43

Примитивные реакции психики: Недовольство собой1

В основе удивительно большого числа наших душевных и социальных проблем лежит непрошенное и неуместное вмешательство каких-либо примитивных реакций и механизмов, которые, скорее всего, были оправданы когда-то в прошлом человеческого вида, но малоэффективны, а то и прямо контрпродуктивны в нашей современной жизни. Материалов тут хватит на целую рубрику. Но пока что сосредоточимся одном из основных - эмоциональное отторжение того, что нам не нравится.

Казалось бы, это настолько базовое наше поведение, что невозможно представить существование без него. Это часть того, с чем мы рождаемся и чем пользуемся всю жизнь. В общем виде принцип этого механизма очень прост: эмоционально тянуться к тому, что нравится, и отторгать то, что не нравится.

Нам сейчас интересна именно вторая его часть - про отторжение.
Мы пользуемся этим постоянно, начиная с раннего детства. Не понравилась еда? При её виде мы начинаем испытывать негативные эмоции и это помогает нам впредь её избегать и сопротивляться чьим-то попыткам нас ей накормить. Не нравится человек (например, он плохо с нами поступил) - наши негативные эмоции помогут нам избегать взаимодействия с ним и сопротивляться его возможным попыткам снова с нами плохо поступить. Словом, вещь очень базовая и мы об этой нашей особенности обычно даже не задумываемся. Однако, она же и примитивна по своей сути, что значит - срабатывает этот механизм автоматически, мало согласуя это с сознанием, обладает большой силой и инерцией, руководствуется довольно примитивными критериями - часто для этого достаточно, чтобы некий образ внешнего мира просто связался с негативными эмоциями. Было бы странно, если нечто настолько грубо устроенное и часто вмешивающееся в нашу жизнь не создавало нам проблем. И оно создаёт.

Классические примеры: Если в начале учебы у ребёнка сформируются негативные ассоциации со школой и учебой, то запускается цепной эффект - он начинает эмоционально отторгать всё, что со школой связано, сопротивляться учёбе, выполнению домашних заданий, пропускать занятия, из-за этого проблемы с учебой продолжат копиться, что вызовет ещё более сильные негативные эмоции и усилит отторжение. Тот случай, когда "если запнуться в самом начале пути, то можно уже и не встать", т.е. - если у ребенка не сформировалось позитивного опыта школьных успехов в начале учёбы, то он может уже не выйти из этого замкнутого круга эмоционального отторжения учебы и это повлияет на всю его будущую жизнь.
Другая группа примеров - наши взаимоотношения с больницами и медициной, ведь здесь нам часто приходится проходить неприятные процедуры ради заботы о своём здоровье, либо мы попадаем в больницу уже в очень плохом самочувствии и формируется чёткая ассоциативная связь "больница = дискомфорт\боль". По мере развития личности, сознания, у примитивных механизмов нашей психики появляется противовес и многим людям удается объяснить себе, что в больницу нужно пойти, даже если там не ждёт ничего приятного. Но, к примеру, отпечатавшийся страх первых посещений стоматолога в детстве часто приводит к тому, что мы начинаем избегать лечить зубы, терпим до последнего.
Ещё одна группа примеров (и здесь мы уже приближаемся к основной теме поста) - ситуации, когда у нас нет никакой возможности отторгнуть то, что нам не нравится, когда приходится мириться с постоянным присутствием в нашей жизни чего-то, нам неприятного. Так уж вышло, что природа будто ничего для нас на такой случай не предусмотрела и применяет к нам то же правило, что и со стрессом в целом "ты либо сразу устраняешь его причину, либо дальше я уже не знаю, что тебе предложить", т.е. если выход из стрессовой ситуации неочевиден, стресс начинает накапливаться, "бродить" и перерождаться уже в отдельную самостоятельную проблему поверх вызвавшей его причины. Здесь возникают наиболее драматичные и тяжелые по последствиям кризисы. Например, когда мы вынуждены долго работать на нелюбимой работе (например, не можем её бросить из-за отсутствия доступных альтернатив необходимость выплачивать ипотеку и прочего), когда вынуждены близко сосуществовать с неприятными родственниками или жить в браке с нелюбимым человеком (без возможности разорвать неприятную связь, развестись, сменить место жительства и т.д.). В подобных ситуациях, с которыми, так или иначе, сталкивается каждый из нас, механизм "эмоционального отторжения неприятного" не только не помогает решить проблему, но и, зачастую, сам превращается в проблему.

В целом, в своем личностном развитии мы неизбежно будем упираться в "потолок" примитивного в нашей психике, что будет создавать необходимость уделить данной сфере внимание и помочь себе выработать уже какой-то более совершенный и осознанный механизм решения проблемы, вместо примитивного. Например, надо будет демонтировать упрощённое правило "отторгаю\избегаю неприятного", вместо этого предложив себе иной набор правил, отвечающих на вопрос "с каким именно неприятным, как и ради чего я всё-таки должен мириться?" (Например: "Я не избегаю зубного, а сам хожу на осмотр каждые полгода, потому что иначе мне будет хуже и я понесу больше ущерба"). Собственно, развитость личности в каком-то смысле можно измерять как раз в том, насколько она оказалась успешна в выходе за пределы этих примитивных механизмов, выработке взамен этого сознательных и более эффективных\избирательных их аналогов.

Впрочем, и это не совсем ключевая тема поста. Из заголовка многие уже могли догадаться, что есть ещё одна вещь, к которой мы можем испытывать самые разные эмоции, с которой вынуждены теснейшим образом сосуществовать 24\7 и которую мы никак и никогда не сможем полноценно отторгнуть - это мы сами. Раз всерьез запустившись в сфере взаимоотношений с собой, механизм "эмоционального отторжения неприятного" производит здесь прямо разрушительный эффект. Для иллюстрации возьмем классический пример: ранний подросток обнаруживает, что он непопулярен среди сверстников (а завоевание этой популярности - его важнейшая возрастная задача, которую невозможно игнорировать), допустим, что ему не к кому обратиться за советом (либо удается получить лишь "советы" в духе "дерьмо случается, сынок" или "мне некогда, я устал\а", что не даёт подростку никаких подсказок к выходу из кризиса), то есть - неоткуда взять решение проблемы для быстрого выхода из затруднения. А если проблема не решается сразу, то что остаётся нашей психике? Только действовать примитивно, "делать хоть что-то". Потому включается тот самый механизм "эмоционального отторжения неприятного". Что он нам может предложить? Только отторгать (оно же - "атаковать") и\или избегать то, что вызывает негативные эмоции. Что наш подросток, обнаруживший собственную непривлекательность, выберет мишенью для этого механизма? Конечно же себя (варианты, когда такой подросток начинает отторгать всё общество как "неправильное" всегда являются лишь иллюзией, маскирующей глубокое недовольство собой). И поскольку избегать самого себя довольно трудно (разве что с применением алкоголя, наркотиков и прочих зависимостей - средств забыться и отвлечься от неприятного), то психика в таких случаях часто начинает атаковать саму себя.

Как это выглядит со стороны? Такой подросток начнет замыкаться в себе, сокращать социальную активность, перестанет искать новые возможности самореализации, скорее всего сосредоточиться на средствах получения забытья или легкого кратковременного эмоционального вознаграждения, будет негативно воспринимать себя, акцентироваться на своих недостатках и неудачах, постоянно себя критиковать. Поможет ли ему такое поведение выбраться из кризиса? Совершенно точно нет. И если он и выберется, то скорее вопреки ему, чем благодаря. Но почему в подобных кризисах мы начинаем вести себя настолько неэффективно? По большей части - именно из-за механизма эмоционального отторжения.

Чтобы не множить сущности, предположим относительно простой сценарий, что наш подросток - мальчик, и что проблема его непривлекательности заключается в субтильном телосложении и низкой уверенности в себе. Что ему может помочь решить проблему? Допустим, заняться спортом и выработать уверенность в себе. Однако это потребует уделять себе внимание, развивать себя, пробовать новые возможности, чтобы определить свои сильные и слабые стороны, поддерживать свою мотивацию даже не смотря на то, что поначалу будет больно, неприятно и мало результатов. Однако механизм эмоционального отторжения диктует обратное - себя надо избегать, а при невозможности избегания - атаковать, ведь мы себе неприятны. Многие не вырываются уже на этом уровне и так и остаются в депрессивном оцепенении, но если кто всё-таки наскребёт сил на попытку заняться своей физической формой, то неизбежно столкнётся с препятствием в виде враждебности к себе, повышенном внимании к любым своим изъянам, неудачам, недостаточно хорошим результатам. Словом, если заняться с нуля спортом - уже само по себе не самое простое испытание, то для подростка из нашего примера сложность будет возведена в квадрат - он будет действовать нервозно, примитивно и недальновидно, торопиться с негативными выводами о себе там, где необходимо действовать размеренно, поэтапно и с оглядкой на сигналы своего организма, чтобы выстроить устойчивый режим тренировок. Результатом скорее всего станет неудача подобной попытки и новый виток депрессии и отчаяния, усиление недовольства собой. Исключения, разумеется, будут, но потому то такие истории "превозмогания" настолько популярны в интернете, что в реальности они достаточно редки и достигает этого меньшинство от меньшинства.

Данный пример призван был проиллюстрировать закономерность - в каждом из нас есть этот самый механизм "отторжения неприятного" и он перестаёт быть эффективным в любой мало-мальски сложной ситуации, особенно связанной с самооценкой (отношениями с собой). Характерные симптомы его проявления в сфере самооценки - собственно недовольство собой, стремление обращать внимание только на свои недостатки и неудачи, постоянно себя критиковать, а то и оскорблять, нежелание "вникать в себя" (исследовать свои потребности, особенности, сильные и слабые стороны), отказ от поиска способов самовознаграждения, восстановления, получения удовольствия от жизни (ведь всего этого мы в собственных глазах "не заслужили"), снижение социальной активности, консервативность поведения в части поиска новых путей самореализации (отказ от рисков) и т.д. В терминах психодинамики за этот комплекс обычно отвечает предвзятый внутренний "родитель", ведь именно он следит за тем, как нас принимает общество, насколько мы соответствуем общественным запросам... и он же наказывает нас за неудачи в этой сфере.

Допустим, мы диагностировали у себя подобную установку на эмоциональное отторжение себя, осознали её как мешающую нам полноценно жить проблему... Делать-то что?
Подходы могут быть разными, но если брать то, что лучше всего поддается самостоятельной проработке, то хорошо подойдёт такой метод: Осознать, что эмоциональное отторжение себя - это не просто процесс или этакий рефлекс, но и поведенческая стратегия. Стратегия, целью которой является желание "убрать неприятное", т.е. устранить причину для расстройства. Если причиной возникновения проблемы стала наша неуспешность в какой-либо сфере, значит целью этой стратегии является "сделать нас успешными" (пусть это и редко осознаваемый факт). Однако, в силу примитивности и слепоты этого механизма, он от этой цели скорее удаляется. Осознание его в качестве стратегии позволяет нам начать оценивать его именно как стратегию (как минимум, начиная с её практической результативности), а не просто как некую нашу внутреннюю данность. Это позволяет запустить здесь процесс исследования и диалог с собой. "Если мне плохо из-за моей неуспешности, значит, моя цель - стать успешным. Если сейчас, в ответ на неуспешность, я атакую себя критикой и постоянно тыкаю себя во все свои недостатки и неудачи, то я имею право знать, помогает ли мне это стать успешным. Если эти способы не работают, то почему? Что я могу попробовать делать вместо этого?"
Общая терапевтическая цель здесь - отказаться от слепого отторжения себя, как "причины всех моих бед" и, вместо этого, запустить процесс исследования настоящих причин своего кризиса, поиска перспективных путей поэтапного выхода из него, с формулированием гипотез, их практической проверкой, корректировками (исходя из опыта совершенных попыток), закреплением, вознаграждением себя за успехи.

Психология | Psychology

27.5K пост61.4K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

Любой буддист вам скажет, что в самоей основе ума лежит принцип влечение\отвращение.

раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Иии..?)

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Иии дальше курите матан. Т.е. читайте книжки, они там про всё написали детально и уже давно. Это вам не на статейку на пикабу тема, там погружаться и вникать ннннада.

раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Эмм... Что следует-то из того, что в буддизме такое упоминалось? В каком ключе там это упоминалось? С какими практическими выводами? Означает ли факт упоминания кем-то чего-то то, что теперь никто не имеет права этого упоминать, даже в иных контекстах? О_о
Вы не обязаны полностью разворачивать тему, но было бы неплохо, если бы указали хотя бы то, как она относится к дискурсу)

Ну и, да, религии исторически возникали как первые попытки человечества разобраться в т.ч. и в человеческой природе, и иногда они приходили к полезным выводам) Научное знание стало уже следующей эволюцией таких попыток, а религии в этом отношении остались в прошлом, т.к. на 5% психологически полезного там приходится 95% всего остального, уже не такого полезного)

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не о религиозной части буддизма, а о научно-философской. В этой связи текст во многом спорный. Признаться первый раз я прочитал его наискосок но после этого вашего сообщения перечитал, и делать построчный разбор мне лениво. Скажу лишь что механизм ума "влечение\отвращение" это и есть мы сами. Поэтому нет возможности (ну почти), отказаться от него. Точнее это будет так же означать отказаться от себя. Собственно это и есть окончательный успех в буддийской практике. Собственно этот успех он в общем то будет не доя вас, точнее не для вас сегодняшнего, потому как вас сегодняшнего к тому времени уже не будет. (Ну это вообще отдельная глубокая тема или так сказать параграф данной науки) Более того, механизм "влечение\отвращение" никуда не денется после этого, просто он перестанет захватывать власть и станет необязательным фоном (так же как непроизвольное мышление).


Техники работы с умом на этом поприще детально описаны в достаточно современной буддийской литературе. Например в книгах Хенелопы Гунаратаны. Мне они видятся более эффективными чем то, что описано в этом посте.

Впрочем это конечно не означает что в современной психологии нет отличных способов работы с умом, просто это тема настолько уже распухла, что найти там реально полезные зерна вместо всякого шлака простому человеку достаточно затруднительно, поэтому буддийские тексты могут оказаться более эффективным правда по этой причине более сложными и более опасными в силу своей специфики, т.к. напралены скорее на поэтапное глубокое переформатирование.


Главное в общем моя мысль состоит в том, что с механизмом влечения отвращения вы не можете сделать ничего кроме как сменить своё отношение к нему. Только это коренное решение проблемы всё остальное полумеры, потому что только это может позволить работать с глубокими тенденциями ума.

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Любопытно)
Спасибо за подробный ответ)

Главное в общем моя мысль состоит в том, что с механизмом влечения отвращения вы не можете сделать ничего кроме как сменить своё отношение к нему

Я бы сказал - это действительно очень базовый механизм нашей психики, который непросто скорректировать. Но в моей работе мне удивительно часто приходится работать как раз с очень базовыми элементами психики, которые люди в подавляющем своем большинстве никогда не осознают. Но вот если попадается сложный случай, где не работают обычные техники и подходы, в поисках причины приходится идти "вглубь", и не только в прошлое, но и в очень автоматизированные неосознаваемые слои психики, разбирать по кирпичику те вещи, о которых до сих пор сам не догадывался, что их можно вот так разобрать. Могу сказать - с таким работать сложно, но можно) Часто только таким образом можно обнаружить нужную "строчку кода", куда закралась ошибка, приводящая человека к неверным умозаключениям и дисфункциональным реакциям, которые, как падающие фишки домино, увлекают за собой соседние механизмы и всё это создаёт общий кризис.

К тому же, мало просто обозначить принцип "борьбы с примитивными реакциями", далее должен идти ещё набор инструментов для достижения цели. У духовных учений обычно не слишком широкий инструментарий - молитвы, медитации, созерцания, абстрагирования. В моем случае это инструментарий когнитивной психологии и психодинамики)
Кроме того, важна прикладная цель работы над собой. В духовных учениях это обычно что-то общеполезное, с абстрактными и уходящими в бездну вселенной целями. Нужно "отказаться от своего я", чтобы освободиться... чтобы что-то хорошее затем благодаря этому произошло) Мои цели куда практичнее - не воевать с примитивными реакциями в целом, а осознать их наличие и принципы работы, научиться точечно их корректировать там, где они создают проблемы. В такую близкую и вещественную цель куда легче прицелиться, чем в что-то глобальное и духовное, потому и практических результатов достичь можно легче и быстрее) Просветленным и отринувшим всё мирское небожителем для этого становиться не обязательно)

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, "базовые элементы" люди действительно не осознают (эт кст одна из фишек системы), "автоматизацию" в упор не видят (но её кст легче им продемонстрировать)
Набор инструментов да действительно невелик (и они достаточно непросты в практическом освоении).
Современные: "когнитивная психология", "позитивная психология" действительно более новы и продвинуты. С их инструментарием слабо знаком, но по первому взгляду у него примерно те же корни (самонаблюдение, выявление негативных автоматических мыслей, связка "мысли-чувства-эмоции-ощущения" (буддисты кст не делают между ними разницы)). В плане менее радикальных практических результатов для повседневной жизни в общем-то лучше, тут вы наверное правы.

Буддисты кст признают лишь три положения ума "позитивный", "негативный" и "нейтральный" и считают, что по умолчанию этот условный "переключатель" всегда движется вниз, если не поддерживать намеренно позитивные состояния (но только честными и не читерскими методами)


"Просветленным и отринувшим всё мирское" - вообще лучше не становиться ;)

Даже Дон Хуан в седьмой книге прямо сказал Кастанеде, что: "состояние повышенного осознания не даёт каких-либо преимуществ в обычной практической жизни" (хотя у него конечно вообще своя волна была)

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Современные: "когнитивная психология", "позитивная психология" действительно более новы и продвинуты. С их инструментарием слабо знаком, но по первому взгляду у него примерно те же корни (самонаблюдение, выявление негативных автоматических мыслей, связка "мысли-чувства-эмоции-ощущения"

В психологии есть ещё неплохие теоретические модели, с которыми можно сверяться (иначе говоря - путь самопознания здесь идёт не совсем наощупь, а есть примерное общее понимание, что, где и почему в нашей психике располагается, как работает и какие методы здесь будут наиболее эффективны), есть когнитивные техники (с помощью которых можно достать кусок материала, который мы обычно не осознаём или которые иным образом выпадают из нашего внимание - например процессы, которые слишком размазаны во времени или наоборот, происходят слишком быстро, т.е. здесь уже не просто "самонаблюдение наугад", а специализированные упражнения на самонаблюдение), поведенческие эксперименты, через которые происходит либо проверка текущих привычек и механизмов, либо закрепление "свежевведённых". Это очень хорошо расширяет давно известный инструментарий работы над собой, пришедший к нам из духовно-философских учений)

"Просветленным и отринувшим всё мирское" - вообще лучше не становиться ;)

Даже Дон Хуан в седьмой книге прямо сказал Кастанеде, что: "состояние повышенного осознания не даёт каких-либо преимуществ в обычной практической жизни" (хотя у него конечно вообще своя волна была)

Там ещё и тема "треснутого горшка" так и не была нормально раскрыта =D
Сперва будто бы сказали, что "в нашу школу добровольцев не принимаем, Сила сама должна выбирать себе кандидатов", а потом самого добровольца-Кастанеду вполне себе приняли и никаких проблем это не вызвало)
Хотя мне кажется, что стремление к "просветлению ради просветления" и "осознанности ради осознанности" уже содержится что-то эскапистское. В этом случае правило про "добровольцев" было бы оправданным)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да про "добровольцев" верно. Что касается "треснутого горшка" и Кастанеды, то его всё-таки "обманом" вовлекли. Он изначально другие цели преследовал. Такое часто случается. Там даже Дон Хуан ему говорил, что "учение всегда не то, что от него ожидают".

И у Карлоса был длительный период отказа, он вроде аж несколько лет не обучался. Но потом вернулся. (сам проходил такое кст)


Буддистам всё это кстати тоже присуще. Это я про "обман" и "не то что ожидают".

Но это в их случае скорее по тому, что нельзя работать только на прямую с умом. Всегда нужен обходной манёвр. И проводник или наставник тоже по этой причине ооооочень желателен.


В целом спасибо за дискуссию)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку