Первопроходец реактивной авиации

Развитие поршневых моторов уже в 30-х гг. достигло своих пределов, выходом был двигатель нового типа - турбореактивный. 29 августа 1939 г. полетел первый самолет Не.178 с турбореактивным двигателем HeS 3B Охайна. В Англии турбореактивными двигателями занимался Уиттл, самолет с его двигателями поднялся в воздух на два года позже немецкой машины. В США на базе разработок Уиттла создали свой самолет с турбореактивным двигателем.
В Италии и СССР пошли по пути создания комбинированного двигателя поршневой мотор нагнетал воздух в камеру сгорания реактивного двигателя, это был тупиковый путь двигатель получался тяжелый и неэкономичный. У турбореактивного двигателя компрессор приводился в действие газовой турбиной, которая работала от газов исходящих из камеры сгорания. Раскрутка компрессора нужна была только при запуске.

Первопроходец реактивной авиации Военная техника, Авиация, Вторая мировая война, Люфтваффе, Реактивный самолет, Первопроходцы, Длиннопост

Как только фирма BMW заявила о возможности построения турбореактивного двигателя Р3302 с тягой 600 кг министерство авиации рейха дало задание фирме "Мессершмитт" подготовить под него планер, весной 1941 г. самолёт был готов. Из-за задержки двигателей БМВ самолёт полетел сначала на поршневом моторе "Юмо-210G".

Двигатели BMW с тягой 800 кг пришли только в ноябре 1941 г., после статических испытаний 25 марта 1942 г. Ме-262 впервые взлетел с ними. Сразу сломались лопатки компрессоров движки загорелись и отказали, но благодаря не демонтированному поршневому мотору самолёт спасли.

Моторы были ненадежны BMW сразу перепроектировали их, но предпочтение отдали "Юмо-004" с тягой 1050 кг. Первый полёт Ме-262 с ними состоялся 18 июля 1942 г.

Самолёт оказался выдающимся. Скорость 800 км/ч, непревзойдённая скороподъемность, легкость пилотирования.

Другой реактивный самолет в учебном бою He.280 легко победил новейший "Фокке-Вульф" 190А. Он легко догонял, разворачивался и набирал высоту.

Ме-262 потреблял не становившийся все более дефицитным высокооктановый бензин, а тяжелый керосин и дизтопливо.

С связи с небольшими произведенными сериями Ме-262 родилась легенда о дураке Гитлере, который прекратил выпуск чисто истребителей, настояв на выпуске истребителей-бомбардировщиков.

Хотя уже разрабатывался чисто турбореактивный бомбардировщик Арадо-234.

Тактически использование истребителя в качестве бомбардировщика не было редкостью, так истребитель Ме-109 имел подвески под бомбы. Пе-2 в СССР вообще переделали из истребителя "100".

Ограничение выпуска Ме-262 лимитировалось недостатком моторов. К тому же двигатели были не отработаны, он могли загореться сами или же от чрезмерно резкого движения ручкой управления двигателем. Дело в том, что газовая турбина разгоняется медленно, а автоматической регулировки нет, подавалось избыточное количество газа, он не сгорал, прогорали лопатки турбины, начиналась разбалансировка и тряска двигателя, разрушались топливные трубопроводы, в итоге мотор загорался.

Ещё одной проблемой был малый ресурс двигателя всего 10 часов.

Летом 1942 г. люфтваффе все же заказали первые 15 самолётов, в конце года еще 15.

Только после того как поршневые Ме-109 и Фокке-Вульф 190 попали под раздачу от союзной авиации потребовались новейшие самолеты.

Только в начале октября 1944 г. главнокомандующий люфтваффе Геринг приказал создать истребительную часть из 40 самолетов.

Самолет получил две или четыре 30-мм пушки МК 108, ставили на некоторые варианты и 50-мм пушку ВК 5 или неуправляемые ракеты R4M. Помимо радиостанции у самолета был ответчик "свой-чужой", а также автопилот.

Самолет выпускался в следующих вариантах:

Ме-262A-1a "Швальбе" ("Ласточка") с четырьмя 30-мм пушками, модификация с 50-мм пушкой ВК 5 носила индекс Е, с 50-мм пушкой МК 214А.

A-1b с неуправляемыми 24 ракетами R4M,

A-2 "Штурмфогель" ("Буревестник") с двумя 30-мм пушками и подвесками для двух 500-кг бомб.

B-1a/U1 - двухместный ночной истребитель.

B-2a - тоже двухместный ночной истребитель с РЛС "Нептун" в носу фюзеляжа.

C-1a "Хайматшутце" в переводе "Защитник Родины" истребитель с двумя ТРД "Юмо-004 (тяга 1000 кг у каждого) и жидкостным ракетным двигателем в хвосте, как у ракетного перехватчика Ме-163В.

Была и другая версия "Защитника Родины" с двумя ТРД и одним ЖРД фирмы BMW.

Штурмовая версия называлась A-3a, на ней установили бронезащиту серийно не выпускалась.

В эксплуатации и производстве не обошлось без проблем.

В связи с приближением самолета к скорости звука и появлении деформации элеронов, эффекта "тяжелого носа" было запрещено летать на скорости свыше 900 км/ч, оптимальной скоростью считалось 800 км/ч. Довести Ме-262 чтобы выбрать оптимальную аэродинамику для сверхзвуковых скоростей не успели.

Самолету нужна была длинная бетонная полоса для взлета и посадки. Низкорасположенные двигатели на аэродроме могли засосать посторонние предметы.

Начало серийного выпуска Ме-262 совпало с возросшей эффективностью бомбардировок рейха, тотальной мобилизацией выгребавшей квалифицированные кадры инженеров и рабочих, началом перебоев с топливом и электроэнергией.

Планы выпуска самолетов срывались.

Решение о перестройке производства было принято еще в 1943 году, после серии бомбардировок заводов Мессершмитта. Сначала хотели рассредоточить производство, затем перевести под землю в шахты в тоннели, позднее создать шесть мощных подземных фабрик (проект "Лесной голубь").

Одну начали оборудовать в шахте и даже стали собирать самолеты. Другие фабрики должны были выглядеть так. Три бункера прикрывали бетонным 5,5 метровым сводом, который маскировали под окружающую местность. Глубина бункеров 46 метров, 5 этажей, каждый этаж имел 5-метровое перекрытие с 38-мм бронеплитой.

90 тысяч рабочих должны были выпускать больше 1000 самолетов в месяц. Ме-262 должен был взлетать прямо с верхнего этажа, там оборудовали взлетно-посадочную полосу.

Строили заводы заключенные гитлеровских лагерей, в тяжелых условиях, из-за чего была высокая смертность. Ни одну такую фабрику построить не успели.

В начале 1945 г. выпускали 36 машин в неделю. Всего в ВВС Германии поступили 564 самолета, воевала 61 машина. Около 200 были в учебных подразделениях, около 150 сбили и 200 застряли в пробках на железной дороге.

Истребители сбили около 150 машин противника, потеряв 100 своих. Бомбардировщики если им удавалось уничтожали самолеты союзников на аэродромах. Группа реактивных Ме-262 и Арадо 234 провели 13 атак по Ремагенскому мосту, в конце концов его сильно повредили и он рухнул от близкого разрыва бомбы. Потеряли только одного пилота и две машины.

Ме-262 использовались для отражения атак союзных бомбардировщиков, тут проявился недостаток разгонных характеристик, ТРД медленно набирал мощность и недостаточно хорошо маневрировал. Это позволяло сбивать реактивный самолет при взлете или заходе на посадку. Для противодействия этому немцы сосредотачивали зенитную артиллерию на аэродромах и прикрывая истребителями "Фокке-Вульф" 190-D.

С другой стороны большая скорость Ме-262 не давала открыть прицельный огонь по истребителю.

Атаковать как прежде в лоб было нерационально на Б-17 G появилась носовая пулеметная установка. С хвоста заходить было вообще бессмысленно, там оборонительное вооружение было достаточно мощным.

Оставался один вид атаки стрельба неуправляемыми ракетами R4M с дистанции километра. Одно попадание выводило из строя бомбардировщик Б-17. Такая тактика стала использоваться в марте-апреле 1945 г.

36 Ме-262 использовались как ночные истребители, сбили до 25 самолетов, потеряны были почти все в боях и после бомбардировки аэродрома.

Всего встали в строй 1433 машины. Ме-262 стал первым серийным истребителем с ТРД.

Переломить ход войны только-только встающий на крыло реактивный Ме-262 уже не мог, для противостояния союзной авиапромышленности нужны были тысячи и тысячи самолетов, хотя бы поршневых, хотя бы для массированного применения нового оружия неуправляемых и только разрабатываемых управляемых ракет. Реактивные самолеты имели преимущество перед поршневыми самолетами в том, что могли легко удрать от истребителей противника и могли бы использоваться для спецопераций.

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу