Поможем врачу помочь пациентам. Об искусственной поджелудочной железе

Возвращаюсь после отпуска к эндокринному писательству.


Этот пост будет отличаться от предыдущих: он одновременно и помощь и просьба о помощи, поэтому ОЧЕНЬ прошу поднять его повыше (тег «без рейтинга» на месте). Несколько месяцев назад в моём телеграме вышла статья в формате интервью с доктором, которая активно занимается сахарным диабетом первого типа. Мария работает с системой закрытой петли, другое её название – искусственная поджелудочная. Цель интервью – рассказать людям о том, что диабетология очень шагнула вперёд, быть может для кого-то откроются новые возможности. Тот пост я продублирую ниже.


Наша же просьба состоит в следующем: чтобы эта самая диабетология шагала ещё быстрее, нужны те, кто уже используют систему закрытой петли. В настоящее время мало специалистов, которые активно этим занимается: пациенты сами вынуждены создавать собственные комьюнити и там делиться опытом. Итак,  глобальная миссия – облегчить пациентам с диабетом жизнь искусственной железой, миссия поменьше – систематизировать накопленные пациентами и коллегами знания и делиться ими.


Если Вы уже используете систему закрытой петли, либо планируете, либо активно работаете с такими пациентами, пожалуйста, свяжитесь с Марией. Вы нужны ей и диабетологии в целом!


Идея интервью снизошла на меня, когда я захотела рассказать своим читателям о современных прорывах диабетологии и поняла, что о таких вещах должен поведать человек, погружëнный в тему с головой.

Несколько раз пациенты говорили мне что-то вроде: «У вас не было диабета, вы не можете правильно его лечить». Знаем, проходили: не рожал – не гинеколог, не умирал – не патолог. Так вот в адрес моей сегодняшней героини подобные тезисы не применить, поскольку она не только талантливый доктор, но и гордый обладатель сахарного диабета первого типа по совместительству. Мария Евгеньевна Чëрная изучает и активно использует так называемую систему закрытой петли, или «искусственную поджелудочную железу», именно об этом мы и поговорим сегодня.


У нашей беседы две основные цели. В первую очередь, мы хотим рассказать пациентам с сахарным диабетом, что помпа – не единственный высокотехнологичный помощник для людей живущих с этой патологией. Кроме того, важно продемонстрировать, насколько быстро развивается медицина – инсулиновые шприц-ручки станут пещерными технологиями скорее, чем вы думаете, однако для этого всегда необходима обратная связь с пациентами. Начнём, пожалуй.


–Расскажи, пожалуйста, простыми словами, что за зверь такой – закрытая петля.

–Закрытая петля принципиально состоит из инсулиновой помпы, устройства мониторинга глюкозы крови и алгоритма, который рассчитывает дозы инсулина. Алгоритм знает какой уровень глюкозы сейчас, и с какой скоростью он изменяется, знает сколько и когда введено инсулина. В мобильном приложении вы указываете информацию о том, сколько углеводов планируете съесть или уже съели. На основании этих данных алгоритм сначала строит прогноз уровня глюкозы на несколько часов вперёд, а затем рассчитывает, как изменить скорость подачи базального инсулина, и сколько и когда ввести болюсного. По сути это – прототип искусственной поджелудочной. Единственное, что пока происходит не «само» – это ввод данных о еде. Кроме того иногда нужен специальный трансмиттер сигнала: некоторые помпы не могут без него подключиться к смартфону, где установлено приложение-алгоритм. Все просто!


–Чем отличаются друг от друга существующие системы?

–Системы отличаются особенностями работы алгоритма. Некоторые могут изменять только скорость подачи базального инсулина и вводить болюсный не автоматически, а когда вы указываете, что съели углеводы. Есть алгоритмы следующего поколения, которые уже умеют автоматически вводить небольшие «болюсы». Существуют такие, в которых есть аналог временной базальной скорости: вы можете указать на сколько увеличилась или уменьшилась потребность в инсулине (в %), например, при физических нагрузках или при болезни, и алгоритм самостоятельно будет изменять коэффициенты и скорость подачи базального инсулина под эту потребность.

Также приложения, в которых запускается алгоритм, могут работать с разными смартфонами, с разными помпами и мониторами, соответственно разные виды петель отличаются совместимостью с определенными устройствами.


–Звучит весьма любопытно. Но всем ли подойдут подобные системы?

–Петля подойдет, пожалуй, каждому, кто уже хорошо умеет контролировать уровень глюкозы на помпе и готов снова учиться чему-то новому.


–А как лично ты пришла к закрытой петле? Тяжело ли дался переход от простой помпы к искусственной железе?

–Я и как врач, и как пациент всегда слежу за новостями, и, узнав что наконец-то корректировать дозы инсулина можно автоматически в зависимости от уровня глюкозы крови «в режиме реального времени», тут же стала искать возможность установить себе эту систему. Перейти на петлю достаточно просто: необходимо разобраться в том, как работает алгоритм расчета доз, скорректировать базу и коэффициенты, и можно смело замыкать контур.


–По твоему мнению любой ли пациент с сахарным диабетом сможет замкнуть контур?

–Замкнуть сможет любой, но эффективно использовать только тот, кто ОЧЕНЬ ХОРОШО понимает, как работает сама система, как вообще «работает» диабет. Многие говорят врачу: «Да я болею дольше, чем Вы живёте», отказываются от помощи, а зря! Работа закрытой петли не так проста, и всегда нужно уметь анализировать результат.


–Подходит ли она детям?

–Да, если родители осознают все риски. Например, помнят, что петля может самопроизвольно отключиться. Важно также понимать, что, учитывая многообразие алгоритмов, невозможно доказать абсолютную безопасность каждого из них.



–Какие плюсы в использовании закрытой петли ты видишь как врач и как пациент?

–Как врач я вижу, что у пациентов на петле идеальные сахара по утрам, меньше гипогликемий, меньше ошибок в подборе доз инсулина, ниже гликированный гемоглобин. В совокупности это значимо улучшает качество жизни, к чему в первую очередь и стремятся доктора. Как пациент я спокойно сплю по ночам, зная, что утром уровень глюкозы будет 5,5 ммоль/л, и радуюсь своим «сахарам».


–Никогда не бывает ничего идеального. Каковы тогда минусы этой системы?

–У врачей очень мало опыта в работе с закрытыми петлями, алгоритмы сильно отличаются и все время меняются, подбор коэффициентов не так прост. Зачастую пациент с системой остается один на один со своими проблемами, и часто не добивается хороших результатов только потому, что ему не к кому обратиться за помощью. К счастью, постепенно появляются специалисты, способные помочь преодолеть эти проблемы.

Есть и технические трудности –петля может отключиться (по вине сенсора или если связь со смартфоном будет потеряна), и тогда автоматически включаются стандартные настройки помпы. Часто при отключении петли сахара становятся резко хуже.


–С какими трудностями использования сталкиваешься лично ты?

–Первое время было непросто подобрать коэффициенты и начать всецело доверять искусственному интеллекту. К тому же стоимость расходных материалов к помпе и устройству для мониторинга глюкозы довольно ощутима, все финансовые траты ложатся на мои плечи. Тем не менее, для меня преимущества петли полностью нивелируют любые трудности и недостатки.


–Расскажи, пожалуйста, подробнее про материальную сторону вопроса, будем честны, для большинства пациента она является решающим фактором.

–Изначально стоимость всей системы складывается из стоимости помпы (как правило, она у пациента, переходящего на «искусственную поджелудочную», уже есть), стоимости устройства для мониторинга уровня гликемии (зависит от модели) и трансмиттера сигнала (~10т.р.). Стоимость обслуживания складывается из трат на расходные материалы для мониторинг-устройства (до 10т.р. в месяц) и для самой помпы. Последние могут быть получены по льготе, либо куплены самостоятельно (также до 10т.р. в месяц). Ежемесячно я трачу порядка 10-12 т.р., и скажу так: я готова экономить на кафе, бензине или косметике, но на свою петлю деньги найду всегда, настолько она мне важна.


–Это о многом говорит. Скажи, а насколько широко сейчас используется эта система?

–Есть достаточно много пациентов с петлëй в России и за рубежом. И их становится все больше и больше с каждым днем!


–Каковы перспективы петли на твой взгляд?

–Возможно усовершенствование алгоритма – еще есть над чем поработать. Вообще, «искусственная поджелудочная железа» – это очень общее понятие. Как я уже сказала, петель много, они отличаются, но так или иначе, за ними наше будущее.


–Быть может дашь советы тем, кто боится этой системы?

–Волков бояться – в лес не ходить! Осознайте риски и поймите как держать ситуацию под контролем. Я пока не встречала острых ситуаций у пациентов на петле. Пробуйте, а отключить еë всегда успеете.


–Есть ли сейчас какие-то источники информации, подробно рассказывающие о системе простыми словами?

–Да, есть каналы в ТГ, где можно получить ответы на свои вопросы, существуют также сайты с описанием конкретных видов петель, и вам нужно их тщательно изучить прежде чем устанавливать свою «железу». Я стараюсь рассказывать о петле простыми словами и максимально открыто, не скрывая их отрицательные стороны.


За системой закрытой петли наше настоящее и будущее, в этом нет никакого сомнения. Я постараюсь изучить еë влияние на контроль диабета на большом количестве пациентов, чтобы мы смогли сделать процесс лечение еще более комфортным. Я работаю с людьми, которые готовятся к установке этой системы, мы вместе учимся работать с закрытой петлëй. Кроме того, мне невероятно важны отзывы тех, кто уже использует систему, поскольку накопление подобного опыта – важная часть прогресса.


Я очень надеюсь, что наша маленькая статья была интересна и полезна, и хочу поблагодарить каждого читателя. Спасибо!



Помогать диабетологии сюда: https://instagram.com/dr.totalblack
и сюда: mashaeatworld@gmail.com


Добро пожаловать в мой ТГ: https://t.me/vrach_naznach

Все о медицине

10.9K постов39.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1)Не оскорбляйте друг друга

2) Ув. коллеги, при возникновении спора относитесь с уважением

3) спрашивая совета и рекомендации готовьтесь к тому что вы получите критику в свой адрес (интернет, пикабу в частности, не является медицинским сайтом).