521

Ответ на пост «Про копирование автомобилей»14

Прочитал пост и комментарии к нему и не смог удержаться от ответа.

Автор в очередной раз поднял извечный вопрос: "Почему мы делаем говно, а хорошо не делаем". Пол подобными постами всегда полно комментариев от специалистов разных областей - и близких к обсуждаемой, и далеких от нее. В этот раз задели автомобилестроение, поэтому решил высказаться и я, как некоторым образом причастный. Чтобы сразу был понятен ограниченный круг моих компетенций - я не учился на технолога, но довольно долго работал в области проектирования автоматизированных линий для сварки кузовов автомобилей, причем преимущественно для европейских авто. Чтобы как-то разбавить скуку дальнейшей простыни текста начну с веселого видео с одного бывшего проекта:

Автор исходного поста отметил (насколько смог) проблемы реверс-инжиниринга при копировании уже существующих образцов техники. Я бы хотел зайти со стороны производства.
Посмотрите на видео выше. Видите кучу всякого оборудования: роботы, поворотный барабан (не видно - он на видео не поворачивается), металлоконструкции, конвейера, сварочные клещи, ограждения, сканеры и т.д. И это только одна ячейка из двух десятков в этом проекте. А ведь это только боковины. А кто-то делал еще пол, подузлы, двери, фрейминг. А еще есть окрасочный цех, где свое производство и своя специфика, цех сборки, транспортная система и прочая и прочая.
К чему все это? А кто тому, что всю эту красоту надо спроектировать, закупить, изготовить, смонтировать и запустить. И сразу возникает куча вопросов.
1. Кто будет этим всем заниматься? Думаю, ни для кого не секрет, что собственно концерны (ВАГ, БМВ и т.п.) подготовкой производства не занимаются. Ну вернее занимаются, но немного, на этапе планирования, после чего будущий проект дробится на части и отдается подрядчикам - лайн-билдерам. Лайн-билдеры - это крупные компании, имеющие хороший финансовый капитал, собственное производство, а также проектные бюро, такие как Tyssen Krupp, TMS, Chropynska и т.п. Эти компании обеспечивают поставку оборудования для будущего производства "под ключ".
Но все эти компании ушли с нашего рынка и ничего нам больше уже не поставят. Есть ли у нас свои собственные крупные производственные компании, которые могут обеспечить подобные проекты? Очень хочется надеяться, что где-то есть. Но пока те решения от российских поставщиков, которые я видел, вызывают только вопросы типа: "что хотел сказать художник данной конструкцией".
2. А кто нам продаст оборудование? На видео вы наверняка заметили желтеньких роботов - это роботы Фанук - одни из наиболее часто применяющихся в автомобилестроении. Вообще наиболее часто встречающиеся в этой области бренды роботов это КУКА, Фанук и АББ.
Насколько эти роботы сейчас доступны для нашего рынка? Ну купить наверное по параллельному импорту можно. Но роботы и раньше были недешевым удовольствием, а сколько обойдется один робот КУКА сейчас - не хочется даже думать.
Остальное оборудование: сварочные клещи, пистолеты для клепки или приварки шпилек, клеевое оборудование - практически все шло от иностранных поставщиков.
3. А как это все окупать? Все, что показано на видео стоит довольно больших денег. Так как автозавод - это коммерческое предприятие, то он должен как-то инвестиции в подобное производство отбивать.
Отбивать можно повышенным тактом выпуска - при большЕм количестве выпущенных авто меньшая сумма амортизации оборудования приходится на каждое авто. Показанная ячейка работает с чистым тактом 44 секунды, т.е. "грязный" такт будет примерно 52 секунды, что соответствует производительности линии 69 кузовов в час или примерно 380 000 авто в год. Потянут ли остальные наши производства такой такт выпуска авто? А если нет, то какова будет амортизация подобного оборудования на меньшем объеме выпуска?
Другой параллельный путь снижения расходов - переиспользование оборудования. Ячейка на видео предназначена для производства 4 типов авто. Для этого в ней предусмотрен четырехпозиционный поворотный барабан со сварочной оснасткой, две ветки конвейера с подсборкой, а также дополнительные области ручной закладки (показаны синим). Такая организация позволяет, во-первых, производить параллельно до четырех типов авто в одной линии без потери такта. А во-вторых, при выходе одно из типов из производства, на его место монтируется оборудование под новый тип. В этом случае капитальные затраты на внедрение нового продукта будут существенно меньше, чем запуск производства с нуля.
У меня были проекты по интеграции и 8, и 10 типа в одну линию. С точки зрения проектирования - это ад, а с точки зрения производства - экономия.
Есть ли у нас производства с уже готовыми линиями, куда можно было бы быстро и дешево интегрировать новые авто? Сомневаюсь.

В общем и целом что хотелось бы сказать за автопром в РФ.
Не смотря ни на что до 2020 года тренд был (по крайней мере - для меня) довольно вдохновляющим - локализация иностранных производств росла, автоматизация на заводах в РФ росла. Правда кризис на рынке инжиниринга в Германии в 2019 году существенно понизил ожидания от будущего. Но я тогда думал, что падение рынка будет плавным и долгим, а пиздец подкрался с другой стороны.
Сейчас все как-то туманно: не понятно - что будут производить, не понятно - чем будут производить, и не понятно - кто это все будет запускать.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Бывший фольксваген в Калуге, фануков там толпа уже есть, реальные линии есть.

Клещи, токсы, и прочее, с запасом.

Завози оснастку и производи, но...

Никто не хочет.


Кстати, а чьи это боковины? Если не секрет

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, в Калуге оборудование вроде осталось. Однако кто его будет теперь обслуживать и поставлять запчасти? А если нет запчастей, то ставить такое оборудование в линию - это выстрел себе не то что в ногу, а в куда более кртичное место.

Помню, в одном проекте нас заставили клещи в линию собирать из остатков от прошлых проектов. Дали список: трансформаторы, корпуса, армы, электроды - ебитес. Мы с грехом пополам что-то из этой требухи набрали, а потом пришёл заказчик и сказал: "все говно, давай поновой". Он потребовал, чтобы мы к каждым собранным клещами подобрали ещё 2 комплекта на склад - запчасти. Нет двух комплектов запчастей - клещи не утверждаются.


На видео внутренние боковины от шкоды октавия 2017 или 2018 года (точно год уже не помню). Это была новая линия сварки боковины на заводе Шкода в Младе Болеслав, Чехия.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я на ФВ в калуге работал в ремонтной банде кузовного, до декабря.

Обслуживать там точно есть кому, пока ещё, да и при необходимости процентов 70 обратно вернётся с удовольствием на свои места.

С запчастями проблема, хотя касаемо клещей, они не смотря на то что нимак, все сделаны в китае, так что по клещам думаю проблем не будет.

VW User отключен, но эт впринцыпе тоже решаемо.


А афошка классная, у нас попроще были на боковинах, что на тиге, что на рапиде.


Есть ещё подобные видео, сохранил бы себе для коллекции

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну тогда сложно сказать почему не запускают производство. Может не определились, что именно запускать. А может очкуют, что сейчас запустят что-то, а потом у них отберут. Тут только владельцы завода могут сказать. Я всего лишь инженегр.


Я бы не сказал, что в Калуге линии были проще. Хотя я, конечно, смотрю с позиции проектирования, а не эксплуатации. С линиями Тиго не знаком, а вот когда проектировали две роботизированных ячейки под боковины для SK251 (это Рапид, вроде бы) в 2018 или 2019 году, ох намаялся я тогда впихнуть все в те крошечные площади. Самая жопа была с тяжелыми роботами - они там прям очень мешались, а заменить на меньшие не получалось.


Еще одно видео есть у меня в первом посте, пролистайте до самого конца - оно там, внизу. В основном большая часть таких видео довольно унылые - это будет мало кому интересно, но если найду еще что-то интересное, то Вам обязательно маякну.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ага девятисотки удлиненные смотрелись конечно люто)))

Это как раз мой участок, действительно тесно стоят.

А ещё это единственный на заводе участок, где пневмоострова фесто а не смц, тоже непривычно каждый раз было.


Да я и не говорю, что они проще, я имел ввиду, что боковины просто по другому там собирались, т.к. ручного труда больше было.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

На локализованных производствах в РФ в принципе преимущественно делались ручные операции. Были такие проекты по локализации, например, ФВ, когда мы автоматизированную линию (образец) переделывали в ручную для нашего производства. Роботов стали больше ставить только к концу 201х, как мне кажется.


На счет участка - сочувствую - не сказал бы что он был удобен в обслуживании.


С этими здоровыми роботами вышел один забавный казус при проектировании.

Роботов сначала выбрали по массе захвата. А потом я их пытался хоть как приткнуть в ячейку, чтобы они могли выполнять свои функции: сбор подсборок, доварку и закладку в последнюю гео-станцию.

При симуляции работы в программе не обязательно прокатывать весь путь робота - можно просто выбрать конкретную точку и "прыгнуть" роботом сразу в нее. Это существенно ускоряет работу.

И вот я, прыгая по основным процесс-точкам, пытаюсь подобрать положение робота, так чтобы он везде дотянулся и по минимуму мешал мешал всем остальным. В конце концов такое положение таки нашлось. Показали это положение на ФВ, я передал данные конструкторам для проектирования захватов и прочего, и наконец успокоился - все работает.

Но через некоторое время у меня всплыла мысля: а все ли я проверил, а как робот будет разворачиваться между позициями? И оказалось, что никак! В процессных точках робот был красавчик, а вот перейти между ними, не снося при этом половину оборудования он не мог.

В общем взялся я опять шатать ячейки, чтобы хоть как-то развернуть его от одной станции к другой. Хреново получилось, но слава богу все же получилось.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Много человеческого труда, это установка от администрации области, на днище тига некоторые афо роботные были "отданы" людям.


А ячейкиполо рапид Li/Re до самого начала СВО отработали практически без нареканий, по крайней мере лютых косяков я не заметил, как например на рядом стоящем фреймере, вот там роботы крови попили с их траекториями, особенно торцевые H и G.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку