Первый в мире батл
Вы думаете, батл изобрели рэперы?
Как бы не так.
Самый первый батл состоялся в самом конце восьмого века до нашей эры, и участвовали в нём известный всем, кто не прогуливал уроки аэд Гомер
и менее знаменитый, но не менее талантливый рапсод Гесиод, автор поэмы "Труды и дни", воспевающий не героические подвиги, а простой крестьянский труд.
Легенда гласит, что поэты встретились на большом народном празднике в Халкиде, причём инициатором состязания был Гесиод. С самого начала он поступил не вполне честно, предложив читать не героические стихи (в них Гесиод явно уступал коллеге), а поучительных. Впрочем, Гомер принял вызов.
Письменность к тому времени ещё не была изобретена, поэтому, вероятно, среди зрителей были люди с отличной памятью, которые потом из уст в уста передавали поразившие их строки.
Итак, смотрим и слушаем.
Зачин Гесиода:
О песнопевец Гомер, осененный мудростью свыше,
Молви, какая на свете для смертных лучшая доля?
Ответ Гомера был мрачным:
Лучшая доля для смертных — совсем на свет не родиться,
А для того, кто рожден, — скорей отойти к преисподним.
Гесиод спросил снова:
Молви, прошу, еще об одном, Гомер богоравный:
Есть ли для смертных для нас какая на свете услада?
Ответ Гомера был бодрым:
Лучшее в жизни — за полным столом, в блаженстве и в мире
Звонкие чаши вздымать и слушать веселые песни.
Гесиод сократил вопрос с двух стихов до одного:
Молви в коротких словах, чего нам молить у бессмертных?
Гомер сделал то же самое:
Сильного тела и бодрого духа: не в этом ли счастье?
Гесиод ухватился за последнее слово:
Что же у нас, кратковечных людей, называется счастьем?
Гомер ответил:
Жизнь без невзгод, услады без боли и смерть без страданий.
Увидев, что Гомер слагает поучительные стихи не хуже, чем он, Гесиод решил одолеть соперника хитростью. Он стал запевать загадочные или прямо бессмысленные строки, а Гомер должен был их подхватывать и на ходу распутывать все непонятности.
Гесиод начал:
Спой нам песню, о Муза, но спой не обычную песню:
Не говори в ней о том, что бывало, что есть и что будет.
Гомер тотчас откликнулся:
Истинно так: никогда не помчатся в бегу колесничном
Смертные люди, справляя помин по бессмертному Зевсу.
Гесиод начал описание какого-то странного пира:
Сели они, чтобы вволю поесть коней быстроногих…
Гомер подхватил:
... коней быстроногих
Мирно пустили пастись: довольно они воевали.
Гесиод продолжал:
Так пировали они целый день, ничего не вкушая…
Гомер подхватил:
... ничего не вкушая
Из своего добра: но все им давал Агамемнон.
Гесиод продолжал:
После свершили они возлиянья и выпили море…
Гомер и тут вышел из положения:
... море
Стали они бороздить на своем корабле крутобоком.
Тогда Гесиод увидел, что Гомера не возьмешь и на загадках. Оставалось одно: чтобы каждый спел перед судьями тот отрывок своей поэмы, который он считает лучшим.
Гомер запел о битве:
Щит со щитом, шишак с шишаком, человек с человеком
Тесно смыкался; касалися светлыми бляхами шлемы,
Зыблясь на воинах: так аргивяне, сгустяся, стояли;
Копья змеилися, грозно колеблемы храбрых руками;
Прямо они на троян устремляясь, пылали сразиться…
Грозно кругом зачернелося ратное поле от копий,
Длинных, убийственных, частых, как лес; ослеплялися очи
Медным сияньем от выпуклых шлемов, безмерно сверкавших,
Панцирей, вновь уясненных, и круглых щитов лучезарных
Воинов, к бою сходящихся…
А Гесиод запел о посеве:
Вечным законом бессмертных положено людям трудиться:
Делай, что я говорю, за работой работу свершая!
Лишь на востоке начнут восходить семизвездьем Плеяды,
Жать поспешай; а начнут заходить — за посев принимайся.
Влажная почва ль, сухая ль — паши, передышки не зная,
С ранней вставая зарею, чтоб пышная выросла нива.
Семя землею засыпь. Для смертных порядок и точность
В жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок.
Склонятся так до земли наливные колосья на ниве —
Только бы добрый исход пожелал даровать Олимпиец!…
Народ рукоплескал Гомеру, однако председатель жюри басилей Панед объявили: «Победитель — Гесиод».
Странный выбор, по мне так слепой аэд начисто уделал Гесиода, народ тоже свистел и топал ногами, но судьи объяснили, что Гомер воспевает войну, а Гесиод - мирный труд, Гомер учит убийству и разрушению, a Гесиод - созиданию и справедливости. Зрители пошумели и успокоились...
Пару слов о том, как эти два достойных человека окончили свои дни. Слепой Гомер встретил рыбаков, ловивших вшей на одежде. Поэт поинтересовался, чем они заняты, те ответили загадкой:
- Все, что поймаем, - отбросим, чего не поймаем - уносим.
Старик не смог её отгадать и умер от огорчения.
А Гесиод, тоже давно не мальчик, записался в качалку, наелся виагры и превратился в супермачо. Некая юная и весьма знатная девица оценила его прелести, но её братья не прониклись, подкараулили Гесиода и убили его. Разумеется, уголовное дело возбуждено не было.
А фиванец Пиндар сочинил по этому поводу краткий некролог:
Дважды ты юношей был и дважды изведал кончину.
Будь же для нас, Гесиод, мудрости вечный пример!
Источник: Гаспаров М.Л., "Занимательная Греция"
http://www.litmir.co/br/?b=9958&p=13
Однако, я позволил себе пересказать эту легенду своими словами, поэтому "моё". Искал по тегам, но ничего похожего не обнаружил.
Лига историков
13.6K поста50.4K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения