Первый в мире батл

Вы думаете, батл изобрели рэперы?

Как бы не так.

Самый первый батл состоялся в самом конце восьмого века до нашей эры, и участвовали в нём известный всем, кто не прогуливал уроки аэд Гомер

Первый в мире батл Гесиод, Древняя Греция, Батл, Состязание, Поэзия, Античность, Длиннопост, Поэт Гомер, Бюст

и менее знаменитый, но не менее талантливый рапсод Гесиод, автор поэмы "Труды и дни", воспевающий не героические подвиги, а простой крестьянский труд.

Первый в мире батл Гесиод, Древняя Греция, Батл, Состязание, Поэзия, Античность, Длиннопост, Поэт Гомер, Бюст

Легенда гласит, что поэты встретились на большом народном празднике в Халкиде, причём инициатором состязания был Гесиод. С самого начала он поступил не вполне честно, предложив читать не героические стихи (в них Гесиод явно уступал коллеге), а поучительных. Впрочем, Гомер принял вызов.

Письменность к тому времени ещё не была изобретена, поэтому, вероятно, среди зрителей были люди с отличной памятью, которые потом из уст в уста передавали поразившие их строки.

Итак, смотрим и слушаем.

Зачин Гесиода:

О песнопевец Гомер, осененный мудростью свыше,

Молви, какая на свете для смертных лучшая доля?

Ответ Гомера был мрачным:

Лучшая доля для смертных — совсем на свет не родиться,

А для того, кто рожден, — скорей отойти к преисподним.

Гесиод спросил снова:

Молви, прошу, еще об одном, Гомер богоравный:

Есть ли для смертных для нас какая на свете услада?

Ответ Гомера был бодрым:

Лучшее в жизни — за полным столом, в блаженстве и в мире

Звонкие чаши вздымать и слушать веселые песни.

Гесиод сократил вопрос с двух стихов до одного:

Молви в коротких словах, чего нам молить у бессмертных?

Гомер сделал то же самое:

Сильного тела и бодрого духа: не в этом ли счастье?

Гесиод ухватился за последнее слово:

Что же у нас, кратковечных людей, называется счастьем?

Гомер ответил:

Жизнь без невзгод, услады без боли и смерть без страданий.


Увидев, что Гомер слагает поучительные стихи не хуже, чем он, Гесиод решил одолеть соперника хитростью. Он стал запевать загадочные или прямо бессмысленные строки, а Гомер должен был их подхватывать и на ходу распутывать все непонятности.


Гесиод начал:

Спой нам песню, о Муза, но спой не обычную песню:

Не говори в ней о том, что бывало, что есть и что будет.

Гомер тотчас откликнулся:

Истинно так: никогда не помчатся в бегу колесничном

Смертные люди, справляя помин по бессмертному Зевсу.

Гесиод начал описание какого-то странного пира:

Сели они, чтобы вволю поесть коней быстроногих…

Гомер подхватил:

... коней быстроногих

Мирно пустили пастись: довольно они воевали.

Гесиод продолжал:

Так пировали они целый день, ничего не вкушая…

Гомер подхватил:

... ничего не вкушая

Из своего добра: но все им давал Агамемнон.

Гесиод продолжал:

После свершили они возлиянья и выпили море…

Гомер и тут вышел из положения:

... море

Стали они бороздить на своем корабле крутобоком.


Тогда Гесиод увидел, что Гомера не возьмешь и на загадках. Оставалось одно: чтобы каждый спел перед судьями тот отрывок своей поэмы, который он считает лучшим.


Гомер запел о битве:

Щит со щитом, шишак с шишаком, человек с человеком

Тесно смыкался; касалися светлыми бляхами шлемы,

Зыблясь на воинах: так аргивяне, сгустяся, стояли;

Копья змеилися, грозно колеблемы храбрых руками;

Прямо они на троян устремляясь, пылали сразиться…

Грозно кругом зачернелося ратное поле от копий,

Длинных, убийственных, частых, как лес; ослеплялися очи

Медным сияньем от выпуклых шлемов, безмерно сверкавших,

Панцирей, вновь уясненных, и круглых щитов лучезарных

Воинов, к бою сходящихся…

А Гесиод запел о посеве:

Вечным законом бессмертных положено людям трудиться:

Делай, что я говорю, за работой работу свершая!

Лишь на востоке начнут восходить семизвездьем Плеяды,

Жать поспешай; а начнут заходить — за посев принимайся.

Влажная почва ль, сухая ль — паши, передышки не зная,

С ранней вставая зарею, чтоб пышная выросла нива.

Семя землею засыпь. Для смертных порядок и точность

В жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок.

Склонятся так до земли наливные колосья на ниве —

Только бы добрый исход пожелал даровать Олимпиец!…


Народ рукоплескал Гомеру, однако председатель жюри басилей Панед объявили: «Победитель — Гесиод».

Странный выбор, по мне так слепой аэд начисто уделал Гесиода, народ тоже свистел и топал ногами, но судьи объяснили, что Гомер воспевает войну, а Гесиод - мирный труд, Гомер учит убийству и разрушению, a Гесиод - созиданию и справедливости. Зрители пошумели и успокоились...


Пару слов о том, как эти два достойных человека окончили свои дни. Слепой Гомер встретил рыбаков, ловивших вшей на одежде. Поэт поинтересовался, чем они заняты, те ответили загадкой:

- Все, что поймаем, - отбросим, чего не поймаем - уносим.

Старик не смог её отгадать и умер от огорчения.


А Гесиод, тоже давно не мальчик, записался в качалку, наелся виагры и превратился в супермачо. Некая юная и весьма знатная девица оценила его прелести, но её братья не прониклись, подкараулили Гесиода и убили его. Разумеется, уголовное дело возбуждено не было.

А фиванец Пиндар сочинил по этому поводу краткий некролог:

Дважды ты юношей был и дважды изведал кончину.

Будь же для нас, Гесиод, мудрости вечный пример!


Источник: Гаспаров М.Л., "Занимательная Греция"

http://www.litmir.co/br/?b=9958&p=13

Однако, я позволил себе пересказать эту легенду своими словами, поэтому "моё". Искал по тегам, но ничего похожего не обнаружил.

Лига историков

13.2K постов49.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения