Ответ на пост «Ребенок в истерике на полу в магазине не избалован, не плохо воспитан, у него просто ...»

Ох уж эта детская истерика. Моей старшей "козе" три года и один месяц. Младшей - ровно месяц. И у старшей как раз тот возраст, когда истерика накатывает как цунами, если переиграла, устала, не поела, не поспала и так далее.

Ответ на пост «Ребенок в истерике на полу в магазине не избалован, не плохо воспитан, у него просто ...» Родители и дети, Дети, Воспитание, Саморазвитие, Истерика, Детская истерика, Длиннопост, Ответ на пост

(картинка из интернетов)

На самом деле причин и правда очень мало - или голодная, или уставшая (не доспала или уже пора спать).
Но если все эти факторы удовлетворены - НИКАКОЙ истерики и капризов не бывает. Почти. Кроме моментов, возникаюших в периоды "скачков роста" - в это время ребенок нестабилен сам по себе и нарушается режим, концентрация и рассеивается внимание, появляются короткие психозы и истерики.

Как я поступаю с ребенком, если она вот-вот слетит в штопор (истерика и слёзы)? Достаточно просто. Но нужно практиковать, чтобы делать это на автомате.

Прежде всего нужно понять, что ребенок - существо однозадачное. Он как солдат - понимает чёткие, короткие, понятные и громкие команды и требования:

Быстро в кровать!
Сними носки!
Помой руки!
Положи ложку на стол!

И точно такие же короткие и четкие вопросы, на которые можно быстро и/или односложно ответить. Потому что мозг ребенка в такие моменты почти отключается.

Всё должно быть максимально чётко, просто, понятно и не могло быть по-другому истолковано. Если начать произносить длинные речи, вроде "ой ну что же ты делаешь, ты что, не понимаешь, что ложка должна лежать на столе, и я кому говорил снять носки, потому что скоро в кровать ложиться?!" - ребенок просто выключается после первых слов. Этим грешит моя жена, она машинально начинает читать нотации, ругать длинными фразами, вместо того, чтобы дать чёткую команду, что делать.

Это сложно связать сначала в одно предложение, а потом разобрать на смысловые фразы и отделить друг от друга разные действия. И при этом помнить, что было сказано целиком и в каком порядке.

1. Локализовать проблему:

Триггер, запустивший истерику. Если вдруг пошёл рёв на ровном месте:

Если ребенок начал уставать, или не лёг вовремя спать, то истерика - это вопрос времени. Причем, триггером может послужить всё, что угодно: карандаш не того цвета, вода мокрая, "не хочу штаны снимать", до игрушки не дотянуться. То есть, ребенок не пытается решить проблему - а сразу уходит в плач.

Пример, когда хнык переходит в плач:

- Ой! А где черный пластилин! Хнык! Где пластилииииииин (тут уже понеслись признаки штопора). В обычной ситуации она бы или начала его искать, или позвала бы родителей на помощь.
- Что случилось? (черный пластилиииииин!) Ты потеряла черный пластилин? (Даааааа!) А другой не подойдет? (Нееет!) А поищем вместе? (Нееееет! Не хочу! Не хочу лепить!) - начинает разбрасывать пластилин, падать на пол. - тут уже всё понятно, что дело не в пластилине, а в банальной усталости, и она этого не осознаёт.

Другой вариант усталости - начинает "заигрываться".

Мы называем это "неадекватить". Как правило, возникает или в активных играх, или на прогулке До какого-то момента игра - интересная, адекватная, "правильная", если хотите. Всё укладывается в рамки задуманной игры и игровой логики. Потом начинаешь замечать, что ребенок просто стал неадекватно играть и странно веселиться: стучать всем по чему попало, бегать с каким-нибудь кубиком по дому и кидать его, таскать бесконечно табурет по полу и выдавать как можно больше шума, швырять книжки и игрушки просто так. Или на детской площадке игра переходит в бесконтрольную беготню от карусели к песочнице, отбирание игрушек, швыряние, громкие крики, вопли и "не хочу домой", укатывание вусмерть на самокатах, падения, слёзы, снова попытки, падения - и вот, самокат уже просто тащится в руках или брошен, рёв, но домой все равно "не хочу". Хотя по всем признакам ребенок явно устал.

Любые замечания лишь усугубляют фактор "заигрывания". Никакой реакции на замечания, попытки догнать, отругать - всё только разжигает это безумие. Опять же - это усталость и попытка хоть как-то ещё развлечь себя, вот только мозг уже почти выключился и ничего сложнее швыряния уже не придумывается. И легко переходит в сценарий с триггером - ловишь, держишь - и пошла истерика.

Третий вариант - "хочу конфетку".

В магазине, где много соблазнов, обязательно ребенок захочет шоколадку, киндер, конфетку. А если при этом ребенок хочет есть или устал - всё, получай истерику и катание по полу, слёзы-сопли, хватание всего подряд, лишь бы что-нибудь взять.

2. В зависимости от сценария, выходим из ситуации по-разному.

В ситуации с триггером и пластилином:

Нужно объяснить ребенку это состояние, помочь осознать, что она устала и пора поспать - и истерика закончится. Я сажусь рядом на уровень ребенка и начинаю разговаривать, задаю вопросы, чтобы она могла быстро и легко на них отвечать:
- Ты расстроилась, что пластилина нет? (Даааааа! - очень эмоционально и громко, рыдает).
- И ты наверное, немножко уже устала? (Даа! - уже спокойнее, начинает понимать, что я "с ней" и понимаю её).
- Пойдем, полежим? (Нееет!)
- Ну иди тогда ко мне, я тебя обниму (пожалею) - я раскрываю и протягиваю к ней руки, она бежит ко мне.

Как правило, обниматься она никогда не отказывается. Мы немного сидим в обнимку и она, всхлипывая, успокаивается. Я "дожимаю" необходимость лечь спать. При этом, главное не говорить слово "спать":
- Ну вот, можешь закрыть глазки и так посидим немного? (Да.. - уже более спокойно, закрывает глазки и затихает).
- Ну, пойдём полежим чуть-чуть? (Угу..)
- Книжку возьмем или будем без книжки? (тут уже выбор без выбора - главное, ей самой решить, как будем засыпать) - (С книжкой).

Всё, идём спокойно ложимся, открываем книжку, начинаем читать. 2 минуты - и ребенок спит.

В ситуации со швырянием всё сложнее:
Ребенок одновременно и устал, и ему весело и прекращать этот процесс он не хочет. Значит, нужно переключить, заинтересовать чем-то ещё. Если удаётся успокоить переходом к спокойным и/или совместным играм (Ух ты, я пошел магнитики собирать, пойдешь со мной?), то прекрасно, готовимся к укладыванию, не забываем предложить скушать какой-нибдь перекус - творожок, например.

Если не получается, то следующий выход - пойти играть и купаться в ванну ("Так, мы ещё игрушки твои не купали сегодня, нужно скорее их искупать, да?!") Так мы локализуем игровое поле ребенка в пределах маленького пространства, ограничим доступ к различным игрушкам и предметам, а теплая вода расслабит и успокоит. После ванны - традиционно автоматически - пижама, перекусик и спать. Если ребенок переходит из неадеквата в истерику - то действуем по сценарию с пластилином.

Если это произошло на прогулке - то спрашиваем "поедешь на плечах у папы/на ручках?". Или "пойдем дома отдохнем?". Если не помогает - молча в охапку, подмышку - и домой. И дома уже разбираемся с происходящим. Поорет, устанет, перезагрузится - пообнимаемся, переоденемся - и спать.

В магазине

Мы выработали правило: ей нравятся определенные конфетки. Мы практически никогда не берем другие - буквально два-три типа конфеток на выбор. И если мы заходим в магазин, и она себя хорошо вела, то она знает, что может взять себе конфетку. А если она сытая, не уставшая - то и в сторону сладостей даже не смотрит. И мы обязательно говорим, чтобы ещё по конфетке взяла маме и папе. У этой "ремарки" несколько целей:

  • Во-первых, чтобы не выросла эгоисткой и могла подумать о других и угостить других.

  • Во-вторых, чтобы у всех были одинаковые вкусняшки.

  • В-третьих - три конфетки на развес - это копейки. От нас не убудет, у ребенка не случится диабет, мир не рухнет. Ну и нас в кармане будет любимая конфетка на всякий случай.

  • В-четвертых - она не лезет ни к каким киндерам, шоколадам, не хватает с полок что попало. Мы всегда знаем, что ей нравится.

  • В-пятых - касса в магазине просто физически не может "посчитать" вес конфет, если их меньше 3 штук XD.

  • В-шестых, всегда можно предложить вместо конфеток взять что-то другое поинтереснее, если заслужила. Или наоборот, сказать, что сегодня нельзя конфетки, потому что она наказана, плохо вела себя, не слушалась и объяснить, почему.

НО КОНФЕТКИ - ЭТО СВЯТОЕ. Она всегда знает, что в хорошее время может рассчитывать на любимые маленькие конфетки.

И всегда можно сказать "Ты уже брала конфетки вчера/сегодня, помнишь? Мы их не съели, они тебя дома ждут".

Если она у кассы хватает киндер - у нас есть рычаг давления - мы предлагаем и помогаем сделать выбор и заменить : вот смотри - ты взяла яичко, и любимые конфетки, но нужно выбрать что-то одно. А яичко мы ведь недавно брали, да? Или: Ой, ты зачем яичко взяла? Ты ведь ещё конфетки не взяла? Давай скорее, ставь яичко и беги за конфетками!

Если не вариант, то переключаем внимание на что-то другое, менее вредное: ой, а я же тебе сок хотел взять! Пойдем скорее сок выбирать!

Если в магазине она вдруг хватает что-то и впадает в истерику - мы опять же переводим на "конфетный" язык, говорим, что "ой, это не очень вкусное, беги лучше конфетку возьми".

Пока всё это успешно работает, применяется. К ребенку мы присматривались, наблюдали за поведением, за переходом в эти состояния. Допускали ошибки и учились на них. Часами боролись с истериками.

А потом просто поняли, как с этим работать не в ущерб себе и ребенку. И все довольны.

А вообще конечно, лучше всего соблюдать режим активности и отдыха, но это не всегда получается - особенно режим сбивают длинные выходные и бесконечные больничные.

И НИКОГДА НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ. ОНИ ВСЁ ПОМНЯТ И ПРИПОМНЯТ.

Вчера я обещал, что в сегодня в детский сад мы поедем на велосипеде с детским креслом (ей очень понравилось кататься так). И как бы мне не хотелось сегодня спать, и на улице не жарко, и лень таскаться - мы всё равно поехали. Потому что я обещал. Потому что она помнит моё обещание и ждёт этой поездки.

Дети и родители

11.6K постов15K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов