Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Нервные состояния (4)

Заканчиваем знакомиться с книгой Уильяма Дэвиса "Нервные состояния".


Все части сложены здесь.


Коротко для ЛЛ: цифровые гиганты строят нам концлагерь. Природа разрушается. Чтобы противостоять популистам, нужно пользоваться их оружием: эмоциями.


Цифровизация принесла множество инноваций. А что ещё ждёт нас! Основатель Фейсбука мечтает о тех временах, когда люди станут общаться путём цифровой коммуникации мозг-мозг. Так, чего доброго, люди превратятся в читабельные массивы данных без права на некий внутренний мир. Язык и мысли перестанут быть средством представления и деградируют до поведения, которое можно отследить. Вот только оборудование для слежки будет не у каждого. С какой целью будут его использовать - большой вопрос.


Можно представить себе такую степень развития цифровых технологий, при которой единственная функция человека будет иметь чувства, намерения и желания. Всё остальное - дело техники. Развитие ИТ продвигалось прежде всего в военных целях. Мы уже знаем, что военные не любят публичное знание и консенсус. Потому секретность у компаний Силиконовой Долины имеет много общего с военными идеалами эффективной координации на пути к победе. Реальная цель цифровых гигантов - предоставить инфраструктуру, через которую люди будут контктировать с физическим миром. Мы будем узнавать всё только у Гугля, общаться только через Фейсбук, перемещаться только через Убер и делать покупки только в Амазоне. Это даёт, конечно, возможность совершать мини-акты доминирования. Но и оставляет цифровой след. Который сохраняется и анализируется.


Техника, развитая для военных и на их деньги, делает возможность мирного консенсуса иллюзорными. Возможности мобилизации публики в то же время многократно возросли. Следствие: политические аргументы, высказанные онлайн, приводят к возникновению конфликтов. В этих конфликтах цель троллей - не добиться власти, а причинить страдания. Слово становится инструментом насилия. В пылу политических дискуссий становится невозможно сохранить независимую и объективную точку зрения. Интернет получился очень эффективным средством для подрыва устоявшихся институтов демократии, но не конструирования новых. Когда Цукерберг говорит: "Наш успех... состоит в строительстве сообщества, которое сохраняет нашу безопасность", это мало отличается от националистических проектов на основе общих фобий и ненависти.


Демократия масс эпохи радиовещания и телевидения заместилась выверенным потоком сообщений к целевым группам. Этот поток невидим для других. Скоро станет возможно добиться срабатывания у человека-приёмника эмоционального переключателя по желанию вещателя. Чтобы приёмник пошёл на выборы и сделал свой выбор надлежащим образом, например. Так технология может неожиданно стать инструментом насилия. Интернет уже служит прекрасным орудием саботажа.


Цифровые гиганты Силиконовой долины имеют нечто общее с фашизмом: стремление решить проблемы немедленно, не озаботившись никакими дебатами и обсуждениями. Подобная ментальность набирает популярность. В то же время старые интеллектуальные элиты (журналисты, эксперты, официальные лица) теряют влияние. Благополучная жизнь и низкое неравенство, быть может, сдержали бы эти тенденции. Но вряд ли бы обратили их. Мы находимся на перепутье.


В политике появился новый игрок. Это - сама природа. Она входит в нашу жизнь без приглашения, в то время, как естественные и общественные науки кишат проблемами. В свете этих проблем аудиторию сегодня нужно убеждать "смесью из экспертов и не-экспертов". В таких условиях прекрасно себя чувствуют конспирологи и лоббисты, подвергающие сомнению научный консенсус и пытающиеся "разоблачить" науку в целом.


Голые факты нас не спасут. Бравадо-рационализм а ля Пинкер-Докинз не имеет шансов. Элитные призывы к объективности уязвимы, ведь они игнорируют мощные силы, подрывающие философию знаний семнадцатого века. Индустрия идей с её культурой дебатов и спектаклей не способствует торжеству разума через согласие, а провоцирует распри. Свобода речи стала прикрытием для корпоративных лоббистов. Те называют экспертов лицемерами и подготавливают почву для торжества тролля и либертарианского мозгового центра. Большинство из нас уже не может отличить их альтернативную науку от настоящей. Как действовать учёному в таких условиях? Ждать, пока правда пробьёт себе дорогу? Нет шансов. Без вовлечения в политику ничего не получится. Но и в политике у экспертов не самые лучшие карты на руках.


Чтобы восстановить доверие к науке и знаниям и отбить атаку популизма, можно воспользоваться рецептами националистов. Стоить вспомнить, что они начинали революционерами левого толка. Сильные эмоции национализма базируются на стремлении к сообществу и народовластию. Даже война имеет определённый шарм, хоть и скорее воображаемый: она предлагает общность и совместные переживания. Национализм придаёт обыденной жизни значение и предлагает выход из гражданской жизни. Каждая отданная за нацию жизнь ценится, не забывается и регулярно чествуется. В отсутствие религии есть ритуалы и институты публичного признания и утоления боли.


В условиях гниющего государства, когда самооценка на дне, легко пасть жертвой лжеца. Автор предполагает, что когда грань между миром и войной стирается, метафора войны может помочь отмобилизовать общество. Например, на борьбу против изменения климата. Как участники народной мобилизации, эксперты должны выражать свои политические пристрастия и чувства более открыто. На самом деле, наука всегда сопровождалась моральным видением. В эпоху Антропоцена наука может получить новую, эмоциональную политическую роль.


Возглавить борьбу должно государство. Только закон может противостоять быстрому подъёму цифровой алгоритмической власти. Нужно поставить преграды для разрезвившихся цифровых гигантов. Нужно научиться делать простые, реальные и изменяющие жизнь обещания. Эти понятные меры способны разорвать цепь цинизма и недоверия. Может быть, "вертолётные деньги" и не сработали бы лучше, чем количественное смягчение. Но в ценном символизме ему не откажешь. (Идея автора относится к 2009 году, но, как мы видим, десяток лет спустя ей таки воспользовались. Вряд ли очень успешно.)

Нервные состояния (4) Книги, Обзор книг, Политика, Цифровизация, Национализм, Нон-фикшн, Длиннопост

Вертолётные деньги


В заключение автор призывает признать равное человечество с общими страданиями. Простой призыв "Стоп, вы убиваете нас!" может привести к позитивному популизму. Опасности нашего мира не иллюзорны. Ультра-привилегированные элиты будут подгребать под себя ресурсы и плоды научного прогресса. Они будут защищены от природных бедствий и политических сдвигов и жить всё здоровее, доживая до 150, а то и 200 лет. Кто-то из низ сможет высадиться на Марсе, как мечтает Маск. Мечта либертарианца приводит к разделению научного и общественного прогресса. Надежда избежать такого будущего - в чувствах, переполняющих сегодняшнее общество. К ним надо прислушаться.


------------------------------


Глава про ИТ самая слабая. Много воды и мало идей. Озабоченность ростом могущества цифровых гигантов, изменением климата и неравенством - это всё давно не ново. Как не ново и стремление написать справедливые законы для ограничения монополий. Вот только в законодательной власти лоббистов - пруд пруди. Главная идея автора - эмоциональный учёный, снявший белый халат и выступающий на митинге. Вот, кто нас спасёт. Вы в это верите? Я - нет. Пандемия коронавируса наглядно это продемонстрировала. Учёные заняли места на трибунах, чтобы обосновывать локдауны и прочие ограничительные меры. Они играют на чувствах, прежде всего страха смерти. Многие верят. А многие - нет...

Книжная лига

22.2K постов78.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.