Ответ на пост «Ребенок в истерике на полу в магазине не избалован, не плохо воспитан, у него просто ...»

Ох уж эта детская истерика. Моей старшей "козе" три года и один месяц. Младшей - ровно месяц. И у старшей как раз тот возраст, когда истерика накатывает как цунами, если переиграла, устала, не поела, не поспала и так далее.

Ответ на пост «Ребенок в истерике на полу в магазине не избалован, не плохо воспитан, у него просто ...» Родители и дети, Дети, Воспитание, Саморазвитие, Истерика, Детская истерика, Длиннопост, Ответ на пост

(картинка из интернетов)

На самом деле причин и правда очень мало - или голодная, или уставшая (не доспала или уже пора спать).
Но если все эти факторы удовлетворены - НИКАКОЙ истерики и капризов не бывает. Почти. Кроме моментов, возникаюших в периоды "скачков роста" - в это время ребенок нестабилен сам по себе и нарушается режим, концентрация и рассеивается внимание, появляются короткие психозы и истерики.

Как я поступаю с ребенком, если она вот-вот слетит в штопор (истерика и слёзы)? Достаточно просто. Но нужно практиковать, чтобы делать это на автомате.

Прежде всего нужно понять, что ребенок - существо однозадачное. Он как солдат - понимает чёткие, короткие, понятные и громкие команды и требования:

Быстро в кровать!
Сними носки!
Помой руки!
Положи ложку на стол!

И точно такие же короткие и четкие вопросы, на которые можно быстро и/или односложно ответить. Потому что мозг ребенка в такие моменты почти отключается.

Всё должно быть максимально чётко, просто, понятно и не могло быть по-другому истолковано. Если начать произносить длинные речи, вроде "ой ну что же ты делаешь, ты что, не понимаешь, что ложка должна лежать на столе, и я кому говорил снять носки, потому что скоро в кровать ложиться?!" - ребенок просто выключается после первых слов. Этим грешит моя жена, она машинально начинает читать нотации, ругать длинными фразами, вместо того, чтобы дать чёткую команду, что делать.

Это сложно связать сначала в одно предложение, а потом разобрать на смысловые фразы и отделить друг от друга разные действия. И при этом помнить, что было сказано целиком и в каком порядке.

1. Локализовать проблему:

Триггер, запустивший истерику. Если вдруг пошёл рёв на ровном месте:

Если ребенок начал уставать, или не лёг вовремя спать, то истерика - это вопрос времени. Причем, триггером может послужить всё, что угодно: карандаш не того цвета, вода мокрая, "не хочу штаны снимать", до игрушки не дотянуться. То есть, ребенок не пытается решить проблему - а сразу уходит в плач.

Пример, когда хнык переходит в плач:

- Ой! А где черный пластилин! Хнык! Где пластилииииииин (тут уже понеслись признаки штопора). В обычной ситуации она бы или начала его искать, или позвала бы родителей на помощь.
- Что случилось? (черный пластилиииииин!) Ты потеряла черный пластилин? (Даааааа!) А другой не подойдет? (Нееет!) А поищем вместе? (Нееееет! Не хочу! Не хочу лепить!) - начинает разбрасывать пластилин, падать на пол. - тут уже всё понятно, что дело не в пластилине, а в банальной усталости, и она этого не осознаёт.

Другой вариант усталости - начинает "заигрываться".

Мы называем это "неадекватить". Как правило, возникает или в активных играх, или на прогулке До какого-то момента игра - интересная, адекватная, "правильная", если хотите. Всё укладывается в рамки задуманной игры и игровой логики. Потом начинаешь замечать, что ребенок просто стал неадекватно играть и странно веселиться: стучать всем по чему попало, бегать с каким-нибудь кубиком по дому и кидать его, таскать бесконечно табурет по полу и выдавать как можно больше шума, швырять книжки и игрушки просто так. Или на детской площадке игра переходит в бесконтрольную беготню от карусели к песочнице, отбирание игрушек, швыряние, громкие крики, вопли и "не хочу домой", укатывание вусмерть на самокатах, падения, слёзы, снова попытки, падения - и вот, самокат уже просто тащится в руках или брошен, рёв, но домой все равно "не хочу". Хотя по всем признакам ребенок явно устал.

Любые замечания лишь усугубляют фактор "заигрывания". Никакой реакции на замечания, попытки догнать, отругать - всё только разжигает это безумие. Опять же - это усталость и попытка хоть как-то ещё развлечь себя, вот только мозг уже почти выключился и ничего сложнее швыряния уже не придумывается. И легко переходит в сценарий с триггером - ловишь, держишь - и пошла истерика.

Третий вариант - "хочу конфетку".

В магазине, где много соблазнов, обязательно ребенок захочет шоколадку, киндер, конфетку. А если при этом ребенок хочет есть или устал - всё, получай истерику и катание по полу, слёзы-сопли, хватание всего подряд, лишь бы что-нибудь взять.

2. В зависимости от сценария, выходим из ситуации по-разному.

В ситуации с триггером и пластилином:

Нужно объяснить ребенку это состояние, помочь осознать, что она устала и пора поспать - и истерика закончится. Я сажусь рядом на уровень ребенка и начинаю разговаривать, задаю вопросы, чтобы она могла быстро и легко на них отвечать:
- Ты расстроилась, что пластилина нет? (Даааааа! - очень эмоционально и громко, рыдает).
- И ты наверное, немножко уже устала? (Даа! - уже спокойнее, начинает понимать, что я "с ней" и понимаю её).
- Пойдем, полежим? (Нееет!)
- Ну иди тогда ко мне, я тебя обниму (пожалею) - я раскрываю и протягиваю к ней руки, она бежит ко мне.

Как правило, обниматься она никогда не отказывается. Мы немного сидим в обнимку и она, всхлипывая, успокаивается. Я "дожимаю" необходимость лечь спать. При этом, главное не говорить слово "спать":
- Ну вот, можешь закрыть глазки и так посидим немного? (Да.. - уже более спокойно, закрывает глазки и затихает).
- Ну, пойдём полежим чуть-чуть? (Угу..)
- Книжку возьмем или будем без книжки? (тут уже выбор без выбора - главное, ей самой решить, как будем засыпать) - (С книжкой).

Всё, идём спокойно ложимся, открываем книжку, начинаем читать. 2 минуты - и ребенок спит.

В ситуации со швырянием всё сложнее:
Ребенок одновременно и устал, и ему весело и прекращать этот процесс он не хочет. Значит, нужно переключить, заинтересовать чем-то ещё. Если удаётся успокоить переходом к спокойным и/или совместным играм (Ух ты, я пошел магнитики собирать, пойдешь со мной?), то прекрасно, готовимся к укладыванию, не забываем предложить скушать какой-нибдь перекус - творожок, например.

Если не получается, то следующий выход - пойти играть и купаться в ванну ("Так, мы ещё игрушки твои не купали сегодня, нужно скорее их искупать, да?!") Так мы локализуем игровое поле ребенка в пределах маленького пространства, ограничим доступ к различным игрушкам и предметам, а теплая вода расслабит и успокоит. После ванны - традиционно автоматически - пижама, перекусик и спать. Если ребенок переходит из неадеквата в истерику - то действуем по сценарию с пластилином.

Если это произошло на прогулке - то спрашиваем "поедешь на плечах у папы/на ручках?". Или "пойдем дома отдохнем?". Если не помогает - молча в охапку, подмышку - и домой. И дома уже разбираемся с происходящим. Поорет, устанет, перезагрузится - пообнимаемся, переоденемся - и спать.

В магазине

Мы выработали правило: ей нравятся определенные конфетки. Мы практически никогда не берем другие - буквально два-три типа конфеток на выбор. И если мы заходим в магазин, и она себя хорошо вела, то она знает, что может взять себе конфетку. А если она сытая, не уставшая - то и в сторону сладостей даже не смотрит. И мы обязательно говорим, чтобы ещё по конфетке взяла маме и папе. У этой "ремарки" несколько целей:

  • Во-первых, чтобы не выросла эгоисткой и могла подумать о других и угостить других.

  • Во-вторых, чтобы у всех были одинаковые вкусняшки.

  • В-третьих - три конфетки на развес - это копейки. От нас не убудет, у ребенка не случится диабет, мир не рухнет. Ну и нас в кармане будет любимая конфетка на всякий случай.

  • В-четвертых - она не лезет ни к каким киндерам, шоколадам, не хватает с полок что попало. Мы всегда знаем, что ей нравится.

  • В-пятых - касса в магазине просто физически не может "посчитать" вес конфет, если их меньше 3 штук XD.

  • В-шестых, всегда можно предложить вместо конфеток взять что-то другое поинтереснее, если заслужила. Или наоборот, сказать, что сегодня нельзя конфетки, потому что она наказана, плохо вела себя, не слушалась и объяснить, почему.

НО КОНФЕТКИ - ЭТО СВЯТОЕ. Она всегда знает, что в хорошее время может рассчитывать на любимые маленькие конфетки.

И всегда можно сказать "Ты уже брала конфетки вчера/сегодня, помнишь? Мы их не съели, они тебя дома ждут".

Если она у кассы хватает киндер - у нас есть рычаг давления - мы предлагаем и помогаем сделать выбор и заменить : вот смотри - ты взяла яичко, и любимые конфетки, но нужно выбрать что-то одно. А яичко мы ведь недавно брали, да? Или: Ой, ты зачем яичко взяла? Ты ведь ещё конфетки не взяла? Давай скорее, ставь яичко и беги за конфетками!

Если не вариант, то переключаем внимание на что-то другое, менее вредное: ой, а я же тебе сок хотел взять! Пойдем скорее сок выбирать!

Если в магазине она вдруг хватает что-то и впадает в истерику - мы опять же переводим на "конфетный" язык, говорим, что "ой, это не очень вкусное, беги лучше конфетку возьми".

Пока всё это успешно работает, применяется. К ребенку мы присматривались, наблюдали за поведением, за переходом в эти состояния. Допускали ошибки и учились на них. Часами боролись с истериками.

А потом просто поняли, как с этим работать не в ущерб себе и ребенку. И все довольны.

А вообще конечно, лучше всего соблюдать режим активности и отдыха, но это не всегда получается - особенно режим сбивают длинные выходные и бесконечные больничные.

И НИКОГДА НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ. ОНИ ВСЁ ПОМНЯТ И ПРИПОМНЯТ.

Вчера я обещал, что в сегодня в детский сад мы поедем на велосипеде с детским креслом (ей очень понравилось кататься так). И как бы мне не хотелось сегодня спать, и на улице не жарко, и лень таскаться - мы всё равно поехали. Потому что я обещал. Потому что она помнит моё обещание и ждёт этой поездки.

Дети и родители

11.9K постов15.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
34
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, скажу про своих. Все просто. Они на уровне поведения знают, что истерики бесполезны. На них ни кто не реагирует. Никогда, совсем. Оправданы они, не оправданы. Вообще похер. Но всегда можно договориться. По этому ... Истерик нет. Но младший растет походу редкостным "переговорщиком".
раскрыть ветку (15)
31
Автор поста оценил этот комментарий
Тут есть обратная сторона - дети могут начать себя чувствовать ненужными, ведь самая главная опора и поддержка в жизни игнорирует их маленькие проблемы)
Потом возможно будете жалеть об этом, когда дети-подростки будут попадать в проблемы, и вам ничего не говорить о них, вам же "вообще похер"
раскрыть ветку (10)
18
Автор поста оценил этот комментарий
В целом так и есть. Потом они будут рассказывать о своих проблемах любому другому, но не родителям.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
И что в этом хорошего?
7
Автор поста оценил этот комментарий

Безразличие это самая страшная реакция родителя для ребёнка.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Из контекста вырвана фраза "Вообще похер". Там на самом деле пишется , что похер на истерики, а не на всё вообще
раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
А вы ещё дочитайте до того момента, где написано, что автор не реагирует на истерики оправданны или нет)
Плюс это для вас, взрослого, причина их истерики кажется глупой, а для него это может быть целым событием
И у ребенка закрепляется поведенческая привычка, что его проблемы - это только его
раскрыть ветку (4)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Я тоже считаю что не надо истерить даже если есть повод. А вы считаете что истерика - это один из благодетельных поведенческих сценариев?
раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Но ребенок не умеет взаимодействовать с миром иначе
Даже обратите внимание на себя, бывает же у вас плохое настроение? Когда вы огрызаетесь хамите, спорите по мелочам, все бесят, весь мир не так. А почему? Вы себе всегда можете честно признаться? Ведёте аналитику своей реакции, например: это потому, что сон приснился плохой/завтра важный день, а вы не готовы/вчера хер не встал в важный момент и так далее? Или просто говорите себе, что "встал не стой ноги", "день сегодня неудачный"?
А у ребенка ещё сложненее, он в причинно-следственные связи то не может - тут не все взрослые умеют
Вот автор поста и хотел это объяснить, что ребенок капризничает, потому что есть ПРИЧИНА, но дитё ее не может объяснить
Нужно учить ребенка лучше себя понимать, постепенно, истерика за истерикой показывая, что не всегда нужны слезы, мама/папа любят и помогут с любой, даже самой глупой проблемой, только чтоб мог объяснить что не так
А не выращивать замкнутых, считающих себя никчёмными взрослых
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Сядь порисуй с ребенком и обсуди его важные интересы и проблемы. Или на улице покопай песок и т.д. вот тут можно сколько угодно обсуждать интересы и проблемы. А манипуляции, любые желательно пресекать. Вы разрушаете психику ребенка создавая связь я тут обоссусь и мир изменится. Нет не изменяется мир таким образом.
в целом был простой вопрос на него дал простой ответ. Понятно что все немного сложнее. Но в общем истерики надо пресекать, а самый рабочий метод, не самый эффективный, а самый рабочий - игнор.
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, у него закрепляется привычка рассказывать о проблемах, а не выть на луну. Тут ещё проблема в том что вы не ВЕЛИКИЙ воспитатель. И я то-же. А если идёт столкновение между вашим разумом и инстинктами ребенка... Шансов у вас ни каких. По этому приходится искать "простые" решения.
Автор поста оценил этот комментарий
Разговор был про истерики. Не надо перегибать))) и не стоит слишком широко понимать слово необоснованные.
7
Автор поста оценил этот комментарий
Я была таким ребёнком. Никогда не обращалась со своими проблемами, привыкла, что всем срать.
За то какая я была удобная: тихая, спокойная, хотелок минимум, боялась слово поперёк сказать.
Только недавно начала просить и требовать помощь у родных ( в 40 то лет), стала неудобной и со своим мнением.
Да, родным и мужу теперь наверное сложнее со мной, за то мне гораздо комфортнее.
К психологу хожу 2 года и неизвестно сколько ещё прохожу.
Там конечно, не только это, но вектор, примерно, как у вас.
И переговорщиком я была отличным, потому что прямо заявлять о своих потребностях было чревато.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Вы путаете проблемы, просьбы и истерики. Если ребенок плачет обоснованно то его надо пожалеть, если жалуется на ситуацию - выслушать и решить ну и т.д. а если истерит это надо пресекать. И лучший вариант - игнор.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Ничего я не путаю, это вы сейчас не поняли, о чем я вобще писала
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я думаю кто-то из вас путает

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку