О претензиях

В виду образовавшегося свободного времени на вечер (когда ждешь звонка, что бы ехать на переговоры, садиться за серьезный проект - смысла нет), пишу пост про претензии.

Он будет скучен и не особо полезен тем, кто уже и так работает по профессии юриста, но подойдет для тех кто хочет не обращаясь к "кровососам" сам порешать вопрос.


Рассмотрев в предыдущем посте некоторые базовые принципы написания нормального договора, в настоящем посте обратим внимание на прелюдию к моей любимой части взаимоотношений сторон, а именно – на досудебный претензионный порядок.

Итак, если мы видим в договоре:


«… Стороны бла-бла-бла путем переговоров», это значит, что вам нужно писать претензию. И если в договоре не предусмотрено, что она может быть отправлена по e-mail, то писать стоит ее на юридический адрес организации, либо адрес регистрации физического лица. В крайнем случае, если по какой-то причине единственный адрес который вам известен, это указанный в договоре, а проверить его через ЕГРЮЛ (если речь о юридическом лице) вы не можете, то отправлять следует на тот адрес что указан в договоре.


* Отдельно по ситуации – «Ты туда не ходи! Сюда ходи!»: если в устной беседе, или даже письменной, но не подтвержденной подписью/печатью контрагент просит слать ему письма в иному адресу, нежели его юридический или указанный в договоре фактический – рекомендую быть безжалостными и слать все же на юридический, доказать факт того, что это вас так попросили – будет сложно.


Почему все так сложно и нельзя просто позвонить, и сказать «Заплати мне, а не то я тебе а-та-та!»?


1. По той причине, что свои звонки вы замучаетесь пришивать к делу, доказывая, что говорили именно с этим человеком, что говорили именно то что говорили, что говорили именно вы и собеседник об этом знал, и что все ваши слова вообще что-то значат.


2. По той причине, что претензия, даже не полученная, но направленная по правильному адресу дает вам право говорить, что «Ответчик уклоняется от получения», а, следовательно, де-юре уведомлен.


3. По той причине, что претензия — это ваш последний шанс закрыть вопрос не заходя в суд, при этом показав серьезность намерений.


Что должно быть в хорошей претензии?


1. Страх, ужас и правда - из претензии должно быть понятно, почему выгодно заплатить сейчас, а не потом, но врать не следует. К примеру, вам должны 310 000 рублей. Вы можете сказать, «Требую перечислить в течение 10 календарных дней денежные средства в размере 310 000 рублей, в противном случае при обращении в суд к данная сумма будет увеличена на размер процента за пользование чужими денежными средствами/неустойки и юридических расходов, а также при обращении в суд, мы будем вынуждены ходатайствовать о наложении ареста на счета вашей организации».


2. Правильные расчеты – если пишите расчеты, проверяйте их. На этом легко поймать в суде, указав что претензию не удовлетворили так как затребованная сумма была неправомерно завышена и рассчитана неверно.


3. Куда платить. Номера карточки в большинстве случаев недостаточно, формат реквизитов для оплаты если вы юридическое лицо, то и сами знаете, а если физическое, то вот пример:


Банк-получатель: АО «СТРАННЫЙ БАНК»

Корр. счет: 50000000500000000005

БИК: 123405321

Получатель: Какойтов Какойто Какойтович

Счет получателя: 50117880503607318101


4. Разумный срок – я считаю таковой начиная от 5 до 10 календарных дней, если иное не предусмотрено договором. Рекомендую все-таки смотреть на то, чтобы эти дни выпадали не на праздники/выходные, хотя в целом никакой особой проблемы тут нет.


5. Отсутствие истерики – фразы из разряда «для, нас простых обывателей, подобное столь грубое и кощунственное нарушение наших основополагающих конституционных прав, подобно удару кинжалом со спины в сердце» - убираем. Нам должны денег/товар/работу, соответственно и требования наши просты и понятны. Ну и для сведения – «ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО НЕ МОЖЕТ ПОНЕСТИ МОРАЛЬНЫЕ СТРАДАНИЯ И ПОЛУЧИТЬ МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД». Иногда эту фразу я хочу распечатать на листе ламинированной бумаги, засунуть в рамку и дарить некоторым своим клиентам. Моральный вред может быть понесен лишь физическим лицом.


6. Пиши кратко - если претензия не нуждается в длинных расчетах, рекомендую ограничиться 1 страницей. Вам же легче будет потом по ней работать. Излагать всю событийную цепь в претензии, лично я не вижу смысла, гораздо лучше и уместнее написать, вместо «и тогда ваш Сотрудник с демоническим хохотом выхватил сломанный телефон, который я так хотела подарить сыну на день рождения, у меня из рук и скрылся с неизвестном направлении. Охваченная ужасом, я не смея пошевелиться стояла как соляной столп и боялась как-либо ему возразить…» следующее «При возврате товара ненадлежащего качества, последний был принят Сотрудником (ФИО), однако от подписания акта/квитанции/счета/расписки ваш Сотрудник отказался, не мотивировав свою позицию и покинул рабочее место». И там, и там, ситуация идентична, однако в втором случае понятно в чем вина сотрудника.


7. Не болтай, а действуй - обещаний обратиться «куда следует» никого не пугает. Т.е. если вы пишете, что пожалуетесь на обидчика в МВД/ФСБ/НКВД/ЛИЧНО ТОВАРЩУ СТАЛИНУ это никак не улучшает вашу претензию и не делает ее более грозной. Хотите припугнуть – поставьте в шапке «Копия – в Прокуратуру Н-ского района» или куда хотите жаловаться. А еще лучше и вправду напишите такую жалобу, можете ее отправить, а можете ее приложить к претензии и сказать, что отправили.


8. Ссылайтесь на закон - можете не приводить простыни из судебной практики, текст статей и т.д. но подкрепить свои выводы указанием статьи закона, на который вы ссылаетесь – не лишне. И в тоже время не нужно обобщать, фразой «действующим законодательством о защите прав потребителей» вы ничего не улучшаете.


Призывать оставлять меня безработным  составлять хорошие договора и решать все споры мирно, я конечно же не буду.

Лига Юристов

32.1K постов36.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.


2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:


- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;


- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;


- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

>составлять хорошие договора


договора... ну как так так то хорошая же была статья!

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Увы-увы, рефлекса нет. Знаю что "договоры", но если не задумываться то напишу "договора".

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку