Ответ DiamondNeighbour в «Как вразумить противного ребёнка)»15
Мне в 12 лет попалась «Педагогическая поэма» Макаренко. Собственно, именно тогда я и убедилась, что даже с самыми отбитыми можно работать, не опускаясь до рукоприкладства. Да, в книге есть эпизод, где Антон Семенович выходит из себя и отвешивает пощечину более сильному воспитаннику. Да, это работает. Почему? Потому что до этого эпизода ни сам Макаренко, ни другие работники колонии были детям непонятны. Колонисты до попадания к Макаренко других способов наказания, кроме силовых, не знали и нормального отношения не видели. С психологической точки зрения та пощечина была знаком, показывающим, что, не смотря на странно спокойное поведение, этот человек «свой», живет в той же парадигме, и с ним можно иметь дело.
Собственно, наблюдая за теми, кто сталкивался с телесными наказаниями и с теми, кого воспитывали другими методами, могу сказать, что первые более агрессивны и тревожны, чаще склонны сперва делать, а потом думать. Вторые же по жизни более спокойные, предпочитают сперва просчитать все ходы, а потом действовать.
Я могу понять телесное наказание в семье в ситуации, когда ребенок сделал что-то совсем из ряда вон - намеренно причинял боль питомцу, ненамеренно поставил себя или близкого человека в ситуацию риска для жизни (если намеренно, например, таблеток наглотался, то тут не ремень нужен, а психотерапевт, чтобы разобраться, что с ребенком не так), специально испортил чужую дорогостоящую вещь и т.д. В обычных же житейских ситуациях (пара за контрольную, прогул уроков, неорганизованность и т д) уверена, что битье - признак педагогического импотента и считаю, что таким людям стоит изучить психологию (в том числе и возрастную) перед тем, как заводить детей.