3

Психотерапия – это плацебо?

Кто ещё не в курсе, я пишу здесь цикл статей (постов) о психотерапии, а точнее - о психотехниках и психотехнологиях (вообще много о чём еще пишу) глазами пациента. Статей будет вестимо 10 штук или около того, такой мини-сериал «Я и моя кукушка». Пробовал на себе я техник разных и всяких, опыт есть, знаю о чём пишу. И вот недавно в комментариях к одному из моих постов двое ребят подняли интересную тему. Про плацебо. Давай же обсудим её здесь, с тобой, странник. Я думаю, что нет такого человека, который не знает, что такое эффект плацебо, но на всякий случай тиснем сюда из вики определение.

Эффектом плацебо называют улучшение самочувствия человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Кроме приёма препарата, таким воздействием может быть, например, выполнение некоторых процедур или упражнений, прямой эффект которых не наблюдается. Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств «лечения» — например, от внешнего вида плацебо, его цены и общей сложности получения «лекарства» (это усиливает доверие к его действенности из-за нежелания считать усилия и деньги потраченными зря), степени доверия врачу, авторитета клиники.

А сам вопрос, который парни задали в комментах, и который хочется поднять здесь, звучит так: «Как же понять, что твоя психотехника, та, которой ты сейчас ремонтируешь свою психику, действительно рабочая, как понять, что помог тебе именно этот инструмент, а не сработал эффект плацебо?»

Шикарный вопрос, он стоит отдельного обсуждения, браво комментирующим!

Вот так и родилась эта заметка на полях.

Итак, тут есть 2 момента, которые сказать хочу:

1) Во-первых, эффект плацебо – кратковременен. Это научно доказанный факт. Любое улучшение, полученное под воздействием «пустого» лекарства, читай – под воздействием самовнушения, через время сойдёт на нет. Таковы медицинские факты.