Ответ на пост «Как понять, что ребенок одаренный?»3
9. В третьем классе у нас появился новый ученик, который очень хорошо разбирался в математике. Учитель это принял, как вызов, и дал ему сложное задание. Он все решил. Тогда ему дали задание для 4 класса, он и с ним справился, потом для пятого класса – снова все сделал. И лишь в задании для шестого класса он допустил одну ошибку. Про него потом рассказывали, что он получил степень по математике в университете Карнеги-Меллона.
Ни о чем не говорит.
Американская школьная математика довольно примитивная. Не только в том смысле, что отстает от российской: в младших классах как раз отставание не очень заметно. Сами задания простые и их уровень сложности не повышается.
Например, отработали дети операции с дробями. В российских учебниках будет сто упражнений с быстро возрастающей сложностью, в американских - 50 упражнений с одинаковой.
Поэтому учеников, обгоняющих стандартный уровень на год, в Америке полно. Как раз по математике чаще всего и позволяют перепрыгнуть через класс. Кроме того, целые гороно принимают решение, что будут идти с опережением на год. Например, базовый уровень благополучных пригородов Сиэтла, в которых проживает около четверти миллиона жителей - пройти американский стандарт (почти что ФГОС) Grade-8 не позже 7 класса. Даже глупые ученики, живущие в этих городках, обгоняют обычных американцев на год, причем идут по усложненным программам (honors) и в среднем успешно справляются.
Но если школа предоставляет такую возможность, многие ученики идут гораздо дальше. Статистики по всей Америке у меня нет, да она и не поможет: ведь школы совсем не всегда дают детям шанс перепрыгнуть класс, в США это в некоторых аспектах даже труднее, чем в России. Но знаю статистику по одной из школ среднего звена (6-8 классы) в вышеупомянутых пригородах, где около половины всех учеников обгоняют базовый уровень гороно минимум на год. Это обычная школа, не конкурсная, не платная, дело не в выдающихся учителях или гениальных учениках. Просто тут большой процент родителей с высшим техническим образованием. Поэтому школы дают шанс перепрыгнуть, а родители этот шанс не упускают.
Так что все ученики опережают общеамериканский уровень хотя бы на год, а половина - минимум на два года. Но нередки дети, обгоняющие сразу на четыре, а иногда и на пять лет, например в 8 классе проходящие precalculus или даже calculus. Обычные американцы доходят до precalculus в 11 или 12 классе, но многие не доходят вовсе, ограничиваются повторением более простых тем.
Так выглядит последовательность математических курсов для хорошо успевающих, но не перепрыгивающих учеников в типичной американской школе (в некоторых школах есть отклонения типа объединенных курсов алгебры и геометрии), ниже - допустимая и не считающаяся исключением последовательность курсов в описываемом гороно:
Обычная программа обучения заканчивается на уровне российского 10 класса (напоминаю, что американцы учатся 13 классов с 5 до 18 лет), но есть довольно много ребят, осваивающих за то же время программу математики примерно 2 курса российских вузов (уровень все-таки слабее).
И это не индивидуальные программы для вундеркиндов, таких ребят в городе десятки. Я занимался с учениками, проходящими Calculus уже в 8 классе, то есть обгоняющими нижнюю программу из таблицы на два года (зачем? Школа все равно не предоставляет для них курсов за пределами указанного), и некоторые из них хоть и способны к математике, но вряд ли чрезвычайно талантливы. Количество учеников, перепрыгнувших через несколько классов, резко выросло во время коронавирусной удаленки, когда вместо нудных онлайн-занятий в школе они выбирали столь же нудные, но более сжатые онлайн-занятия в аккредитованных заведениях и успевали за год пройти по два-три курса.
Так что если какой-то ребенок в 3 классе мог решить задачи за 6, это говорит не столько о его одаренности, сколько о слабости математики в американских школах.