Ответ на пост «Как понять, что ребенок одаренный?»3

9. В третьем классе у нас появился новый ученик, который очень хорошо разбирался в математике. Учитель это принял, как вызов, и дал ему сложное задание. Он все решил. Тогда ему дали задание для 4 класса, он и с ним справился, потом для пятого класса – снова все сделал. И лишь в задании для шестого класса он допустил одну ошибку. Про него потом рассказывали, что он получил степень по математике в университете Карнеги-Меллона.

Ни о чем не говорит.

Американская школьная математика довольно примитивная. Не только в том смысле, что отстает от российской: в младших классах как раз отставание не очень заметно. Сами задания простые и их уровень сложности не повышается.

Например, отработали дети операции с дробями. В российских учебниках будет сто упражнений с быстро возрастающей сложностью, в американских - 50 упражнений с одинаковой.

Ответ на пост «Как понять, что ребенок одаренный?» Перевел сам, Reddit, Из сети, Познавательно, Интересное, Поучительно, Жизненно, Истории из жизни, Люди, Подборка, Дети, Одаренность, Факты, Наблюдение, Человек, Текст, Ответ на пост

Поэтому учеников, обгоняющих стандартный уровень на год, в Америке полно. Как раз по математике чаще всего и позволяют перепрыгнуть через класс. Кроме того, целые гороно принимают решение, что будут идти с опережением на год. Например, базовый уровень благополучных пригородов Сиэтла, в которых проживает около четверти миллиона жителей - пройти американский стандарт (почти что ФГОС) Grade-8 не позже 7 класса. Даже глупые ученики, живущие в этих городках, обгоняют обычных американцев на год, причем идут по усложненным программам (honors) и в среднем успешно справляются.

Но если школа предоставляет такую возможность, многие ученики идут гораздо дальше. Статистики по всей Америке у меня нет, да она и не поможет: ведь школы совсем не всегда дают детям шанс перепрыгнуть класс, в США это в некоторых аспектах даже труднее, чем в России. Но знаю статистику по одной из школ среднего звена (6-8 классы) в вышеупомянутых пригородах, где около половины всех учеников обгоняют базовый уровень гороно минимум на год. Это обычная школа, не конкурсная, не платная, дело не в выдающихся учителях или гениальных учениках. Просто тут большой процент родителей с высшим техническим образованием. Поэтому школы дают шанс перепрыгнуть, а родители этот шанс не упускают.

Так что все ученики опережают общеамериканский уровень хотя бы на год, а половина - минимум на два года. Но нередки дети, обгоняющие сразу на четыре, а иногда и на пять лет, например в 8 классе проходящие precalculus или даже calculus. Обычные американцы доходят до precalculus в 11 или 12 классе, но многие не доходят вовсе, ограничиваются повторением более простых тем.

Так выглядит последовательность математических курсов для хорошо успевающих, но не перепрыгивающих учеников в типичной американской школе (в некоторых школах есть отклонения типа объединенных курсов алгебры и геометрии), ниже - допустимая и не считающаяся исключением последовательность курсов в описываемом гороно:

Ответ на пост «Как понять, что ребенок одаренный?» Перевел сам, Reddit, Из сети, Познавательно, Интересное, Поучительно, Жизненно, Истории из жизни, Люди, Подборка, Дети, Одаренность, Факты, Наблюдение, Человек, Текст, Ответ на пост

Обычная программа обучения заканчивается на уровне российского 10 класса (напоминаю, что американцы учатся 13 классов с 5 до 18 лет), но есть довольно много ребят, осваивающих за то же время программу математики примерно 2 курса российских вузов (уровень все-таки слабее).

И это не индивидуальные программы для вундеркиндов, таких ребят в городе десятки. Я занимался с учениками, проходящими Calculus уже в 8 классе, то есть обгоняющими нижнюю программу из таблицы на два года (зачем? Школа все равно не предоставляет для них курсов за пределами указанного), и некоторые из них хоть и способны к математике, но вряд ли чрезвычайно талантливы. Количество учеников, перепрыгнувших через несколько классов, резко выросло во время коронавирусной удаленки, когда вместо нудных онлайн-занятий в школе они выбирали столь же нудные, но более сжатые онлайн-занятия в аккредитованных заведениях и успевали за год пройти по два-три курса.

Так что если какой-то ребенок в 3 классе мог решить задачи за 6, это говорит не столько о его одаренности, сколько о слабости математики в американских школах.