Пробуждение спящего - ностальгируем по Dune (1992)

Мало кто из геймеров, а может даже и простых обывателей, не слышал о таких великолепных стратегиях, как Starcraft, Warcraft, Command & Conquer. Немного меньше людей знают о том, что этих стратегий могло бы и не быть, если бы не вышла такая игра, как Dune II, впитавшая в себя основные наработки в жанре RTS того времени и популяризовавшая жанр как таковой. Но ещё меньше людей осознают, что раз Dune II имеет цифру 2 в названии, то до неё была ещё одна игра. Но это была не стратегия от Westwood Studios, а квест с элементами стратегии от их косвенных конкурентов, Cryo. Единственное, что позволяет назвать игры принадлежащими к одной серии – использование сеттинга «Дюны» Фрэнка Герберта и издание обеих игр фирмой Virgin Interactive.

Пробуждение спящего - ностальгируем по Dune (1992) Игры, Ретро-игры, Олдскул, Дюна, Ностальгия, Длиннопост, Видео

В отличие от сиквелов – преимущественно стратегий, где игрок выпускает десятки и сотни солдат и танков на пески Арракиса, леса Каладана и поверхности других планет – оригинальная «Дюна» 1992 года более близка к канону – сюжет в ней не следует книге или даже её экранизации, фильму Дэвида Линча, а в целях геймплея упрощён, и содержит при этом упоминания и отсылки к событиям из оригинального произведения, однако порой отходя от неё.


СЮЖЕТ


Семья Атрейдес во главе с герцогом Лето Атрейдес прибывает на пустынную планету Арракис, также известную как «Дюна». Эта планета является единственным во вселенной источником спайса – вещества, расширяющего сознания и дающего феноментальные математические и ментальные способности при длительном применении. Спайс используется космическими навигаторами для расчётов траекторий кораблей, что лежат в основе межпланетных путешествий. Получить возможность добывать спайс это значит контроллировать вселенную. На данный момент такую привилегию имели лишь давние враги Атрейдесов – Харконнеры, которые до сих пор находятся на планете. Но император Шаддам IV даёт Атрейдесам предложение, от которого невозможно отказаться, ведь отказ императору может быть чреват последствиями.

Пробуждение спящего - ностальгируем по Dune (1992) Игры, Ретро-игры, Олдскул, Дюна, Ностальгия, Длиннопост, Видео

Главный герой истории - Пол Атрейдес, сын герцога и его наложницы, леди Джессики. Поддерживаемый родителями, а также верными слугами дома – инструктором Гарни Халлеком, военным Данканом Айдахо и ментатом Цуфиром Хафатом – он ищет пути обеспечить надёжные поставки спайса требовательному императору и победить ненавистных Харконнеров. В ходе своих поисков он знакомится с местными жителями планеты фременами в лице молодых женщин Хары и Чани, военного лидера Стилгара и планетолога Льета Кайнза. Знакомство с племенами фременов, путешествие в пропитанной спайсом пустыне и обстановка постоянной опасности пробуждает в Поле его скрытые ментальные силы. В глазах обитателей Дюны он становится избранным, именованным Муад’дибом, который спасёт Арракис от гнёта злодеев.


ГЕЙМПЛЕЙ


Игра является достаточно оригинальной смесью квеста и стратегии в реальном времени. Половина игры посвящена путешествиям сквозь пустыню на орнихоптере – летательном средстве, частично похожем на стрекозу – а в дальнейшем и на червях, самых опасных существах Дюны. Другая половина посвящена руководству отрядами фременов, которые могут быть задействованы в добыче спайса, военном деле или выращиванию растений.

Пробуждение спящего - ностальгируем по Dune (1992) Игры, Ретро-игры, Олдскул, Дюна, Ностальгия, Длиннопост, Видео

Пол постепенно открывает для себя секреты собственного сознания и учения фременов, что отражается на его глазах – они постепенно синеют, превращаясь в так называемые глаза ибада. В комнате Пола зеркало выполняет функцию игрового меню (хотя доступ к такового имеется и из режима глобального просмотра планеты), где также можно определить силу телепатических возможностей Пола – чем синее глаза, тем дальше он может посылать свои мысли, тем самым общаясь с отрядами фременов на расстоянии, уменьшая лишние перемещения между сьетчами.

Пробуждение спящего - ностальгируем по Dune (1992) Игры, Ретро-игры, Олдскул, Дюна, Ностальгия, Длиннопост, Видео

Карта Арракиса разбита на области, в каждой из которых есть либо сьетч (жилище фременов), либо крепость Харконнеров, либо деревня поселенцев с других планет. В деревне возможен обмен добытого спайса на какое-либо оборудование. В сьетчах располагаются отряды фременов, а крепости Харконнеров необходимо завоёвывать и преобразовывать в те самые сьетчи. Позиции любой области изначально неизвестны – Полу необходимо узнать о существовании определённых сьетчей/деревней/крепостей у подчинённых ему фременов (в последнем случае используется шпионаж), либо случайно наткнуться на них во время своих путешествий по пустыне.

Пробуждение спящего - ностальгируем по Dune (1992) Игры, Ретро-игры, Олдскул, Дюна, Ностальгия, Длиннопост, Видео

Сьетчи имеют показатели насыщенности спайсом и водой. Спайс и вода – практически антагонистичные вещества, поэтому в одном сьетче одновременно возможна либо добыча спайса, либо выращивание и орошение растений. Первым занимаются добыватели, производительность которых повышается выдачей харвестера (специальной машины, наподобие комбайнера) и орнихоптера (который нужен для своевременного обнаружения червей). Чтобы территория стала насыщена спайсом, её должны обработать «Проспекторы» - уникальный в игре отряд, потеря которого равноценна потере всех нераскрытых залежей спайса. Для выращивания растений же отряды экологов должны получить у Льета Кайнза саженцы, создать в сьетче «сборщики влаги» и долго за ними ухаживать.

Пробуждение спящего - ностальгируем по Dune (1992) Игры, Ретро-игры, Олдскул, Дюна, Ностальгия, Длиннопост, Видео

Добыча спайса является важнейшим процессом на протяжении всей игры – надменный император постепенно требует поставлять ему всё большие и большие количества спайса и неудовлетворённая его просьба может стать концом дома Атрейдес на Арракисе. Также спайс важен и для ранее упомянутой торговли в деревнях. Рассада растений же не имеет такой высокой геймплейной ценности, но при желании можно озеленить всю планету, пермаметно подняв мораль (и, соответственно, эффективность) фременов до максимума. Отряды противника же растения не любят и могут даже покинуть без боя крепости, до которых доросла стена травы из соседнего сьетча с упорно работающими экологами.


Третья и наиболее важная профессия фременов с середины игры – это армия. Боевые отряды могут быть вооружены крис-ножами, бластерными винтовками, боевыми модулями и маломощными атомными бомбами. Во время битвы отряды фременов и сардукаров (войск императора, подчиняющихся Харконнерам) несут потери в зависимости от морали и набора оружия противника. Пол не может участвовать в сражении, но присутствие его, Халлека или Стилгара в защищаемом сьетче/атакуемой крепости значительно повышает мораль и эффективность войск. Также Пол, в случае, если Стилгар и/или Халлек видят ситуацию выигрышной, может дать приказ на «Массивную атаку», которая позволит сэкономить время.

Пробуждение спящего - ностальгируем по Dune (1992) Игры, Ретро-игры, Олдскул, Дюна, Ностальгия, Длиннопост, Видео

Таким образом, Пол путешествует по сьетчам и деревням, раздавая приказы – вживую и телепатически – жёлтым отрядам добывателей спайса, красным отрядом солдат и зелёным отрядам экологов. Первую половину игры он выполняет поручения своих товарищей и родных, но с определённого момента история останавливается вплоть до полного уничтожения крепостей Харконнеров. Лишь после этого игрок получает возможность захватить дворец Харконнеров и получает несколько интересных сцен, включая завершающую.

Пробуждение спящего - ностальгируем по Dune (1992) Игры, Ретро-игры, Олдскул, Дюна, Ностальгия, Длиннопост, Видео

АТМОСФЕРА


Тогда как сюжет игры не особо далеко ушёл от оригинального произведения, а геймплей, будучи интересной, если не уникальной, комбинацией, всё же достаточно монотонен, главной причиной попробовать (в первый, во второй, да и в Nый раз) эту игру является атмосфера. Имея возможность наблюдать за событиями от лица Пола и смотреть на Дюну из окна орнихоптера, вполне начинаешь чувствовать атмосферу грандиозного приключения, каковым игра и является.


Игра имеет несколько версий, которые несколько отличаются графикой и звуковым сопровождением – некоторые из них лишены озвучки и графика выполнена в тёплом ламповом пиксельном стиле, тогда как CD-версия может похвастаться полноценной актёрской озвучкой и дюнами, выполненными в специфичном 3D.


Но главным достижением игры, пожалуй, является саундтрек, написанный Стефаном Пикю и Филиппом Улрихом. Стефан Пикю был композитором большинства квестом Cryo и прославился использованием «органического», «живого» стиля, который чувствуется в треках, им написанных. Филипп Улрих, в свою очередь, приложил руку к основным темам игры (Spice Opera, Wake Up и закрывающей Cryogenia) и написал один трек, Revelation, который, однако, звучит и чувствуется нисколько не хуже треков Пикю. Все треки были выпущены на альбоме Dune:Spice Opera, который теперь доступен только нелегально или через интернет.


В итоге получаем, что Дюна 1992 года – уникальная атмосферная игра, которая, к сожалению, не пережила популярности и культовости своего «неканоничного» продолжения. Её прохождение будет интересным и запоминающимся опытом для всех любителей старых игр и/или оригинальных квестов. К сожалению, игра не доступна на русском языке, но текста в игре не так уж и много, некоторые вещи можно понять по определённым словам, так что это не будет серьёзным препятствием для желающих её опробовать. Встретимся на Арракисе, но будьте осторожны – ненароком не пробудите великого Шаи Хулуда своими ритмичными шагами!


ЗЫ. Скачать можно на Oldgames, то есть по ссылке: https://www.old-games.ru/game/25.html


Ну, а кому лень играть, но хочется ознакомится лично, тот может посмотреть прохождение в интернете, например, на канале моего друга, который и затянул меня в эту прекрасную вселенную вновь и сподвиг написать это полотно. Кстати, у него же есть видео с мануалом, как запустить игру.

Уголок ретрогеймера

2.4K постов11.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

(Ранняя альфа-версия правил) -Да не будет создано здесь отдельных постов об играх, вышедших изначально менее 15 лет назад (возможно временная формулировка).

-Не оскорбляй других пользователей.

-Не спамь.

-Все вопросы по поиску каких-то определённых игр задавайте здесь: http://pikabu.ru/story/pomoshch_po_poisku_kakoyto_opredelyon...

-Спросить совета про то, во что поиграть можно здесь: http://pikabu.ru/story/posovetuyte_vot_kakuyu_igru_5005075

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
7
Автор поста оценил этот комментарий

Одна из моих самых любимых игр. Даже не знаю, сколько раз перепроходил. Ну вот зацепило в свое время, и не отпускает. До сих пор 10/10 для меня.

И жалко, что игра с таким оригинальным жанром не породила последователей. Ведь рабочая же идея.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Попытка сделать последователя была. На Sony Playstation 2, и называлась она Frank Herbert's Dune. Но игра вышла не особо интересной и вскоре была забыта. Кстати, делали её всё те же ребятки из Cryo.

Немножко отзывов в текстах:

https://www.igromania.ru/article/6867/Kratkie_obzory_Frank_H...

http://www.ag.ru/games/frank-herberts-dune/review

Видео-обзоров на русском что-то не нашёл, на YouTube есть прохождения.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку