Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Паноптикум, или Идеальная тюрьма Бентама

Паноптикум — это проект режимного учреждения (например, идеальной тюрьмы или работного дома), гипотетически с одним надзирателем, который может наблюдать за всеми заключенными одновременно. Проект был разработан английским философом и теоретиком либерализма Иеремией Бентамом и значительно повлиял на строительство тюрем 19 и последующих веков: имелось много попыток, удачных и не очень, воссоздать паноптикумы. Под эту идею Бентам даже разработал полноценную уголовно-процессуальную базу.

В оригинальном проекте паноптикум представляет собой цилиндр со стеклянными перегородками; надзиратель находится в центре, но невидим для поднадзорных, посему они не знают, в какой именно момент за ними следят, у них складывается впечатление постоянного контроля, из-за чего они не буянят, не хулиганят и не ленятся (если речь о производственном паноптикуме).
Центральная идея проекта сводится к контролю над деятельностью людей для достижения «общественного блага». Как говорится «поскреби либерала – найдешь фашиста»: с одной стороны либерал Бентам, выступающий за «свободу» рынка, конкуренции и т.д., предлагает откровенно тоталитарные методы управления обществом. Можно просто посмотреть, кто его идеей воспользовался: одной из очень известных реализаций паноптикума является кубинская тюрьма «Пресидио Модело», где с 1953 по 1955 год содержался великие революционеры Фидель и Рауль Кастро. По принципу паноптикума также была построена испанская тюрьма «Карабанчель», где во времена фашистской диктатуры генерала Франко содержали политзаключённых.

Однако подобная «забота об общественном благе» существовала и до Бентама. Одним из первых подобий паноптикума является Парижское военное училище 1751 года. В нём каждому воспитаннику полагалась застеклённая комната, где его можно было видеть на протяжении всей ночи, однако сам воспитанник не мог иметь никакого контакта со своими товарищами или родными. Бентам рассказывал, что мысль о паноптикуме пришла в голову именно его брату, посещавшему военное училище.

Забавно, но Бентам изначально собирался построить паноптикум в Российской империи, для чего он обратился к Екатерине II, но получил отказ. Однако согласно его замыслу, заключенные тюрьмы-паноптикума также должны были использоваться в качестве чернорабочих, что вызвало большой интерес среди британских правительственных чиновников, ведь это такая тюрьма не только снижала затраты путём уменьшения штата стражников, но также могла и приносить прибыль. В 1812 году британское правительство профинансировало строительство тюрьмы в Миллбанке, которая была открыта в 1821 года. Она вызвала серьезные споры, звучали даже обвинения, что эта тюрьма вызывала психические заболевания у заключенных. Тем не менее британскому правительству психическое здоровье заключенных было совершенно неинтересно — уделялось всё большее внимание тому, чтобы заключенные исправно работали.

Паноптикум также был проанализирован французским философом Мишелем Фуко. Он описал его как технику контроля над всеми формами деятельности; как инструмент, который помогает власти видеть всё, оставаясь невидимой, и учитывать всё, оставаясь анонимной; как способ организации и функционирования власти. Говоря простыми словами, он считал, что паноптикум – это идеальная модель власти, где власть — управляющий надзиратель, а государство — тюрьма.
В качестве модели власти паноптикум видели и многие писатели-антиутописты. Например, в романе «Мы» 1921 года русский писатель Евгений Замятин выходит за рамки концепции одной тюрьмы и проецирует принципы паноптикума на все общество, где люди живут в зданиях с полностью прозрачными стенами. Также паноптикум обрисовал и Джордж Оруэлл в романе «1984»: «Конечно, не было никакого способа узнать, наблюдают ли за вами в любой момент... Каждый должен был жить в предположении, что каждый звук, который он издавал, был подслушан, и каждое движение — было отслежено».

Но Бентам, Замятин и Оруэлл жили во времена, когда технических возможностей для построения глобального паноптикума не было. Сегодня современная технология позволила незаметно развернуть значительные паноптические структуры: камеры сейчас стоят на каждом углу — вот пример технологии, которая привносит неуловимый взгляд надзирателя в повседневную жизнь. В период с 1960 по 1996 год распространение видеонаблюдения в Великобритании привело к тому, что государственные расходы на него составили более трёх четвертей от общего бюджета на предотвращение преступности, а в мае 1997 года в Брайтоне прошла массовая демонстрация против камер видеонаблюдения. В течение следующих нескольких лет распознавание лиц и номерных знаков было установлено практически во всех ключевых местах Лондона. Однако отчёты практически не показывают сдерживания общей преступности в Лондоне. Это происходит потому, что люди в большинстве случаев идут на преступления не из-за хорошей жизни или просто по-приколу, они зачастую видят в них единственный способ выжить в суровом мире рынка – и здесь никакие меры устрашения не удержат от нарушения закона.

Когда распространились компьютеры и интернет, проблема паноптикума стала ещё более актуальной: интернет-провайдеры могут спокойно отслеживать действия своих клиентов; социальные сети, Google собирают терабайты персонифицированной информации о своих пользователях, чтобы подсовывать им таргетированную рекламу и много чего еще. Что уж говорить – любой неугодный власти пользователь сети может быть найден за мгновение – государству достаточно обратиться к компании, которая предоставляет ему свои медвежьи услуги.
Также можно вспомнить многочисленные истории из Wal-Mart и Amazon, согласно которым работникам нельзя даже присесть или сходить в туалет во время рабочего времени – камеры наблюдения мгновенно это заметят и пролетарию будет выписан штраф за такое злостное нарушение.
Также компьютерные системы используются для мониторинга сотрудников и повышения их производительности: отслеживается, не раскладывает ли офисный планктон косынку вместо заполнения бесконечных, никому не нужных отчётов и эксель-таблиц?

Паноптикум стал символом крайних мер, которые капиталисты принимают во имя повышения прибыльности и сохранения своей власти. И тотальная слежка за населением будет продолжаться до тех пор, пока существует капиталистический способ производства, где не удовлетворение потребностей людей, а прибыль является главной целью производства, пока население не произведет социалистическую трансформацию и не начнёт управлять тем, как используются те же камеры, компьютерные технологии и интернет.

Социалисты

207 постов562 подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Нельзя запрещать социалистам иметь левый угол.