Прогноз цен на бензин

В июне произошел первый ощутимый рост цен на бензин аж с начала 2021 года, по крайней мере так заявляет Росстат. Попытаюсь рассказать, что сейчас происходит с ценами на топливо и почему текущее повышение цен точно не последнее в этом году.

Кстати, как вы отреагируете, если я скажу, что бизнес нефтепереработки не такой уж и прибыльный, как нам обычно кажется? Наверное – рассмеетесь в голос. Но не надо торопиться с выводами, – как говорится, все не так однозначно. Но вот всю правду мы, таки, узнаем прямо сейчас. А также попробуем посчитать на сколько могут вырасти цены на топливо.

Простыня получилась основательная, так что просто послушать под более наглядные иллюстрации можно на моем youtube:

Вообще, если сравнить темпы роста цен на бензин с ростом инфляции, то можно увидеть, что все последние годы они двигались практически синхронно.

Прогноз цен на бензин Цены, Бензин, Прогноз, Экономика, Видео, YouTube, Длиннопост

По сути был только 1 момент, когда цены на бензин росли принципиально быстрее: в 2018 году. Но, как ни странно, НПЗ тогда не положили себе в карман ни копейки: при росте цен за год почти на 4 рубля за литр, в среднем ровно на эту же сумму выросли выплаты в бюджет по НДПИ из-за резкого удорожания цены на нефть в рублях. Кроме того, рост акцизов по итогам года, также капающий государству, составил еще 1 рубль на литр. То есть, фактически, доходы от каждого проданного литра бензина даже упали. И на самом деле, снижение доходов как НПЗ так и АЗС не какое-то уникальное событие, а прямо-таки долгосрочный тренд. Вот что будет, если из средней цены АИ-92 вычесть себестоимость добычи нефти, а также все налоги, такие как НДПИ, НДД, акцизы и НДС:

Прогноз цен на бензин Цены, Бензин, Прогноз, Экономика, Видео, YouTube, Длиннопост

И все уж совсем усугубляется, если еще и проиндексировать эту сумму на уровень инфляции. Так что да – то что случилось в 2018г. начинает свой выраженный тренд еще с 14-15 годов.

Давайте заодно чуть-чуть обсудим, что представляет из себя нефтяной рынок России.

Суммарная годовая добыча нефти составляет примерно 570 млн тонн, из которых где-то 45% едет прямиком на экспорт, а 55% остается в стране для переработки. Ключевым игроком на рынке является Роснефть, которая добывает чуть больше 40% российской нефти, далее идут Лукойл, Гзпромнефть и Сургутнефтегаз с долями от 15 до 10% соответственно, и далее все прочие нефтяные компании, крупнейшая из которых Татнефть, с долей 5%.

Прогноз цен на бензин Цены, Бензин, Прогноз, Экономика, Видео, YouTube, Длиннопост

На рынке нефтепереработки также олигополия: треть рынка занимают НПЗ, принадлежащие Роснефти, еще суммарно треть – НПЗ Лукойла и Газпрома, а независимые от крупных холдингов НПЗ занимают лишь 18% рынка.

Прогноз цен на бензин Цены, Бензин, Прогноз, Экономика, Видео, YouTube, Длиннопост

При этом, Потребности внутреннего рынка по бензину закрыты примерно на 110%, а по дизельному топливу более чем на 200%, так что расхожее мнение, что наши ленивые олигархи только и умеют чистую нефть гнать на экспорт, оказывается не совсем корректным – все-таки строить новые мощности только ради 100% экспортных поставок весьма рискованное занятие, что как раз и подтвердил 2022 год. А с учетом высоких транспортных издержек – еще и непонятно прибыльнее ли это чем торговля обычной нефтью. Однако, как раз экспортное направление обычно во многом и определяло цены внутреннего рынка.

Так, когда границы для российских товаров были еще открыты, ценообразование на бензин и дизель строилось по принципу экспортного паритета: из цен европейского рынка вычиталась стоимость доставки и таможенные пошлины, после чего получалась цена, по которой можно продавать бензин на внутренний рынок, и не грустить при этом из-за какой-то недополученной прибыли.

При этом, регулярно происходила саморегуляция цен, которая и позволяла держать их примерно на уровне инфляции. Так, при росте стоимости барреля нефти, рубль обычно укреплялся, что и делало европейский цены на топливо пересчитанные в рубли довольно стабильными. Но в 18 году что-то пошло не так, и по итогам первых трех кварталов, на 24%-ный рост международной стоимости барреля, рубль ответил 14%-ным ослаблением, что в моменте сделало экспортные поставки аж на 40% выгоднее, чем в начале года.

А так как бензин у нас негласно считается социально значимым продуктом, примерно, как яйца, молоко и мука, то властям пришлось сообща договариваться с нефтяниками, что же делать. При этом, самые очевидные решения не могли быть использованы. Снижение акцизов прикончило бы региональные дорожные фонды, так как эти деньги идут именно туда, а локально увеличивать экспортную пошлину тоже было как-то странно, учитывая, договоренности о так называемом налоговом маневре, предполагающем постепенное снижение пошлины до нуля, при параллельном росте НДПИ. В итоге был придуман хитрый демпферный механизм, который, грубо говоря, фиксировал некую индикативную цену на бензин в России, а недополученную прибыль от внешних продаж нефтяникам компенсирует государство, ну, или, наоборот – если вдруг продавать бензин на внутренний рынок станет выгоднее, то с них соберут дополнительные налоги. Также был предусмотрен обратный акциз на нефть – своего рода частичный возврат НДПИ, на ту часть добытой нефти, что пошла на НПЗ в Россию. В ответ, нефтяные компании клятвенно пообещали не повышать цены на бензин выше уровней инфляции.

Соответственно, если в графике остающихся у НПЗ и АЗС денег от перепродажи бензина доучесть доходы, полученные по данному механизму, то негативная ситуация 21-22 годов и правда несколько выравнивается, тогда как в сытый 2020 год, как раз нефтяники возвращали часть экстра прибыли.

Прогноз цен на бензин Цены, Бензин, Прогноз, Экономика, Видео, YouTube, Длиннопост

Однако, ближе к концу 2022 года, наши власти глянули сперва на дыру в бюджете, затем на выплаты нефтяникам, потом снова на дыру в бюджете, снова на выплаты…. И паззл сошелся! При дефиците бюджета в 3,3 трлн, нефтяникам по итогам года было выплачено 3,1 трлн, 2,2 из которых пришлись именно на демпферные выплаты. В итоге, с апреля 23 года были увеличены дисконты в формуле расчета демпфера на $5 на тонну, или примерно 40 коп на литр. Но и этого властям, конечно же, показалось мало: недавно в Госдуму поступил законопроект об уменьшении демпферных выплат на 50% c сентября, что с учетом влияния на формулу НДПИ даст суммарную дополнительную нагрузку на компании сектора около 30 млрд рублей в месяц. Соответственно, нефтяники потеряют еще чуть больше 1 рубля с каждого литра бензина. Власти объясняют это решение тем, что в отсутствии поставок в ЕС, весь этот механизм несколько потерял свой изначальный смысл, а у нефтяных компаний все равно нет особых возможностей для экспорта бензина, так что хватит, как говорится, кормить Сечина из бюджета. К тому же в 23 году выросли объемами производства топлива: примерно на 5% к уровням 2022г. по бензину и на 10% по дизелю.

К слову, если вернуться к графику, который я показывал в самом начале, то именно этот профицит в купе с проблемами экспорта и объясняет, что впервые за 10 лет цена бензина никак не поменялась в 2022 году, несмотря на солидный рост инфляции. Но правы ли чиновники Минэнерго, прогнозирующие сохранение профицита на рынке и стабильных цен на бензин?

Например, по итогам первых 5 месяцев 2023г. экспорт бензина из России вырос до 2,5 млн – по оценкам Ведомостей это, на секундочку, примерно на 37% больше чем в 2022 году, и на 70% больше чем в 2021. Ключевым потребителям, внезапно, была Нигерия, поставки в которую начались лишь в декабре. Однако, тут пока можно успокоиться – курс нигерийской найры во второй половине июня обрушился почти на 40%, так что это направление продаж вряд ли осталось рентабельным для российских нефтяников. Однако, на оптовом рынке бензина, там, где его покупают АЗС и какие-то крупные потребители, все еще царит паника, а цены бьют исторические рекорды:

Прогноз цен на бензин Цены, Бензин, Прогноз, Экономика, Видео, YouTube, Длиннопост

В частности, контракты на продажу бензина, информация о которых поступает на товарно-сырьевую биржу в СПБ стремительно растут с конца февраля, и к текущему моменту рост цен с начала года составил уже 60%. Пока, правда, это лишь отыгрыш просадки 22 года, но то что цены особо не снизились даже на новостях о сокращении экспорта настораживает. Средняя дельта между ценами закупки и продажи бензина (не путать с чистой маржой АЗС, так как есть еще транспортные расходы на доставку и все затраты на обслуживание АЗС) с 12 по 21 год она составляла в среднем 7 рублей на литр, тогда как текущая разница чуть больше 5 руб/литр, что, откровенно говоря, ставит под сомнение рентабельность независимых АЗС.

В итоге Минэнерго даже пригрозило возможностью ограничения экспорта, а ФАС потребовал увеличить нормы продажи бензина непосредственно через биржу, чтобы упростить доступ к топливу менее крупных игроков. Однако, общий тон властей пока крайне спокойный – способствует сокращение экспорта, а также завершение плановых ремонтов на некоторых НПЗ, что привело к росту производства примерно на 10% по сравнению с маем-июнем.

Что ж, давайте соберем воедино все факты, которые мы расписали выше и попробуем понять, как может измениться цена на бензин во 2 полугодии? Предлагаю в оптимистичном сценарии исходить из того, что производители и продавцы бензина просто захотят себе оставить такую же прибыль, которая была в конце прошлого года, компенсировав изменения в налогообложении, а именно:

  • 40 коп., которые они потеряли на росте акциза.

  • Около 1,5 рублей на изменениях демпферного механизма.

  • Далее, себестоимость добычи исторически растет темпами, опережающими инфляцию примерно на 15-20%, так что рост себестоимости ~ на 6% к концу года даст еще 1 рубль роста цен на бензин.

  • Ну и снижение маржинальности АЗС также потребует роста примерно на 2 рубля за литр, чтобы вернуться к исторически привычным уровням доходности, тем более, что расходы на обслуживание, из-за значительной доли иностранных комплектующих растут.

То есть компаниям суммарно надо будет компенсировать до 5 рублей на литр, чтобы просто не начать зарабатывать меньше, чем было раньше, что обернется ростом стоимости бензина на 6 рублей с учетом НДС, или примерно на 4,5 рубля с учетом уже произошедшего подорожания.

При этом, пока непонятно как скажется добровольное снижение экспорта нефти на 500 тыс. бар/суки с августа, которое мы пообещали ОПЕК. Например, сокращение экспорта нефти может происходить за счет снижения ее добычи или за счет роста поставок бензина и дизеля за границу. В обоих случаях это может оказать дополнительное давление на стоимость топлива на заправках, а не профицит нефти, как всем хотелось бы.

Это позволяет рассмотреть также и негативный сценарий. Если мы вспомним, о договоренностях нефтяников повышать цены не выше чем на уровень инфляции, то суммарная накопленная инфляция за 2022-23 годы ожидается по меньшей мере 20%, что, по сути, дает моральное право повысить цены на горючее на 9,5 рублей по сравнению с концом 2021г., ну или на 8 с небольшим по сравнению с текущими ценами.

То есть я бы закладывался на потенциальный рост цен на бензин где-то посередине этого диапазона от 4,5 до 8 рублей за литр к концу года. Что при объеме рынка автомобильного топлива около 70 млрд литров в год увеличит ежемесячные затраты жителей России на топливо от 25 до 50 миллиардов рублей. И, если вдруг, не автомобилисты решили, что их это не особо касается, то примерно 10%, то есть от 2,5 до 5 миллиардов в месяц это рост стоимости грузоперевозок, а уж они-то сидят в цене каждого товара, каким бы способом вы его не покупали.

Что ж, вот такие сегодня негативные прогнозы, возможно я в итоге и ошибусь, но думаю, что побыстрее заправить полный бак и пару лишних канистр, точно стоит!

Автомобильное сообщество

26.9K постов48.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.