Посредственный человек по Вольдемару Пансо

Данная статья относится к Категории 💤 Эффекты ослабления творческой деятельности

Посредственный человек по Вольдемару Пансо Творческие люди, Искусство, Творчество, Креатив, Театр, Актеры и актрисы, Жизненный путь, Судьба, Ошибка, Видео, YouTube, Длиннопост

«Я отметил для себя наиболее часто встречающиеся в актёрской технике проявления посредственности:


1. Стаж — не как прогресс способностей, а как груз прошлого, то есть давно устаревшие приемы, понятия и вкусы.


2. Отсутствие тренировки и муштры как для тела и голоса, так и в области психотехники, отсутствие свежести и восприимчивости. По их мнению, всё это забота режиссёра во время репетиции. Сами же они на репетицию приносят с собой рутину и тем отнимают у репетиции продуктивность.


3. Недостаток умения. Это логическое продолжение предшествующего. Каким бы ни было желание актёра, границы его определяет умение. В практике репетиций это прежде всего означает недостаток умения говорить (когда сваливают мысли в кучу, не прослеживая каждую в отдельности, отбрасывая ударения), не слушать партнёра, думать во время текста партнёра, то есть, по сути дела, отсутствие умения общаться с партнёром. Заодно это и неумение читать стихи, в стихах передавать мысли, неспособность ощущать красоту языка и привычка «рубить рифму». Тут неумение владеть напряжениями (шея, загривок, корпус, руки, ноги, лицо), управлять голосом и дыханием. Преодолеть в себе сопротивление материала и быть в состоянии передавать тонкое биение живой жизни такой актёр не в состоянии.


4. Неспособность сразу реализовать режиссёрское задание, что идёт непосредственно от предыдущего. Поэтому на репетициях повторяются стереотипные фразы: «Я понимаю, но сейчас ещё не могу»; «текст ещё не запомнился и мешает» и т.д.


5. Отсутствие точности, которую заменяет «вообще» как в деятельности и мышлении, так и в чувствовании. Отсюда отставание на репетициях, неумение восстановить однажды уже зафиксированное.

Посредственный человек по Вольдемару Пансо Творческие люди, Искусство, Творчество, Креатив, Театр, Актеры и актрисы, Жизненный путь, Судьба, Ошибка, Видео, YouTube, Длиннопост

6. Неспособность действовать, что заменяется «страданием».


7. Склонность к десятку мелких чувств и неспособность к одному большому переживанию. Отсюда постоянное «покажу завтра» до тех пор, пока в результате отсутствия тренировки психотехники переживание не заменяется личной истерией.


8. Чувство - вместо мысли и вместо чувства - актёрская эмоция.


9. Игра по логике текста вместо игры по логике событий и фактов.


10. Неспособность чувствовать события пьесы, широко захватывать их и крупно и глубоко играть.


11. Неспособность видеть и захватывать главное.


12. Даже при какой-то способности к анализу - неспособность к обобщению, неспособность к синтезу.


13. Неспособность продолжать новую репетицию с того места, где прервалась предшествовавшая (в смысле уровня и качества). Отсюда самое плохое на репетициях - повторение тех же замечаний.


14. Недостаточность домашней работы - часто даже не от лени, а от неумения работать над ролью вне репетиций.


15. Отсутствие собственного кредо: шаблонность мысли.


16. Плохой вкус и недостаточно тонкое чувство меры.


17. Неумение собирать, перерабатывать и нести с собой второй план роли.


18. Отсутствие сверхзадачи в роли.


19. Отсутствие сверхсверхзадачи.


20. Чувство неполноценности как плод прожитых дней. Это может проявляться по-разному. Игра может превратиться в средство к жизни, в бесперспективное зарабатывание на хлеб, в мещанское успокоение. В другом случае неудачи углубляют страх, а страх усугубляет неспособность к творчеству. Может случиться и противоположное: посредственность углубляет скепсис, скепсис рождает нахальство, с которым часто объединяются алкоголизм и богемность, а в итоге падение способности к творчеству.

Посредственный человек по Вольдемару Пансо Творческие люди, Искусство, Творчество, Креатив, Театр, Актеры и актрисы, Жизненный путь, Судьба, Ошибка, Видео, YouTube, Длиннопост

Посредственность часто связывают с провинциализмом.


Кстати, провинциализм не обязательно означает провинцию. Глубочайший провинциализм может разрастись на улицах столицы, а в палисадниках или лесной тишине периферии можно создать духовную метрополию.


Посредственность не постоянная величина. Она как горизонт - всё зависит, с какой высоты на неё смотреть. И всё зависит от времени. Что было хорошо вчера, сегодня может быть посредственно. Результаты развития многих наук, которые в 1945 году удивляли мир, сегодня уже преодолены. Время и прогресс - неизбежность. Мы, актёры, должны, как и все, понимать закон диалектики: всё движется, изменяется и развивается.


Новые таланты, новые личности приносят с собой новое как в технику, так и в стиль. Но для того чтобы не отстать, самому всегда остаться новым, требуется огромная работа, тренировка, напряжение мозга. Трудно тем, кто стоит на вершине! Жаль, что в искусстве, особенно в драматическом искусстве, мы не замечаем этого так явно, как в спорте, потому что отсутствуют тут такие жёсткие возможности определения, как сантиметр, секунда и нокаут. Иной всё ещё думает, что он чемпион, хотя давно делит с кем-то десятое место. Иначе мы не услыхали бы возгласы обиженных: «Двадцать пять лет умел, а теперь вдруг не умею!»; «У меня рецензии, меня хвалили, читайте!»


Они напоминают горьковского Барона с его «каретой прошлого». За похожим на комету полётом вундеркиндов может последовать длинная и безликая череда серых дней...


За буднями тружеников мысли и сердца может последовать высота звёздного простора. Юность - это достоинство, она играет и оказывает свое влияние особо, как новое лицо, новая личность, новый тембр. Не замечали ли вы, как эти качества порой шагают рядом с ролью, заслоняют недостатки и набирают у публики очки.

Посредственный человек по Вольдемару Пансо Творческие люди, Искусство, Творчество, Креатив, Театр, Актеры и актрисы, Жизненный путь, Судьба, Ошибка, Видео, YouTube, Длиннопост

Но не замечали ли вы, как молодость, новизна и обаяние начинают покидать человека, он начинает оставаться один на сцене: аромат и цветочная пыльца осыпались, на сцене человек и манера? Зритель морщит нос или зевает, а мы, люди театра, чувствуем начало трагедии. И вместе с тем, не видели ли вы разве в другом случае, что из-за осыпающихся листьев молодости выглядывает умный глаз зрелого мастера? И публика говорит: «Да, он играет очень интересно, посмотрим, что будет дальше». В этом всё искусство театра и секрет полного зала. На всех лицах мы читаем в антракте хорошего спектакля: очень интересно, подождём, что будет дальше».


Пансо В., Труд и талант в творчестве актёра, М., «Российский университет театрального искусства - ГИТИС», 2013 г., с. 167-169.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

см. термин АНТИ-скачок по Гегелю в 🔖 Словаре проекта VIKENT. RU


+ Плейлист из 22-ти видео: ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕУДАЧ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям научной и творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.


Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/


Изображения в статье

Вольдемар Пансо — эстонский режиссер, актёр и театральный педагог / Kinorium & Photo by Giorgio Trovato on Unsplash

Photo by Cyrus Crossan on Unsplash

Photo by Erik Mclean on Unsplash

Photo by Kyle Head on Unsplash

Сообщество театралов

317 постов1.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Мат ради мата (писать и употреблять можно, но не просто так, а по делу).

- личные оскорбления поощряются баном

- глупые посты без смысла тоже мимо.

В остальном всё разрешено. Особенно ваше мнение.