Про прайминг и привязку

Эффект прайминга заключается в том, что хотим мы или нет, а смотрим на происходящее сквозь призму предшествующих событий. Это происходит с нами всегда и везде: проснулись не с той ноги - полдня будете находить в окружающем что-то негативное. Поговорили о собаках - теперь  вам попадаются на глаза всяческие ретриверы и шпицы. Пожили 10 лет с тираном - возможно тираны будут вам мерещиться в каждом встречном еще год.

У нас эффект прайминга называют фиксированными установками и выделяют два основных вида. Перцептивные установки относятся к информации получаемой от органов чувств. (например когда после шумной дискотеки еще некоторое время слух приглушен). А в семантических объект восприятия связан с предыдущим ему по смыслу. (Например если вы целый день обсуждали мерседесы, то вечером будете чаще замечать их на дороге).
Еще они могут быть замаскированными, на манер знаменитого 25 кадра или обратными: эффект обратного прайминга возникает когда человек обнаруживает факт искаженного восприятия или манипуляции и поступает из-за этого наоборот.

Про прайминг и привязку Психология, Искажение, Когнитивные искажения, Когнитивистика, Длиннопост

Частный случай эффекта прайминга - эффект привязки. Он заключается в том, что когда мы оцениваем любые числовые значения вроде цен, дат или количества чего бы то ни было, на нас сильно влияют числа, на которые мы обращали внимание незадолго до этого. Например если в магазине мы увидем надпись "товар по акции отпускается не больше чем на 10 тысяч рублей", а после будем принимать решение сколько денег нам потратить, то с большой вероятностью наше решение окажется где-то в районе увиденных до этого 10 тысяч.

Пара примеров из исследований:

В одном известном исследовании двум группам молодых студентов дали почитать тематические наборы слов. Проверочной группе достались слова связанные со старостью: пенсия, морщины, мудрость, консерватизм. А контрольной группе обычные, рандомные слова. После этого ученые измерили с какой скоростью студенты выходят из помещения. Оказалось что та группа, которая изучала старческие слова двигалась медленнее, по стариковски.

Про прайминг и привязку Психология, Искажение, Когнитивные искажения, Когнитивистика, Длиннопост

Еще в одном знаменитом эксперименте двум группам людей предлагали оценить долю африканских стран в ООН. Первым задавали вопрос «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65%?», вторым - тот же вопрос, но в качестве «якоря» брали 10%. Самое смешное: числа 65 и 10 были выбраны в присутствии испытуемых случайным образом. Несмотря на это, оценки в первой группе получились выше, чем во второй примерно на 20%.

Практический совет:

Эта хрень настолько часто встречается в нашей жизни, что тратить внимание на отслеживание каждого из случаев сложно и не очень осмысленно. Лучше подойти к делу более стратегически. Например заняться уборкой своего информационного поля - окружить себя приятными людьми, вещами и занятиями. Избегать жестокого и тупого контента вроде криминальных хроник и низкопробных сериалов (я так кучу тегов на пикабушечке побанил).

З.Ы. Хватит на меня подписываться, мне же потом будет совестно бросать пилить посты.

З.З.Ы. Этот и предыдущие пара-тройка постов - текстово-пикабушное переосмысление эпизодов моего подкаста Миражи.

Психология | Psychology

20.3K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.