Про текущий кризис в рекламных диджитал агентствах

Как же хорошо, что я уже не работаю в рекламном агентстве. По ним в любой кризис приходится очень сильный удар. А значит, что и по работникам агентств тоже.


Не скажу за все, я работал исключительно в диджитал-агентствах, которые работают только с крупными брендами. Например, Кока-Кола, Макдоналдс, Данон, Юнилевер, ПепсиКо, Сбербанк, Икеа, Мегафон, Фольксваген Груп и т.п. Список для понимания уровня брендов, я работал не со всеми из этих, но работал в том числе с их конкурентами. Каждый из таких клиентов является бизнесообразующим для рекламного агентства. Уход одного из них — серьезная потеря, которую можно пережить. Не зря же проводятся регулярные тендеры, и агентства меняются. Приходят на их места другие, агентства живут. Но когда уходят несколько крупных клиентов, новые не появляются, а другие режут бюджеты или холдят активности, это уже очень серьезно.


2008 и 2014 диджитал-агентства пережили. Тяжело, но пережили. Были снижения зарплат, сокращения штата, перераспределения предлагаемых услуг. Например, у кого-то появился фокус на блогеров, рос SMM, медийщики вообще всегда чувствовали себя неплохо, перформанс-маркетинг тоже развивался.


Довольно серьезным испытанием стала пандемия, когда рекламному рынку стало очень тяжело, и когда я все же оттуда свалил, о чем и не жалею. Но тогда клиенты не сваливали, а лишь холдили активности, ожидая, что будет дальше. В целом, все восстановилось. Но постоянное затягивание поясов, серые зарплаты даже в крупных агентствах, не говоря уже про мелкие, сокращение зарплат и штата — все это было.


А сейчас уходят бизнесообразующие клиенты пачками. Кто-то вообще уходит из России, кто-то прекращает маркетинговую деятельность (и то, и другое равно потере клиентов и их бюджетов), кто-то включает режим экономии, кто-то делал фокус на инстаблогеров, с которыми теперь все, у многих (если не всех) брендов Инста под запретом. Урезаются каналы (нет больше промо в Гугле, Ютубе, ФБ и Инсте). Соответственно, приходится снижать ФОД и отказываться от офисов.

Все ждут, когда придут импортозамещающие бренды, но когда они будут, и будут ли у них такие же бюджеты? Ждем Росколу, Росдоналдс, Росграм и так далее?


В общем, сейчас в диджитал-рекламе тяжело. Простой не все смогут пережить. Какие-то агентства смогут найти партнеров, которые их поглотят, какие-то выживут на счет тех, кто остался. Общаясь с друзьями, которые работают в агентствах, понимаю, что у всех включен режим неопределенности по-максимуму. Работы стало меньше. А если в агентстве мало работы, что противоречит концепции, по которой нужно выжимать из сотрудников все ресурсы, значит будут серьезные урезания костов.


Конечно, у довольно большого количества агентств все хорошо. Например, у тех, у которых много госкомпаний. Или много мелких местных клиентов, которые предпочитают работать на лиды. Но мелкие тоже могут посыпаться, доступа к дешевым кредитам нет, развиваться сложно, и бюджеты на рекламу будут сокращаться. Это логичная защитная реакция.


Полагаю, что не только у диджитала траблы, но и у прочих тоже. И не только у агентств, но и у медийных каналов: ТВ, наружка, СМИ и т.д. В общем, прекрасно, что я ушел в ИТ-компанию. Айтишка чувствует себя намного лучше. Кроме, разве что, компаний, которые сворачивают деятельность в России. Например, EPAM. Но они быстро найдут новую работу, разрабы нужны всем, везде и всегда. И даже такие маркетологи в ИТ-компаниях как я.


Мой телеграм-канал — подписывайтесь;)