Про принцип полярности. «Что нас больше всего раздражает в других?»
Наверное, вы слышали фразу , что если что-то вас раздражает в других людях, значит это есть в вас.
Помню, когда я в первый раз услышала это высказывание, оно показалось мне каким-то неправильным и странным. Я очень тщательно отыскивала в себе агрессивность и командирский тон девушек, женщин, которых мне подсовывала жизнь. Я сравнивала себя и их и не находила никаких соответствий.
«Какие-то самодурки» - думала я -«командуют, делают что хотят и при этом уверены, что все им что-то должны. Я абсолютно не такая».
Не найдя в себе ничего подобного, я решила, что это высказывание-полная фигня.
Но только, годы спустя, обучаясь психологии, я поняла о чем это было.
Принцип полярности.
Мы в своём поведении обычно застреваем в каком-то одном качестве, другая же часть нас находится вне зоны осознавания. Простейшие примеры полярностей: сильный-слабый, добрый-злой и др.
Например, человек думает, что он всегда должен быть сильным и со всем справляться сам. Тогда отвергается бессилие, он не может себе его позволить. Эта отщепляемая неосознаваемая потребность, проецируется на других, и тогда мы видим и сталкиваемся с чужим бессилием и неспособностью справляться с жизнью, с чужой беспомощностью. Она нас бесит, раздражает, но и «преследует», как будто мир говорит нам «посмотри сюда».
Задача человека-увидеть эти повторяющие случаи, проанализировать-а что в этом человеке меня задевает или раздражает, спросить себя « А как у меня с этим качеством? Я бываю таким? ».
И да, признать эти вещи в себе очень-очень сложно, а ещё сложнее разрешить себе что-то из нового поведения попробовать.
Но, с ростом осознанности, с повышением своей самооценки и самоценности, становится легче и проще пробовать новое поведение в своей жизни.
Я очень люблю притчи, и поэтому приведу одну из них как подтверждение выше написанного:
Как-то Учитель спросил:
-Что для вас является наибольшей проблемой в общении с другими людьми?
Ученики задумались. Наконец, один из них сказал:
- Я знаю, Учитель. Меня просто бесит ситуация, когда я договариваюсь с кем-то о встрече, прихожу, а его нет вообще или он заставляет меня ждать.
Другой ученик сказал:
- А меня больше всего раздражает, когда кто-нибудь обещает мне что-то, а потом не делает.
Третий ученик пожаловался:
- Я просто ненавижу, когда человек не дает конкретного ответа. Не важно, предлагаю ли я ему товар или спрашиваю, как он собирается провести выходные.
Больше учеников в тот день не было.
Учитель спросил первого ученика:
- Скажи, ты хоть раз опаздывал куда-то?
- Я не помню таких случаев, может быть, только в детстве. Я постоянно смотрю на часы и тороплюсь.
Второго ученика Учитель спросил:
- Ты всегда выполняешь свои обещания?
- Да, – ответил ученик, – чего бы мне это ни стоило!
Третьему ученику Учитель задал вопрос:
- Ты сам всегда конкретен в своих высказываниях?
- Абсолютно! – воскликнул третий ученик.
- А теперь представьте, – сказал Учитель, – что вам не нужно никуда спешить, совершенно необязательно отвечать за свои слова и можно говорить общими словами, практически ни о чем.
Каждый из учеников подумал о своем, и, увидев, как все трое задумчиво опустили головы.
Учитель продолжил:
- Нас больше всего раздражает в других то, чего мы сами не можем себе позволить. Мы думаем, что это проблемы, но гораздо чаще это наша зависть. Не нужно злиться на ближнего - ищите ответ в себе...
Согласны? И, как видите, в данном примере, зависть выступает как маркёр неосознаваемой потребности, и это совсем не негативное чувство, которым мы привыкли «обзывать» зависть. Но об этом в следующих постах.
А сейчас предлагаю вам поразмышлять о себе и о тех людях, которые бесят вас.
Допишу-задача разрешить себе быть разным. Не убивать себя, если опоздали или кого-то нечаянно подвели. И не уходите в крайности-никто вас не призывает обманывать, опаздывать и всех подставлять. Разрешите себе быть не идеальными... работниками, супругами, друзьями... человеками.
⠀
⠀
Психология | Psychology
19.8K постов59.1K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.