Немного о дореволюционном целомудрии
Н. К. Пимоненко "Сваты"
Добавлю еще одну зарисовку о жизни в 19 веке. Как известно, общество до революции было намного более консервативным. Целомудрие считалось одним из важнейших достоинств девушки, тем более невесты. Уличенных в утрате оного подвергали всяческому порицанию, на них не горели желанием жениться, могли выгнать из дома. Однако теория одно, а практика - другое. Да и нравы аристократов и крестьян отличались.
Если брать крестьянскую среду, то с одной стороны все так и было. Первое утро супружеской жизни часто во многих деревнях сопровождалось демонстрацией окровавленной рубашки, символичным битьем посуды и иных действий, символизирующих добрачную девственность новоиспеченной жены. С другой стороны родителям "порченой" невесты могли преподнести вино в дырявом кубке. Придя к теще на блины, муж мог вручить ей назад дырявый блин. Да и семья мужа часто гнобила молодую жену, и сам он ее мог поколачивать. Незамужней девушке могли мазать двери или забор дегтем или отходами жизнедеятельности, что считалось большим позором. Все это было характерно и для мещанской среды. Сестре Раскольникова Дуне после ложного обвинения в романе со Свидригайловым как раз хотели дегтем ворота намазать, но не успели.
Однако на практике утрата целомудрия крестьянскими девушками и городской беднотой случалась не так уж редко. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, скученность населения, необходимость проживать по многу человек в одном помещении. Крестьянская изба не способствовала приватности жизни. Тут и у морально неустойчивых родственников могли возникать соблазны. А в рабочей среде, когда семьи снимали комнаты и коморки в квартирах с посторонними людьми, тем более. К тому же из-за прорех в законодательстве изнасилования и тем более просто домогательства часто оставались уголовно не наказуемыми. Формально за изнасилование можно было угодить на каторгу минимум на несколько лет, но по факту девушке трудно было доказать сам факт изнасилования. Сначала требовалось пройти унизительную процедуру медицинского осмотра, потом разбирательства с полицией и суд. И многие все равно считали, что она сама виновата. Когда тот же Свидригайлов заманил Дуню в пустую квартиру, то он справедливо заметил, что ему все равно ничего не будет, и только припрятанный пистолет помог ей отбиться. Да еще и периодически девушек искушали сомнительные персонажи, примерно как Сонечку Мармеладову. И это не говоря уже о крепостных крестьянках, которых домогались их сластолюбивые хозяева.
Фирс Журавлев "После венчания" (1880)
Другая ситуация была с аристократками. Для них вопрос целомудрия был намного важнее. Для женщины вообще брак был способом повысить свой социальный статус, ну или важно было хоть не понизить его. Разница между богатым и бедным крестьянином была не такая сильная, а вот у аристократов огромная. Многие браки были по расчету, и хорошая репутация была необходима. Поэтому моральный облик барышень был под бдительным контролем домочадцев, во время учебы в гимназиях или закрытых учебных заведениях для девочек. Родственники бдительно следили за читаемыми ими книгами, не допускали при них фривольных разговоров, да и круг общения девушек был ограничен благонадежными представителями таких же добропорядочных семейств. Поэтому и искушений было меньше, и сомнительных предложений. Из-за этого добрачных связей среди аристократок было очень мало. Это приводило часто к другим крайностям. Девушки часто выходили замуж, не зная толком ничего об интимной стороне жизни. Знакомить с ней жену должен был муж. С учетом того, что браки были часто по расчету без страстного влечения к партнеру, и не все мужчины были тактичны, знакомство часто было не из приятных.
Что же делали девушки, которые были уже не девушки? Во-первых, по возможности старались это не афишировать. Во-вторых, пытались заставить соблазнителя жениться. Если не было такой возможности (он женат, вне зоны доступа, или совсем уж ниже по социальному положению), родственники старались сплавить девушку замуж за сговорчивого кандидата в том числе с помощью заманчивого приданого. Кто-то решался честно признаться жениху, тот мог и с пониманием отнестись. А были способы все же сымитировать невинность в первую брачную ночь. Начиная с примитивных попыток подгадать свадьбу под "красные дни календаря", нанести себе незаметные раны и намазать этой кровью рубашку. Некоторые вводили себе внутрь губку, пропитанную кровью или красной красящий жидкостью, или рыбий пузырь с ней же. Были и акушерки, которые уже в 19 веке научились в некоторых случаях восстанавливать утраченное хирургическим путем. Опытный врач, конечно, мог раскусить подобную хитрость, но обычный мужчина вряд ли. Были и другие способы. Например, средства временно сужающие данное место. Эффект давало временный, но он на раз и нужен был. Были рецепты склеивающих веществ, отдаленно напоминающих современные медицинские клеи. Примечательно, что подобные приемы использовали часто не только обычные девушки перед свадьбой, но и наоборот еще не потерявшие свежий и юный вид проститутки. Были сластолюбцы, которые могли заплатить за свидание с непорочной девой. Некоторые "непорочные девы" могли таким образом продать свою непорочность сразу нескольким любителям. Услуга кстати была востребованной. Были и вербовщицы, ищущие подходящих кандидаток. Примерно как малоприятная дама на картине Шильдера "Искушение". Сонечка Мармеладова получила за это 30 рублей, а дама, подбившая ее на это, скорее всего намного больше. А бывали нередко случаи, когда девушку продавали собственные родители. Одну из героинь "Ямы" Куприна так в 8 лет продала развратному врачу родная мать. Расценки тут варьировались, и это уже совсем другая история.
Николай Шильдер "Искушение" (1857)
Увы, был высок процент тех, кто после добрачной связи пополнял ряды "тех дам". Пушкинский станционный смотритель убивался в первую очередь не из-за того, что сбежавшая с гусаром дочь больше не интересовалась им. Как правило, судьба беглянок была плачевна. Партнер поиграл и бросил, других кандидатов в женихи нет, назад могли не принять, семья опозорена, и впереди самые подозрительные перспективы. Так что вроде бы положительная героиня Наташа Ростова побегом по меркам своего времени совершила бы гнусный поступок. С одной стороны скандально бросила богатого и влиятельного жениха, который мог бы очень помочь ее обедневшему семейству, с другой поставила бы жирное пятно на всей его репутации, усложнив жизнь всем остальным домочадцам. Теоретически умная и расчетливая девушка и с подмоченной репутацией могла наладить свою жизнь, но умные как раз в такую ситуацию обычно не попадали.
Что же происходило с девушкой, которую жених уличал в добрачной связи уже после свадьбы? Иногда все выше перечисленное, но довольно часто ничего. Добрачная связь не считалась поводом для развода. Деревенский парень, в отличие от Ивана Грозного, не мог позволить себе утопить жену в проруби, а позор жены был и его позором тоже. Поэтому он мог и не афишировать это вообще, или ограничить число посвященных своими родственниками и выразить фи семье невесты. Аксинью из "Тихого Дона" изнасиловал родной отец, и в итоге ей регулярно доставалось от мужа. Но увы, рукоприкладство в семьях встречалось и без особого повода. В целом на европейской части России в северных районах страны отношение к добрачным связям было лояльнее чем в южных, в Сибири тоже лояльнее. К тому же невесту намного привлекательнее делало хорошее приданое. Гораздо серьезнее обычно наказывали за измены уже после свадьбы. Среди аристократок такая ситуация была редкостью. Муж мог махнуть рукой, или разъехаться с женой и жить своей жизнью. Но довольно часто жених был в курсе заранее, и это компенсировалось большим приданым.
Как всегда уточняю, что пост в первую очередь не исторический, а развлекательный. Если у вас есть другие идеи или дополнительная информация, напишите об этом в комментариях.
У меня есть еще интересный пост в продолжение темы, что было в случае внебрачной беременности