Одно Я, один мозг [9 попытка, продолжение цикла - Разделение мозга]

Доброго времени суток, любознательные пикабушники.

Вижу, что не очень то с постами о мозге обстоят дела, поэтому с Вашего позволения продолжаю вставлять свои "пять копеек".

Остановился я на начале цикла - Разделение мозга. Думаю стоит продолжать, так как понимая "сферы влияния" обоих полушарий, Вы понимаете свое поведение.

Какую функцию нашего мозга ни возьми, почти все они связаны с одним полушарием в какой-то степени сильнее, чем с другим. Что именно лежит в основе такой специализации, не вполне понятно, но, судя по всему, поступающая в мозг информация расходится по нескольким параллельным путям, на каждом из которых она обрабатывается несколько по-разному. Сведения, особенно “интересные” какому-то одному полушарию, активируют соответствующую половину мозга сильнее, чем другую. Это явление можно наблюдать при сканировании мозга: во время выполнения того или иного задания сторона мозга, “ответственная” за требуемые для его выполнения навыки, загорается гораздо ярче, чем расположенный симметрично участок противоположной стороны.

Одно Я, один мозг [9 попытка, продолжение цикла - Разделение мозга] Наука, Мозг, Нейробиология, Психология, Когнитивная нейробиология, Правое полушарие, Левое полушарие, Девушки, Длиннопост

Выбор полушария, которое берется за конкретную задачу, обычно определяется тем, какой стиль работы требуется для ее решения: обобщающий или разбирающий. Один из ключей к разнице между левополушарным и правополушарным стилем может крыться в примечательном различии их строения. На срезах головного мозга видно, что полушария включают в себя как серое, так и белое вещество. Серое вещество образовано телами нейронов и сосредоточено преимущественно в коре, толщина которой составляет всего пару миллиметров. Под этим слоем располагается белое вещество. Оно образовано плотными пучками аксонов — нитевидных отростков, по которым между нейронами передаются сигналы.

Белое и серое вещества распределены в мозге неравномерно: в правом полушарии несколько больше белого вещества, чем в левом, а в левом — несколько больше серого, чем в правом. Смысл в том, что аксоны правого полушария длиннее аксонов левого, а значит, связанные ими нейроны в среднем расположены дальше друг от друга. Нейроны, выполняющие сходные функции или обрабатывающие информацию одного типа, часто группируются. Отсюда следует, что правое полушарие приспособлено для одновременного использования нескольких модулей мозга лучше, чем левое. Этими удаленными связями между нейронами, возможно, и объясняется склонность правое полушария давать нам широкое, многогранное, но довольно расплывчатое представление о предмете. Кроме того, эти связи, вероятно, помогают правому полушарию осуществлять интеграцию сенсорных и эмоциональных стимулов (необходимую для понимания произведений искусства) и проводить неожиданные параллели, лежащие в основе чувства юмора и творческих способностей. Эта особенность правого полушария, вероятно, способствует также широте нашего кругозора, обеспечиваемой широко (в буквальном смысле) простирающимися аксонами. В левом же полушарии система связей гуще, чем в правом. Плотно упакованные, тесно связанные друг с другом нейроны лучше подходят для выполнения напряженной, кропотливой работы, для которой требуется слаженное и быстрое сотрудничество нейронов, имеющих сходные функции.

Одно Я, один мозг [9 попытка, продолжение цикла - Разделение мозга] Наука, Мозг, Нейробиология, Психология, Когнитивная нейробиология, Правое полушарие, Левое полушарие, Девушки, Длиннопост

Результаты некоторых исследований говорят о том, что левое полушарие к тому же выделяет больше дофамина (или сильнее на него реагирует), чем правое, а правое, в свою очередь, чувствительнее к норадреналину, чем левое. Дофамин — “побудительный” нейромедиатор, норадреналин приводит человека в возбужденное состояния и делает его чувствительнее к угрозе извне - тут подробней Поэтому активность левого полушария может лежать в основе стремления к власти и повышению социального статуса, а люди, у которых правое полушарие работает активнее левого, как правило, отличаются осторожностью и даже пугливостью. В одном эксперименте испытуемых разделили на две группы и представителей первой специально настроили на ощущение превосходства и уверенности в себе, а представителей второй — на ощущение собственной неполноценности и отсталости. Исследователи регистрировали активность мозга испытуемых с помощью ЭЭГ. У тех испытуемых, кого экспериментаторы заставили чувствовать себя хозяевами положения, сильнее активировалось левое полушарие, чем у испытуемых, чувствовавших себя забитыми и униженными (http://www.academia.edu/13531461/Social_power_and_approach-related_neural_activity). Все это говорит о том, что роли правого и левого полушария в работе нашего мозга несколько различаются.


Проведем фантастическую (и очень правополушарную) аналогию между полушариями нашего мозга и двумя половинами плоского черного экрана. На каждую половину одновременно проецируется одна и та же фотография, из которой нам нужно извлечь как можно больше информации. Чтобы мы могли видеть проецируемое изображение, экран должен быть белым, и у нас имеется банка белой краски. К сожалению, для покраски всего экрана нам потребовалось бы вдвое больше краски, а покрасить полностью одну половину экрана мы не можем: по условию задачи половину краски нужно использовать для одной половины экрана, а другую — для другой. Что делать? Мы не можем позволить себе упустить ни общие очертания, ни отдельные детали фотографии.

Одно из возможных решений — полностью покрыть одну половину экрана очень тонким слоем краски, а на другую нанести несколько густых белых пятен в тех местах, где, как нам представляется, должны быть сосредоточены основные детали, оставив не столь важные участки черными. Теперь мы увидим на правой половине экрана смутные, но полные очертания фотографии, а на левой — отдельные участки во всех подробностях (но только участки, а не картину целиком).

Если постоянно следить за тем, что видно на обеих половинах покрашенного таким способом экрана, улавливая подробности на левой и общую картину на правой, можно получить неплохое представление о фотографии.

Одно Я, один мозг [9 попытка, продолжение цикла - Разделение мозга] Наука, Мозг, Нейробиология, Психология, Когнитивная нейробиология, Правое полушарие, Левое полушарие, Девушки, Длиннопост

У всех нас время от времени случаются эпизоды полузнания. Невольные странные замечания и ощущения, которых мы не в состоянии объяснить, или глупые ошибки, например, когда мы принимаем один предмет за другой: все это традиционно считают проявлениями глубоких внутренних конфликтов. На самом же деле они могут быть обусловлены нарушенными или неполными взаимодействиями между полушариями. Характерным признаком подобных случаев могут служить замечания вроде: “Что-то мне в нем (в ней, в этом интерьере) не нравится, но мне трудно сказать, что” или “Мне ясно, что случилось что-то ужасное, но я еще не понял, что”. В первом случае можно предположить, что правое полушарие уловило нечто, лишь смутно осознаваемое левым, а во втором левое полушарие уже отметило что-то, еще не воспринятое правым.

Когда мы не понимаем собственных ощущений, это не мешает нам действовать под их влиянием. Значительная часть нашего поведения основана на правополушарной интуиции. Перед нашими глазами поминутно происходят миллионы событий, и наше сознание регистрирует лишь ничтожную их долю. Сведения о подавляющем большинстве таких событий попадают в мозг лишь ненадолго, не производя на нас никакого впечатления. Некоторые из них могут быть заметны лишь настолько, чтобы вызывать кратковременный эмоциональный отклик в правом полушарии, но не настолько, чтобы их осознавало левое полушарие. Подобными полузаметными стимулами могут объясняться странные, неожиданные приступы раздражения или непродолжительные наплывы непонятного уныния, время от времени испытываемые большинством людей.


Деление на лево и правополушарные способности нередко проявляется в нашем восприятии искусства: “Мне это произведение нравится, но я не могу сказать, почему” — такая реакция вовсе не обязательно выдает обывательское отношение к искусству: она лишь свидетельствует о том, что человек оценил произведение искусства правым полушарием, не проанализировав его левым. Всевозможные знатоки искусства, оценивая произведения из своей области, обычно используют оба полушария более равномерно, чем другие люди. Например, большинство слушателей воспринимает музыку преимущественно правым полушарием, но профессиональные музыканты обрабатывают звуки и левым полушарием, не только реагируя на нее эмоционально, но и подвергая ее критическому анализу (https://academic.oup.com/cercor/article/11/8/754/378977/Func...).

Значительная часть рекламы устроена так, чтобы использовать разницу между впечатлительным правым полушарием и критически настроенным левым. Для образцов рекламы, сообщающих что-либо не с помощью слов, а посредством зримых образов, особенно характерно воздействие на правое полушарие в обход левого. Цель такого воздействия состоит, разумеется, в том, чтобы заставить нас покупать. Как бы нам при этом ни хотелось считать свой выбор рациональным решением, во многих случаях такое решение принимается иррационально.

Одно Я, один мозг [9 попытка, продолжение цикла - Разделение мозга] Наука, Мозг, Нейробиология, Психология, Когнитивная нейробиология, Правое полушарие, Левое полушарие, Девушки, Длиннопост

Наше стремление к рационализации своего поведения, по-видимому, имеет немалую ценность в плане выживания. Человек как вид добился успехов во многом за счет формирования сложных социальных конструктов, от групповой охоты до политических группировок, и плодотворного их использования, которое требует веры в них и уверенности в том, что совместные действия подобных объединений основаны на надежных рациональных суждениях. На каком-то уровне мы, разумеется, знаем, что это самообман. Так, нетрудно убедиться в том, что политика любого правительства любой страны всегда в каких-то отношениях иррациональна. Однако ни один член правительства никогда этого не признает — по крайней мере, когда соответствующая политика претворяется в жизнь. Вместо этого члены правительств неизменно занимаются рационализацией своей деятельности. Мы можем не обманываться на сей счет, но в глубине души ценим этот подход: ведь он дает нам ощущение защищенности.

Сходная рационализация наших действий дает нам уверенность в своем душевном здоровье. Примеры рационализации повсюду. Понаблюдаем, например, за какой-нибудь недовольной матерью, пытающейся совладать со своим не в меру активным ребенком. Рано или поздно она наверняка выбранит или отшлепает его либо просто перестанет уделять ему достаточно внимания. Она поступает так потому, что раздражена, раздосадована или утомлена. Источником ее эмоций могут быть обстоятельства, не имеющие никакого отношения ни к текущей ситуации, ни к ребенку. Но достается за них именно ему. Согласится ли мать это признать? Может, придя домой, отдохнув и уложив ребенка спать, она решит, что поступила не вполне справедливо. Но сейчас, когда обиженный ребенок спросит: а3а что-о-о?” — она прибегнет к рационализации: “За то, что ты грубил (шалил, не слушался) ”. Если бы мать этого не сделала, пострадала бы ее уверенность в собственных материнских способностях. Нам удобнее иметь хоть какое-нибудь оправдание своим поступкам, чем не иметь никакого.



Поздравляю! Ты осилил до конца!

Спасибо за Ваше внимание.


Тест был сделал и по большей мере "слизан" с работы научной журналистки - Риты Картер.

Одно Я, один мозг [9 попытка, продолжение цикла - Разделение мозга] Наука, Мозг, Нейробиология, Психология, Когнитивная нейробиология, Правое полушарие, Левое полушарие, Девушки, Длиннопост

Наука | Научпоп

7.8K поста78.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий
Очень понравился пример с двумя половинами экрана и краской. Доходчивый такой.
Ну а искусство - оно на то и искусство, что рационализировать его невозможно. Произведение либо нравися, либо нет. Я вот, как диванный музыкант, могу долго и упорно рассказывать про детали, из которых состоит конкретная композиция (качество записи, уровень музыкантов, оригинальность и т.д.), но далеко не факт, что именно за эти детали мне эта композиция понравилась. Произведение искусства цельно, на составные части мы пилим его сами;)
раскрыть ветку (11)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Да, отчасти согласен.

Но на самом деле можно попробовать объяснить за что понравилась та или иная композиция. Большей степени это мотив, который вторит внутреннему музыкальному чувству - Вы как бы заранее ощущаете  разрешение в тонику на последней четверти, слышите гармонию аккордов, которые ласкают слух. Если музыка знакомая, то она "поднимает" воспоминания из гиппокампа, являясь связующим патерном для ассоциативной связи. Словом все же можно рационально понять, что в основном явилось приятным в композиции.

Вообще музыка "зажигает" весь мозг - это отдельная тема.

Есть исследования, косвенно свидетельствующие, что занятия музыкой в детстве снижает риск старческого слабоумия.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Объяснять то как раз никто не запрещает, но надо помнить, что подобные объяснения всегда будут затрагивать не произведение целиком, а какую-либо его проекцию на шкалу категорий. Сколько категорий мы придумаем, столько описаний и будет. В терминах сольфеджио можно попытаться описать удовольствие от музыки через гармонию и разрешения, но композиторы уже 19го века уже активно нарушали все эти законы. Какой-нибудь Вагнер в Тристане и Изольде часа так четыре ничего не разрешает, и это создаёт определённое тревожное настроение. А Прокофьев вообще на одних диссонансах мог построить композицию.
А знакомые мелодии имеют одно интересное свойство: они быстро надоедают и начинают раздражать. Мне поэтому всегда не нравилось описание нейробиологов через узнаваемость...

Музыка - вообще страшная сила. У меня одна знакомая даже дисер пишет на тему "музыка мозга". Она преобразует ЭЭГ в звуковой сигнал и подаёт на наушники в реальном времени. Говорят помогает расслабится и улучшает самочувствие. Но я думаю, что улучшает показатели её декольте и четвёртый размер)))
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я не имел ввиду ту, которая заедает и начинает раздражать =) Это уже крайности.
На счет Прокофьева согласен, некоторые его произведения очень резали мне слух. Но это мое личное восприятие.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Да я к тому, что воздействие музыки на сознание - это не простой механизм, его невероятно сложно уложить в какие-либо схемы. И проблему я вижу в том, что мы (люди) сначала придумываем правила, по которым необходимо создавать музыкальные произведения (да и не только музыкальные), потом долго и упорно прививаем эти правила народу (учим музыкантов, воспитываем вкус), а потом нарушаем эти правила и создаём новые. И так по спирали, только эта спираль ещё и ветвится.
А Прокофьев - да, умеет выносить сразу оба полушария)))
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну на счет правил не знаю. Я думаю понятия гармонии, чувство ритма - универсальны. Конечно музыка времени создает предпочтения в головах, но так с любыми вещами. Тем более есть композиции не стареющие никогда. Взять например Пахельбеля с его каноном ре мажор!

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я, честно говоря, не верю в какие-либо универсальные законы, особенно в культуре. Мне кажется, что любой вид искусства развивается не по канонам, а по шаблонам. Появляется человек, он создаёт новый стиль, этот стиль попадает в библиотеку культуры как шаблон и расширяет границы изобразительных приёмов.
Другое дело, что в разные времена в искусстве пытались отобразить разные идеи. Соответственно и интерпретируются произведения по-разному. Я уверен, что у людей 17го века Пахельбель вызывал совсем другие ассоциации и чувства, ведь искусство того времени было тесно связано с религией. И ключи к оригинальному восприятию (ассоциативному ряду) этого произведения канули вместе с эпохой. А не забываются такие произведения благодаря тому, что есть специальные заведения (консерватории), где писать и исполнять музыку людей учат в рамках традиции.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Аминь
Автор поста оценил этот комментарий
Там все сложнее и проще одновременно, я считаю. Все рационально, если смотреть со стороны и иррационально, если смотреть своими глазами. Щас я сонный пиздец, так что попробую потом высказаться. Коммент сохранил.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Ок, жду)
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Музыка это невероятно интуитивная штука. Ритм то еще ладно, но сами звуки - все эти диссонансы и ассонансы каким-то образом попадают в синергию с нашим мозгом. Причем что удивительно - у всех людей соль-мажор вызывает похожие ассоциации и чувства. И недавно я слышал или читал, не помню, про всякую бета гамма и прочую нифига не биологическую активность мозга, которая странным (для меня) образом может влиять на настроение и подобные вещи. Что еще более странно, что я всегда думал, что чувства - чистейшая химия, но на деле не только.


И так, моя теория - кроме химии в мозгах есть что-то еще, что управляет настроением. То есть управляет нейромедиаторами. И это мистическое что-то очень дружит со звуком, с определенными частотами. И у всех одинаковые частоты вызывают одинаковые изменения. И в зависимости от того какое у тебя микронастроение и общее настроение (хз как это назвать) ты получаешь больше или меньше удовльствия от прослушивания. То есть если музыка вторит твоим чувствам, то тебе это нравится, если нет, то не нравится. А еще человек осознанно может пытаться повторить эти настроения с помощью воспоминаний. И все это комбинируется. Ну и вот эту мысль можно развивать.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Сенсорные рецепторы уха преобразуют звуковые колебания в электрический импульс, которые попадают через транслятор-таламус в слуховую кору, где происходит их обработка и анализ. Далее все это транслируется по всему мозгу, где разные отделы в общем каскаде начинают генерить свойственные им действия.

Гиппокамп подымает паттерны памяти, которые свойственны определенному звуковому ряду или мелодии, запуская нейронные связи, которые были записаны в паттерне.

Нейронные связи запускаются во всех отделах - зрительная, обонятельная и т.д. воспроизводя (естественно с изменениями) данный фрагмент памяти. Это все, конечно же, сопровождается нейромедиаторной активностью, вызывая определенные чувства. Все это внутреннее восприятие мозга на мелодию.

Если мелодия услышана впервые, то все равно пути их распространения идентичны по всему мозгу. Допустим нет нужного паттерна на полную мелодию, зато есть на определенные сопутствующие звуки (эффекты), либо на отрезки. Именно поэтому мы не знаем музыку целиком, но нас посещает ощущение, что как-будто мы ее слышали.

Полностью незнакомая музыка воспринимается аналогично, только внутреннее восприятие создается без учета предшествующего опыта, создавая настоящее восприятия, связывая с другими раздражителями, по мимо звуковых (визуальные, обонятельные и т.д.). Да, конечно приятных ощущений вызванных патерном из памяти нет, но как минимум есть удовлетворения от частот звуковых колебаний, которые так же запускают химию мозга в виде нейротрансмитеров. Простые частоты - консонансы, сложные - диссонансы. Это все эволюционно обусловлено. Измени первоначальный набор факторов у наших предков и консонансы с диссонансами были бы другими.

Важно одно, настроением руководят нейромедиаторы. Их активность обусловлена многими факторами.

"я всегда думал, что чувства - чистейшая химия, но на деле не только" - Вы слышали про бритву Оккама? Так вот, зачем придумывать что-то, если за настроение отвечает химия мозга? Электромагнитные или другие волны могут вызывать ощущения, но только через выделения нейромедиаторов в пред-пост синапсических связях.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку