О чём на самом деле переживают дети

В 2001 году доктор психологических наук, профессор Ирина Михайловна Никольская в соавторстве с доктором психологических наук, профессором Радой Михайловной Грановской выпустили книгу "Защита личности: психологические механизмы", а в 2006 опубликовали монографию "Психологическая защита у детей", где на материалах экспериментально-психологического исследования 257 здоровых детей 7-11 лет проанализировали специфику и раскрыли содержание основных копинг-стратегий и психологических защитных механизмов у детей.


Исследование интересно тем, что опрашивало детей, что их реально беспокоит. Отношения с мамой и папой оказались на 5-м месте и были характерны для 8% детей, вопреки утверждениям научно-популярных статей о психологии, что центром эмоциональной жизни детства являются отношения с родителями.


Дети отвечали на вопросы 16-факторного личностного опросника Р. Кэттела, выполняли рисунок на тему "Неприятные ситуации" и составляли по рисунку рассказы, а также рассказывали психологу в интервью, как они справляются с негативными переживаниями.


Вот какие результаты среди прочих были получены в данном исследовании:

О чём на самом деле переживают дети Психология, Дети, Родители, Эмоции, Длиннопост, Кот

Цитируем по книге: Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб: Речь, 2006. Из главы 3.2:


Причины нарушения душевного равновесия у младших школьников, в порядке убывания по выборке:


Потеря, болезнь, смерть животного 18,9%

Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Когда кошку бьют, Мама едет отдавать собаку по имени Джина породы кокер-спаниель, Кошка упала из окна, Болезнь попугая, Я облил кипятком кошку, Умер хомяк, Умерла попугаиха Клаша, Потеря ежа, У меня заболела и умерла кошечка Лиза, Убежал котёнок, Плохие люди задавили мою Матильду, Мой дядя забрал двух моих попугаев, У меня умер снегирь, Закололи любимую куру, Отдали кота, потому что завели собаку.


Плохие школьные отметки 15,6%

Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Когда два или замечание, Двойка за диктант в день рождения мамы, Я получил кол, я исправлюсь, Неприятная оценка четвертная, Кол и двойка, Злополучная тройка, Плачу, получила единицу, Никак не забыть про двойку, Я получила единицу, потому что грязно в тетради, Тройка по музыке.


Травмы и опасные для жизни ситуации 13,5%

Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: На голову упал камень, Я падаю в арык, Как упала и наткнулась на топор, Чуть глаза не лишился из-за кошки, Провалился под землю, Клюнула ворона, На меня упал мой велосипед, Я наступил на стекло, Я упал с велосипеда и разбил себе череп, колени и руки, и палец, Прыгнул с качелей и подвернул ногу, Меня чуть не задавила машина, Сломала руку, Разбила голову три раза, Ко мне зашёл бандит, Упала на лёд и примёрзла щекой.


Материальные утраты и нарушение покоя взрослых 12,2%

Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Был будильник, и он упал с ниточки, торчавшей из окна, Я разбил хрустальную вазу и чашку, Я разрезала себе колготки, Потерял ключи, В комнате упал телефон и разбился, У меня пропали штаны, Сломала дверцу от шкафчика, Кувшин разбился, Сломал джойстик от Денди, Разбил папину любимую чашку, Порвала платье, Разбил лампочку.


Напряжённые отношения с родителями и другими членами семьи 8,4%

Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Мама ругает за беспорядок в комнате, Бабушка кричит из-за мороженого, Конфликт с папой, Я зла на папу и маму, они мне отрезали чёлку, Мама даёт мне мало денег, Мои мама и папа часто ссорятся, Не знал, брать трубку или нет: мама могла обругать меня по телефону, Поругалась с сестрой, Обидел бабушку, У меня иногда злится мама.


Болезни и смерть близких людей 7,1%

Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Умер дедушка, Умерли папа и мама (вообразил), Брат сломал руку, Брат сломал ногу, У мамы болит нога, Папа попал в аварию, Умерла бабушка, Умерла прабабушка, Мама попала под машину, Мой дедуля часто болеет.


Разные страхи 5,5%

Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Страшные сны, Как я увидела змею, Я увидел череп в музее, Мне приснился ужас, Когда я плаваю, боюсь, что меня кто-то укусит, Я боюсь высоты.


Проблемы с учёбой 4,6%

Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Позвонила учительница и сказала, что я стал плохо учиться, Выгнали с танцев, Мало читаю, Никак не сделать уроки, Не могу справиться с задачей, Никак не нарисовать портрет, Переживаю, что плохо выучил диалог по английскому языку, Не успеваю с хора на шахматы, Каникулы через две недели.


Отношения со сверстниками 3,8%

Рисунки и рассказы детей на эту тему назывались так: Друг переехал в новую квартиру, Меня выдали друзья, Побили на улице, Напали взрослые ребята, Вика пришла и выгнала с лазелок, У меня нет друзей, Поссорилась с подругой, Когда я побеждён.


Прочие напряжённые ситуации 7,6%

Ситуации, вошедшие в эту группу, были связаны с проблемами одиночества, отношения к врачам, лечению, боли и болезней, а также неудовлетворённых желаний.

Конец цитаты.

О чём на самом деле переживают дети Психология, Дети, Родители, Эмоции, Длиннопост, Кот

Как бы вы анализировали такие результаты (если, конечно, способны анализировать, а не эмоционально утонули в воспоминаниях о собственном детстве)?


БМ ругался на одну из картинок

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
9
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется, выводы не совсем корректны, потому как в детстве поведение родителей - единственно верное для ребёнка. Он не способен хоть мало-мальски оценить объективно жизнь в семье. Ему просто не с чем сравнивать. Если со смертью кошечки или травмой всё понятно, тут налицо резкие перемены и можно оценить и попереживать. Была кошечка - было весело и хорошо. Умерла - грустно и плохо. А с родителями как? Если бы можно было пожить у одних, потом у других и сравнить, где лучше, наверное, были бы переживания.
А так папа-мама пьют и бьют? Ну это нормально.
Понимание, что что-то не так приходит позже, в подростковом возрасте, когда основные травмы уже впечатаны в сердце и мозг.
раскрыть ветку (15)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Не соглашусь с вами. Помню в четыре-пять лет очень чёткое осознание того, что мама и папа ведут себя плохо по отношению ко мне и по отношению друг к другу. Поглощающее и притягивающее чувство, что они мои родители, вот МОИ, но понимание и сожаление, что они вовсе не хорошие, и отталкивающее от них чувство при этом. Сравнивала с персонажами из книг и с родителями других детей. Вундеркиндом не была. Кроме этого яркого и сильного осознавания было и много размышлений о том, как несправедливо их отношение, и прочие довольно подробные и ясные осмысления собственного страдания.


Также очень не согласна с вами по поводу смерти кошки. Я не знаю, бывает ли так, как вы пишете: "Была кошечка - было весело и хорошо, умерла - грустно и плохо". У меня были нормальные классические по всем стадиям горестные переживания по поводу смерти любимой кошки, по поводу усыпления мамой котят, по поводу улетания попугайчика. Это нельзя описать как  "стало грустно и плохо". Это переживание болезненной утраты дорогого существа, к которому был привязан, которого любил, и это горе ничем не отличается от аналогичного во взрослом возрасте. Только в детстве вроде как-то более открыт и большеждёшь участия от взрослых и их помощи и сочувствия в этих своих эмоциях, а во взрослом возрасте умеешь уже сам себя утешать. Любые эмоции у ребёнка требуют хотя бы небольшой, но поддержки от значимых взрослы.


И вот ещё думаю.. внутренне я точно так же, как и в детстве, страдала, когда любимый котёнок убежал, но в детстве этот котёнок - половина моей жизни, возможно. А сейчас - небольшая часть. И сейчас я не беспомощна, я организую поиски и нахожу котёнка. А в детстве я понимаю, что мало что могу сделать, а если ещё и взрослым пофиг, то потеря бьёт по мне ещё сильнее, плюс у детей она подсекает сразу и прочие сферы, отбирая ресурсы отовсюду, вплоть до ухудшения интеллекта и здоровья.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А кроме родителей у вас были другие значимые взрослые, близко живущие бабушки и дедушки, например?
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

С года до двух лет был очень хороший дедушка, потом он умер. Я мало помню его, только несколько эпизодов.


Кстати, да, наверняка с ним я тоже сравнивала, просто не так вербально, как с книжками.

Ну и у родителей были просветления, когда они вели себя чудесно.


Всё же я думаю, что главным было сравнение с жизнью в кино и литературе.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Пьют и бьют - это социальный случай. Не норма. В исследовании беседовали с нормативными детьми.

раскрыть ветку (11)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Тем более, если в семье все нормально, никто не болеет (ну или редко), не ругается - то зачем ребенку беспокоиться о них? внезапная смерть родителей для него - это что-то из разряда фантастики. Вот и беспокоятся по разным пустякам, а не за родителей.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Почитайте книгу А.И. Захарова про страхи у детей. У каждого возраста свои страхи, они переживаются, преодолеваются, взрослеют вместе с нами.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Тогда тем более никаких эмоциональных переживаний быть не может в связи с родителями. Раз всё более-менее хорошо. Я в 7 лет тоже не переживала и считала, что у меня идеальные папа и мама. И лишь через годы поняла, что мать была холодна со мной и отстранялась эмоционально постоянно. А отец пытался сделать из меня вундеркинда, и жутко злился, что не получалось. Но в 7 лет этого не увидишь никак. И эмоций по этому поводу не испытаешь.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Всякое бывает, но как правило дети очень даже испытывают эмоции по таким поводам. И в состоянии их осознать лет с трёх-четырёх. Если и не всегда самостоятельно, то в кабинете психотерапевта и рисуют, и лепят, и рассказывают, и эмоции показывают, и выводы делают.

Автор поста оценил этот комментарий
А по каким критериям и показателям шла выборка нормальности?
раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Они пишут


257 здоровых детей 7-11 лет


Значит, дети без неврологических, психиатрических диагнозов как минимум. Алкоголизм в популяции распространён 50 на сто тысяч населения, на выборке в 257 здоровых детей максимум 1 алкоголик мог быть из родителей.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Психологические и невралгические диагнозы, это конечно хорошо, но говорит это не о нормальности как таковой, а о ровной, спокойной жизни, в которой у детей всех бед - кошка погибла и за двойку ругали. Любой стресс выше - уже бьет по психике, не диагноз, но увы в шкалу нормальности сей ребенок не впишется. Сложно ожидать при подобной выборке мыслей детей о родителях и проблемах в семье, по скольку их может и не быть.
раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я написала "нормативный" в своём первом комментарии. Не "нормальный".

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
"Нормативный"
1. относящийся к нормативу, устанавливающий норму ◆ Не указан пример употребления (см. рекомендации).
2. соответствующий норме, правилам ◆
И в чем проблема? Ну или хотя бы разница?
раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Нормы пересматриваются от поколения к поколению.


Например, ребёнок 2010-х, не знающий, что такое компьютер - не нормативный ребёнок. В норме он должен знать, что это за предмет и зачем он.

Ребёнок 1950-х, не знающий, что такое компьютер - совершенно нормативный ребёнок.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Дети не знающие что такое смерть близких и знающие это - это разные дети, с разными страхами. Оба они нормативны. Те у кого папа и мама и те у кого только один родитель - нормативны, а вот восприятие разное. Норматив психологии - весьма сильная вещь, почему я и заинтересовалась критериями нормы и нормальности, т.е. соответствия нормативности.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку