Недокачанная шина и самолёт в огне

Недокачанная шина и самолёт в огне Авиация, Самолет, Полет, Аэропорт, Гражданская авиация, Катастрофа, Авиакатастрофа, Пожар, Длиннопост

В июле 1991 года авиакомпания Nigeria Airways взяла у канадской авиакомпании Nationair в лизинг самолёт DC-8. Планировалось, что лайнер будет летать из Джидды (Саудовская Аравия) в разные африканские страны и перевозить мусульманских паломников, возвращавшихся домой после хаджа в Мекку. Nationair предоставляла самолёт, экипаж и техническое обслуживание, а Nigeria Airways отвечала за рейсы, покрытие расходов и ремонт. Начиная с 4 июля DC-8 начал выполнять чартерные рейсы в Гану, Гвинею и Нигерию.

11 июля у самолета запланирован утренний рейс в Сокото (Нигерия). На него заявлен опытный экипаж из двух пилотов, бортинженера и 11 бортпроводников. В 05:00 утра экипаж прибыл в терминал аэропорта Джидды и начал подготовку к рейсу. Через 3 часа, когда пилоты уже находились в кабине и заканчивали предполётные процедуры, на борт начали подниматься пассажиры. Сегодня их 247 человек. Согласно правилам, при переговорах с диспетчером канадские пилоты должны идентифицировать себя как «Nigerian 2120» поскольку выполняют рейс от лица авиакомпании из Нигерии.

В 08:30 утра пилоты вывели лайнер на взлётную полосу и остановились. Командир передал управление второму пилоту:

КВС: – “Взлёт разрешили, управление у тебя. Готов?“.
2П: – “Управление у меня. Готов“.
КВС: – “Взлетаем!“.

Командир перевёл рычаги управления двигателями на максимум, и самолёт покатился по полосе, набирая скорость. Всё шло отлично, но через 15 секунд, когда скорость составляла 93 км/ч, с левой стороны раздался сильный хлопок.

КВС: – “Что это?“.
2П: – “Командир, похоже, у нас лопнула шина шасси!“.
КВС: – “Проверь включены ли тормоза?“.
2П: – ”Нет, мы не тормозим”.

Скорость продолжала расти, но пилоты не могли понять, что происходит с лайнером. К тому же приборы в кабине не показывали никаких неисправностей, поэтому командир не стал прерывать взлёт. Тем временем скорость была уже больше 170 км/ч, как вдруг экипаж услышал прерывистый шум, и самолёт начал вибрировать.

КВС: – ”Скорость принятия решения!”.

До конца полосы остается немного, и нужно решать: взлетать или тормозить? Чтобы хоть как-то помочь пилотам, бортинженер выкрикивает: – “Это шимми. Как будто вы скачете на одной из тех штук“ (Эффект шимми — возникновение быстрых колебаний, как правило, на рулевых колесах транспортного средства). Командир отдает приказ: – “Подъём!“ и лайнер отрывается от земли. В этот момент люди, находящиеся на земле, увидели под самолётом пламя, которое исчезло внутри после уборки шасси. Диспетчер не доложил об этом экипажу, да и огня он не видел, ведь вышка находилась далеко от ВПП. Не зная, что пожар уже внутри самолёта, экипаж продолжал подниматься всё выше и выше над землёй.

Недокачанная шина и самолёт в огне Авиация, Самолет, Полет, Аэропорт, Гражданская авиация, Катастрофа, Авиакатастрофа, Пожар, Длиннопост

Тот самый лайнер

Трудности продолжились сразу после отрыва от полосы. Вначале бортинженер доложил о том, что загорелись четыре индикатора низкого давления. Затем загорелось предупреждение о разгерметизации лайнера. Индикаторы в кабине говорили о многочисленных нарушениях в работе различных систем, об отказе спойлеров, пневмотормоза, падении давления в гидравлической системе. Полёт сопровождался тряской, а в кабине звучали различные сигнализации, которые мешали пилотам собраться с мыслями и оценить ситуацию, развивающуюся очень быстро. Командир принимает решение о прекращении набора высоты и сообщает об этом диспетчеру, но при передаче сообщения допускает роковую ошибку.

КВС: – ”Это Nationair 2120, нам необходимо выровняться на высоте 600 метров, если это возможно. У нас возникли проблемы с герметизацией”.

При вызове диспетчера командир ошибся и случайно называл позывной Nationair 2120 вместо Nigerian 2120. Из-за этого диспетчер неправильно идентифицировал данный рейс у себя на радаре и принял за него другой рейс авиакомпании Saudi Arabian Airlines, чей самолёт штатно заходил на посадку в аэропорт Джидды.

Диспетчер: – ”Снижайтесь до высоты 900 метров, курс 130”.
КВС: – ”Понял. Курс 130 и… вы хотите, чтобы мы поднялись на высоту 900 метров?”.
Диспетчер: – ”Курс 120”.
КВС: – ”Хорошо, курс 160 и у нас проблемы с гидравликой. Нам необходимо срочно вернуться в аэропорт Джидды”.
Диспетчер: – ”Nigerian 2120, подтвердите, что покидаете эту область?”.
КВС: – ”Да, сэр… у нас возникли проблемы… Мы занимаем 900 метров и меняем курс”.

Диспетчер уверен, что отдавал приказы экипажу авиакомпании Saudi Arabian Airlines, тогда как на самом деле экипаж нигерийского рейса продолжал выполнять его команды, не обратив внимание, что те были даны без указания позывных. К этому времени в салоне уже ощущался запах гари, и дым начал просачиваться в салон. Стюардесса немедленно зашла в кабину пилотов и сообщила им, что в салоне задымление. Экипаж в это время как раз набрал 900 метров, и командир велел стюардессе предупредить пассажиров, что они возвращаются в Джидду. Через несколько секунд второй пилот прокричал:

2П: – ”У меня нет элеронов!”.
КВС: – ”Так, погодите, есть…”.

Вскоре пожар под салоном разрушил провода, и запись бортовых самописцев прекратилась. Лайнер находился на высоте 670 метров, когда огонь прожёг фюзеляж и пол салона. Первые тела пассажиров начали выпадать из самолёта. Только сейчас диспетчер понял, какой рейс на самом деле, объявил чрезвычайную ситуацию и попытался связаться с экипажем:

Диспетчер: – ”Nigerian 2120, вам разрешен прямой заход на любую ВПП”.

Объятый пламенем самолет нёсся к спасительной полосе, но огня было так много, что некоторые пассажиры попытались открыть двери аварийных выходов прямо в воздухе. Несмотря на многочисленные повреждения и отказы систем, экипаж каким-то чудом ещё имел возможность управлять лайнером. Командир в третий и последний раз попытался связаться с диспетчером:

КВС: – ”Nigerian 2120, Mayday, Mayday, Mayday! Самолёт полностью в огне! Мы садимся на базу…”.

Ситуация была более чем критическая. Разрушение были как внешние, так и внутренние. Многочисленные отказы, отсутствие должного управления не давали экипажу шанса на спасение. Командир понимал, что они разобьются, и поэтому, чтобы хоть как-то смягчить удар, выпустил шасси. Скорость резко упала, и горящий самолёт внезапно клюнул носом вниз. Под углом 70° DC-8 врезался в землю и взорвался. До ВПП лайнер не долетел менее трёх километров.

Из-за жары в 31°C и сильного пожара на месте катастрофы идентификация погибших была значительно затруднена. Из 14 членов экипажа были опознаны лишь 9. Отдельные обгоревшие тела пассажиров были найдены в 16 километрах от аэропорта. Это подтверждало то, что самолёт начал разрушаться ещё в воздухе, и люди попросту выпадали из самолёта. В катастрофе погибли все находившиеся на борту лайнера 247 пассажиров и 14 членов экипажа.

Недокачанная шина и самолёт в огне Авиация, Самолет, Полет, Аэропорт, Гражданская авиация, Катастрофа, Авиакатастрофа, Пожар, Длиннопост

На месте катастрофы

Эта чудовищная катастрофа повлекла за собой серьезное расследование в отношении как самого факта крушения DC-8, так и в отношении авиакомпании Nationair. Выяснилось, что канадская авиакомпания халатно относилась к обслуживанию своих самолётов и подготовке экипажей. В окончательном отчете было отмечено:

1. Технический персонал не имел должной квалификации, но был допущен к работам по подготовке самолётов к вылетам. В частности, разрешение на полёт непригодного к нему DC-8 было подписано инженером, который даже не принимал участия в подготовке лайнера к рейсу.

2. Установлено, что давление в шинах № 2 и № 4 было ниже уровня, минимально необходимого для полётов. Обслуживающий персонал знал об этом, но рабочие не имели должных знаний о тонкостях работы шин, имеющих низкое давление, и не осознавали опасных последствий. Экипаж DC-8 не был проинформирован об этой неисправности. Как следствие, самолёт отправился в рейс в непригодном состоянии.

3. При разгоне самолёта по ВПП нагрузка от недокачанной шины № 2 передалась на расположенную с ней на одной оси шину № 1, в результате чего она лопнула почти в самом начале старта. Через несколько секунд лопнула и шина №2. Трение разрушенных колёс и элементов тормозной системы о поверхность ВПП привело к возгоранию, и остатки резиновой оболочки шин воспламенились.

4. Из-за отсутствия соответствующих систем предупреждения пилоты не знали о лопнувших шинах и продолжили разбег по полосе. После уборки шасси загоревшиеся остатки резины оказались в непосредственной близости с гидравлической, электрической и топливной системами. Огонь в шинном отсеке усилился и стал распространяться. Пол салона был разрушен, а системы управления разорваны. В результате, целостность планера была нарушена, и он начал разрушаться в воздухе.

Все эти многочисленные нарушения привели к тому, что с 1993 года такой авиакомпании, как Nationair, больше не существует. На сегодняшний день это вторая по масштабам авиакатастрофа в истории Саудовской Аравии (по количеству погибших). Также это крупнейшая авиакатастрофа в истории: самолёта Douglas DC-8, авиакомпаний Nationair и Nigeria Airways, и канадской авиации.

Ставьте плюсы и подписывайтесь. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу