывали Индиию - с другой стороны. Но и тут и там есть одно общее - начальник спал, всем было пофигу. Оставлю вам пространство для полёта мысли.

А дальше начинается вообще самое интересное! Радищев, только лишь пересказывая слова своего друга, начинает ходить по очень тонкому льду. Цитата: "Но что ж такое мучитель? Или паче, что ж такое народ, обыкший к игу мучительства? Благоговение ль или боязнь тягчит его согбенна? Если боязнь, то мучитель ужаснее богов, к коим человек воссылает или молитву, или жалобу во время нощи или в часы денные. Если благоговение, то возможно человека возбудить на почитание соделателей его бедствий; чудо, возможное единому суеверию. Чему более удивляться, зверству ли спящего набаба или подлости не смеющего его разбудить?"

Вот оно, где философия-то порылась. Вот так, со слов друга, гражданин Алексендр подпускает таки инакомыслие! Ужасный он человек, для того времени. Для нас он прекрасен. Потому что мы видим - человек не тварь и не зверь другому человеку, а друг, товарищ и брат. Но задуматься над этим могли "не только лишь все". А кто задумался - пострадал за свою позицию, как наш дорогой Александр. Но это будет потом.

В общем, его друг какое-то бесхребетное ссыкло. Он ломится в дом начальника и даже пытается его пристыдить. Но начальник ему говорит, что это не его юрисдикция и он вообще спал. Так что, "золотая молодёжь" - занимайтесь французской любовью сами с собой, а нормальным людям спасать вас недосуг. И вот тут многие могут узнать себя. Когда друг Радищева описывает все бурлящие внутри него чувства, то он прям Лев Толстой. А когда встречается с начальником - вы сами знаете кто. И под конец он даже соглашается, хотя имел мситтельные замыслы. Цитата: "Но, опомнясь, убедился воспоминовением многих примеров, что мое мщение будет бесплодно, что я же могу прослыть или бешеным, или злым человеком; смирился".

Я немного отвлекусь опять. Есть такой гражданин - Кафка. И у него есть замечательное произведение - "Процесс". Это о том, как невиновный человек переживает всё, от момента обвинения его в предосудительном, вплоть до самого конца. Очень советую прочитать для понимания психологии человека. Да, мне можно попенять ,что вместо чтения Маркса и вообще настоязих трудов, я читал всякую дрянь. Но и вы поймите. Что любая дрянь это всё равно про людей. Потому что люди всегда пишут про людей, даже если это про инопланетян. Так уж мы устроены. Мы все живём средил людей. А люди разные. Чаще всего они сволочи, но есть и прекрасные люди. Такие, как Радищев, например. И о тех и об этих надо не просто знать, а учиться понимать. Всегда есть логика поступков, изменения мировоззрения, взросление, наконец.

И, как говорит друг Радищева, - "В Петербурге я о сем рассказывал тому и другому. Все сочувствовали мою опасность, все хулили жестокосердие начальника, никто не захотел ему о сем напомнить. Если бы мы потонули, то бы он был нашим убийцею. „Но в должности ему не предписано вас спасать“, – сказал некто. Теперь я прощусь с городом навеки. Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие – грызть друг друга; отрада их – томить слабого до издыхания и раболепствовать власти. И ты хотел, чтоб я поселился в городе".

Закончить хочу ещё одной цитатой: "Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше. Для меня. Так это ясно, как простая гамма".

И мы прыгаем в такси на Спасскую Полесть.

За Правду

773 поста1.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Посты нашего сообщества будут дублироваться в Телеграмм канале. Можете общаться без боязни пострадать за свободу слова.

https://t.me/chemtonado