429

Про страшную катастрофу и страшную бюрократию

24 августа 1981 года в небе над Амурской областью появился пассажирский авиалайнер Ан-24РВ Аэрофлота. Он вылетел из Комсомольска-на-Амуре с четырёхчасовой задержкой из-за плохой погоды, и направился в Благовещенск. На борту находились 32 человека: 5 членов экипажа и 27 пассажиров.

Про страшную катастрофу и страшную бюрократию Авиация, СССР, Военные, Катастрофа, Авиакатастрофа, Самолет, Техника, Чудо, Удача, Ошибка, Везение, Рекорд, Бюрократия, Советское, Происшествие, Длиннопост, Негатив

Ан-24


Среди них была 20-ти летняя студентка Лариса Савицкая. Она вместе с мужем возвращалась из свадебного путешествия. Так как в самолёте было много свободных мест, молодожены разместились в хвосте, хотя согласно билетам должны были сидеть в середине салона.

Когда самолёт вошёл в зону ответственности центра управления воздушным движением Архара (посёлок в Амурской области), экипаж, как положено, связался с диспетчером. Последний разрешил им следовать на эшелоне 5400 метров. Ранее диспетчерам сообщили, что участок местной воздушной линии на высотах 4200-4500 метров будут периодически пересекать военные самолёты.


Как раз в момент выхода экипажа Ан-24 на связь с диспетчером, с аэродрома Завитинска (город в Амурской области) вылетели два ракетоносца Ту-16К ВВС СССР. Они должны были выполнить разведку погоды. По плану им предстоял набор высоты с 4200-4500 метров до 7800-8100 метров с пересечением местных воздушных линий. При этом порядок их пролёта экипажам Ту-16 не сообщили.

Про страшную катастрофу и страшную бюрократию Авиация, СССР, Военные, Катастрофа, Авиакатастрофа, Самолет, Техника, Чудо, Удача, Ошибка, Везение, Рекорд, Бюрократия, Советское, Происшествие, Длиннопост, Негатив

Ту-16


Лариса Савицкая спала в своём кресле, как вдруг её разбудил сильный удар. Затем девушку обдало холодом. Она увидела перед собой расширяющуюся трещину в полу – самолёт разваливался на части прямо в воздухе. Ларису выбросило в проход, но она смогла добраться до ближайшего кресла, села и вжалась в него, не пристегнувшись. Часть фюзеляжа, в которой находилась Лариса, медленно спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар.


Савицкая потеряла сознание и очнулась только через несколько часов. Тут же она увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. У девушки было сотрясение мозга, травмы позвоночника, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Однако, Савицкая могла передвигаться и, ожидая помощи, соорудила себе убежище из частей фюзеляжа. Спасатели считали что в катастрофе никто не выжил, поэтому приняли машущую пролетавшим мимо самолётам Ларису за геолога. Добрались до неё лишь на третий день.

Как выяснила комиссия по расследованию, на высоте 5200 метров и в 3 километрах в стороне от воздушной трассы произошло столкновение Ан-24 и одного из Ту-16. Пассажирский самолёт разрушился в воздухе на несколько частей, а у военного оторвались передняя кабина и правое крыло, он рухнул на землю, взорвался и сгорел. Погиб весь экипаж Ту-16 (6 человек) и 31 человек на борту Ан-24. Лариса Савицкая оказалась единственной выжившей.

Про страшную катастрофу и страшную бюрократию Авиация, СССР, Военные, Катастрофа, Авиакатастрофа, Самолет, Техника, Чудо, Удача, Ошибка, Везение, Рекорд, Бюрократия, Советское, Происшествие, Длиннопост, Негатив

Съёмки фильма по мотивам. Фото: источник "КП"-Пермь"


Причин у катастрофы несколько: слабая согласованность военных и гражданских диспетчеров, не удовлетворительные организация и руководство полётами в районе аэродрома Завитинска. Также, экипаж Ан-24 не сообщил об уклонении от основной трассы, а экипаж Ту-16 доложил, что занял высоту в 5100 м, за 2 минуты до того, как это произошло на самом деле.


Несмотря на многочисленные травмы, Савицкая не получила инвалидность из-за действовавших в то время нормативов. Позднее её парализовало, однако женщина смогла оправиться, хотя частично утратила трудоспособность, вынуждена была перебиваться случайными заработками и даже голодала. В 1986 году родила сына и они долгое время жили только на пособие по уходу за ребёнком.


Как это обычно происходило в те времена в СССР, катастрофа замалчивалась. Спустя четыре года в газете «Советский спорт» появилась заметка о том, что Лариса Савицкая упала с высоты пять километров в ходе испытания летательного аппарата оригинальной конструкции, причём за два года до реальных событий. Про подробности катастрофы сама Лариса узнала только в 2000 году. Обстоятельства катастрофы и жизни Савицкой заинтересовали прессу. С ней появились интервью, её стали приглашать на телепередачи.


Женщина дважды внесена в российское издание Книги рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты (5200 метров) и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба — 75 руб. (по нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. за выживших в авиакатастрофах).


"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday

Авиация и Техника

10.5K поста18.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Чтобы оставить комментарий, необходимо или