Ответ на пост «Работа на складе wildberries (Казань). Изнанка кладовщика»

О, а я недавно пару недель на озоне отработал свободным грузчиком. Хоть я и не из Казани, но расскажу об этом бесценном опыте превозмогания в погоне за богатством.

Склад в нашем городе находится на отшибе за военной частью. Такое старое сооружение с разбитыми бетонными дорожками и торчащей арматурой. До этого в нем располагался вайлдберриз, а до него какие-то другие хранители хлама, но все сбежали с этого тонущего корабля. Теперь же вайлдберриз строят себе новое помещение самостоятельно, а озон довольстуется этим кирпичным объедком. Здесь происходит главная магия этой сказочной организации - формирование заказов и распределение по точкам. Как же меня, магла, занесло в столь волшебное место? Друг устроился туда курьером, но в одиночку не особо получалось, вот и попросил меня помочь, но не просто так, а за долю с золотых гор.

Курьер оформляется, как самозанятый. То есть по бумагам он бесплатно берет машину в аренду и уже на арендованной машине развозит товары. До склада добирается самостоятельно, а как уж он это делает, его головная боль - хоть на лимузине, если лимузин проползет до места по разбитой дороге. Разумеется, затраченные деньги никто не компенсирует, поэтому в некоторые дни на дорогу до работы и обратно уходила треть заработанного. Но ведь это не страшно, когда гребешь мильёны! Как он, друг, понял, сумма заработанного за день вычисляется из общей стоимости развезенных заказов, которые тебе выпадают рандомно. Если где-то закажут 20 айфонов, то и тебе неплохо перепадет от этого яблока, а если кому-то приспичит купить несколько мешков семенной картошки или 300 коробок молока, то получишь огрызок. Если случайно ты увёз товар не на ту точку, то получишь штраф, если не успел что-то увезти - штраф. Из уже получившейся суммы платишь своему вольному помогатору - в данном случае мне. Друг при мне получал от 3300 до 5000 (один раз) и из этих деньжищ отдавал мне 1500 + траты на дорогу (предлагал даже 2000 платить, но у него тогда совсем ничего бы не оставалось). Забавно, что 3300 мы получили как раз за то пресловутое молоко. Дело в том, что местный продовольственный склад решил экономить на площади и доставке, закупая его на озоне. В тот день нам пришлось развозить 350 упаковок по 12 пакетов по трём точкам, и это не считая остальных товаров. Друг теперь молоко ненавидит. Моя спина тоже теперь относится к нему с пренебрежением.

Можно решить, что это всё весьма неплохо и выгодно при графике 2/2. Но давайте посмотрим на обязанности курьера. Курьер приезжает к 9 утра и ждёт распределения точек. Распределение проводит Москва, поэтому отмашки приходится ждать до 10, а чаще всего до 11. Минут за 10 курьер проходит медицинское обследование, а дальше сидит и ждёт, не имея возможности приступить к работе, но ждать должен, ибо задания от барина приходят в хаотичные интервалы.
В результате выпадает несколько точек - от 10 до 20. Максимум у нас было 19. Курьер подгоняет машину и начинает загружать. Каждой точке соответствует один паллет. В некоторых может быть пара полупустых тарников, а в других всё валится в проходы в попытке сбежать, накидано сверху пизанскими мастерами и т.д. В особых случаях (как с ебучим молоком) выделяется дополнительный паллет. Затем курьер должен либо подвезти к машине всю эту конструкцию разом, либо загрузить телегу. Естественно, телеги и паллеты сыпятся, как китайское лего, колеса не крутятся, застревают в выбоинах и цепляются за арматуру - о том, что здание немного квазимодоподобно, уже писал выше. Серьёзно, администрации плевать на удобство работы: например, выходы со склада оборудованы металлическими воротами с порожками сантиметров в 5-7, и преодолевать ты их должен за счёт собственных мощи и куража, на ходу подставляя в порыве злости оторванные от поддонов доски. Затем курьер перегружает всё в машину, попутно прогоняя каждый товар через программу-сканер. Сам же и расставляет все товары так, чтобы они не устраивали паркур по кузову в процессе движения. На это уходит от двух до четырёх часов.

После товары нужно развезти. Точки раскиданы по всему городу, а некоторые даже по области (но за такие платят больше). Курьер выстраивает маршрут и мчится навстречу дружелюбным сотрудникам выдачи. Нет, на самом деле дружелюбные там и правда есть, иногда даже очень приятные люди, но в основном к курьерам относятся, как к скоту. Наверное, сказываются приятные условия работы - не случайно же на дверях каждой точки висит объявление о поиске нового сотрудника.
Так вот, товары нужно привезти, вытащить и расставить по маленьким помещения, иногда заполняю всё свободное пространство. Сами точки расположены в самых неожиданных местах - в бывших магазинах у дороги, в бывших колясочных комнатах жилых домов, в бывших подвалах и т.д. Самые любимые у курьеров те, что на вторых-третьих этажах. Там даже сотрудники к курьерам с сочувствием относятся.

Далее необходимо принять возврат или придумать причины его оставить. В целом за возврат никто не платит, поэтому можно плюнуть и уехать, но если это сделать, то точку штрафуют. Как бы хрен бы с ним, но курьеры люди добрые, поэтому чаще принимают. Все возвраты тоже нужно пропикать, при этом запрещается брать только часть - всё или ничего, как в фильме с Адамом Сэндлером. В итоге деньги за это никто не получает, но зато никто их и не платит - профит. А курьеры потом, когда машина попрыгает на очередных дорожных кратерах, пытаются понять, где у них в получившейся содомии возврат, а где товар на точки. Чаще всего сделать это можно только через программу-сканер (которая, кстати, чудовищно тормозит).
Так курьер путешествует по точкам. А когда ему кажется, что уже всё кончилось, оказывается, что возврат тоже нужно выгрузить самостоятельно и расставить по тем самым узким коридорам, выставляя тарники друг на друга в высоту двух своих ростов, а товары без тарника просто складывая в свободный угол за плохое поведение.

Вот такая работа. Машины - переделанные газели - регулярно глохнут, в туалет нужно ходить в кусты за ближайший склад (я серьёзно!), есть домашние деликатесы в дороге, перчатки и рабочую одежду обеспечивать себе самостоятельно. При всем этом, фактически начинаясь в 9, иногда работа заканчивается в 23, чаще в 21. И это при веселье вдвоём. Но ставка рассчитывается на одного сказочного человека, который должен облететь до двадцати точек за день на своём газовском нимбусе. Почему так выходит? Потому что текучка курьеров бешеная, при этом отток сотрудников выше, чем приход новых. А товары нужно доставлять - вот и получается по 20 точек. Как с этим по задумке за такие деньги должен справляться один человек, не знаю, но некоторые как-то справляются, но недолго - работы в нашем городе не то чтобы много, а есть хочется всем. Да, даже людям без образования. Хотя многие курьеры с дипломами, но это уже нюансы.
Единственное, что хорошо в этом месте - отношения сотрудников друг к другу. Почти все дружелюбны, готовы помочь. Все-таки общая жопа сближает. Но мне показалось этого маловато, поэтому продержался я только 2 недели, а дальше отправил друга в одиночку справляться с этим испытанием, которое он для себя выбрал и теперь героически превозмогает. Некоторые люди без этого не могут. А я лучше рерайтом позанимаюсь.

Кажется, всё рассказал. Таким образом, работа курьером в озоне - это не работа. А уж помощником курьера и подавно. Это что-то вроде аэробики с грыжами и сорванными спинами или даже какое-то испытание собственной стойкости. Вы можете пойти и попробовать, но я не советую. По моей шкале работы 3 из 10, и то один балл накинул за возможность слушать в машине свою музыку.