15

Ох уж этот мозг тревожника...

На приёме — женщина с паническим расстройством, ипохондрическим расстройством. Болеет не так давно, всего-то пару тройку лет, но избегающее поведение уже "цветет и пахнет". В ее голове всё логично: сердцебиение — значит, "инфаркт-вот такой рубец"; головокружение — значит, опухоль, сто тыщ метастазов в органы; звон в ушах — значит, рассеянный склероз.
Мы дошли до обсуждения экспозиционной терапии. Я как правдашный объясняю био-психо-социальную модель, пытаюсь наглядно (на рисунках) показать как важно изменение отношения к мысли, говорю про "запредельное торможение", а фиг ли толку, потому, что...

Пауза.
..."- Знаете, - говорит она, - есть же эксперимент такой, где узник в слышит капли воды, а ему говорят что это его кровь капает, вытекая, и он умирает..." "...а вдруг я буду использовать техники экспозиции, убедю себя и тоже умру?".... 🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️

Таким образом мозг тревожного пациента страж прежнего порядка. Его задача ни в коем случае не допустить излечения, если новая информация угрожает устоевшемуся паттерну защиты (а любой вызов избеганию - угроза), он ищет не контрпример, а опровержение. Не анализирует, а моментально находит объяснение, отбрасывая "потенциально опасные" варианты.
Кстати легенда о каплях всего лишь легенда. Подтверждений ей не найдено, на сколько я знаю. Да даже если и не легенда, то ни кто не знает настоящей сути эксперимента. Но, повторюсь, для тревожного мозга она становится доказательством силы страха — и, следовательно, оправданием его сохранения.

Ошибка здесь двойная:

Во-первых - подмена влияния убеждений на абсолютную власть убеждений над телом. Да, самовнушение способно запустить физиологический каскад. Но он ограничен рамками нейроэндокринной системы: катехоламины, кортизол, иммунная модуляция - всё это имеет предел. Нет ни одного зафиксированного случая гибели здорового человека исключительно от убеждения, если не вмешались объективные патологии (ох уж эти рассказы о бабушках ведуньях и силы проклятия и порч). Легенды работают эмоционально, а не причинно.

Во-вторых - и это важнее - проекция патологического механизма на терапевтический. Если страх может «убить», то, значит, его надо избегать. А раз его надо избегать - экспозиция становится «рискованной», «негуманной», «непонимающей». Так тревога прикидывается заботой. А сопротивление принимает обличье благоразумия (и тут же куча доказательств и ...а если?...).

Всегда говорю, что мозг, защищающий иллюзию контроля, не защищает человека и в данном случае выступает ВРАГОМ. Он лишь продлевает заболевание.

Выздоровление начинается не тогда, когда страх исчезает.
А когда человек впервые доверяет себе больше, чем своему страху.

Осознание все равно придет, согласно статистике лет через 5-7 страхов и страданий.

Психология | Psychology

28K постов61.5K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.