Ответ на пост «Почему про Домового нет ни одной сказки?»1
Решил дополнить сей текст. Подкаст, кстати, интересный. В нём много подробностей, которых нет в посте. Рекомендую всем!
Хочу отметить: сказки собирали профессиональные сказители, ориентируясь на коммерческий успех. Поэтому в приоритете были яркие, эпичные сюжеты. А домовой — дух сугубо бытовой. Он не водит по заколдованным лесам, не сражается с богатырями, не пьёт водку с казаками. Это тихий, чисто крестьянский дух, совершенно не способный заинтересовать городскую публику. Отсюда и его отсутствие в классических сказочных сборниках.
Согласен с ведущей подкаста: славянская мифология глубже, чем кажется. Но понять тех, кто считает её примитивной могу. Славянская мифология, она... Странная. На первый взгляд проста, как топор и пряма, как что-то прямое. Но стоит присмотреться и открываются следы сложных, почти жреческих культов с их развитыми космогониями, которых, ну блин, у славян не было никогда. Возникает вопрос: откуда это, мать вашу, взялось тут? А ответа, увы, нет.
Вот мой любимый пример — западнославянская Полуденница. Вроде бы просто персонификация солнечного удара. Но почему её изображают с железной сковородой? Стоп. Нежить — и с железом? Значит, она не нежить? Тогда кто? Нет ответа.
А посмотришь на Велеса, вообще удивишься: ты-то как сюда попал, змеюка финно-угорская? Ну, допустим, приполз. Но за каким лешим тебе идолы ставить начали? Своих козлов не хватало что ли?
Или феномен щекотки. С ней вообще интересно. Все наверное знают, что нечисть может защекотать до смерти. Вроде просто и забавно — но в чём-то гениально! Она не просто убивает, она будто бы издевается над самой природой человека, превращая смех в невыносимую пытку.
Самое интересное, что наука здесь с фольклором согласна. Современные исследования показывают: неконтролируемая щекотка — это для мозга капут. Он сходит с ума, пытаясь расшифровать сигнал — это угроза или нет? Боль или что-то другое? Возникает сбой, паника, судорога. И в худшем сценарии — очень мучительная смерть.
Получается, что славяне, сами того не зная, нащупали эту человеческую уязвимость. Они поняли, что самое страшное — это не грубая сила, а то, что ломает само твое восприятие изнутри. Это очень глубокая, жуткая и прекрасная поэтическая мысль (где-то тут на фоне должен пробежать Лавкрафт)
Вот эта двойственность — кажущаяся простота на поверхности и сложная, порой путаная суть внутри и создаёт славянской мифологии её странную репутацию.
И в добавок оставляет кучу вопросов. Ну вот блин, ну не было у них развитых культов, но откуда-то ж эти ноги растут. А откуда, да хрен знает, может у персов нахватались.
Кстати, о персах. Местами в славянской мифологии плюнуть некуда, чтоб в перса не попасть. Читаешь какой-нибудь апокриф 13-го века и вдруг начинаешь ловить себя на мысли, что где-то уже это видел. А потом начинаешь материться, потому что блин, это ж почти дословное цитирование Авесты с местным колоритом!
Например вот Перун, сражающийся с рогатым змеем. Да это ж старый добрый громовержец Веретрагна против трёхголового дракона Ажи-дахаки.
Ещё пример. Калинов мост буквально мост Чинват. Вообще попал в фольклор без изменений.
Ну а уж историю про царя Феридуна о том, как было у него три сына, я и упоминать не буду.
Так. Блин, вообще-то это должен был быть просто хвалебный коммент к подкасту. Я не собирался его так растягивать. Короче. Афтор, давай проду. А ты, читающий, переходи по ссылкам и смотри в оба, ничего не пропусти.
Славянская мифология и сказки
511 постов3.6K подписчиков
Правила сообщества
1. Пожалуйста, по возможности указывайте авторов или исходники, если пост без тега моё, уважайте чужой труд.
2. Баяны не приветствуются, но если это большая тематическая сборка и баяны занимают не основную часть поста, то допустимо, что бы не рушить целостность.
3. Оскорбления, угрозы, продвижение политических и религиозных взглядов будут караться.
4. Уважайте себя и окружающих.