Не бывает атеистов в окопах под огнем

Авторство фразы «не бывает атеистов в окопах под огнем» приписывалось многим известным личностям прошлого. До сих пор ее точного происхождения установить не удалось. Это высказывание емко передаёт состояние человека, его внутренние переживания в момент

нахождения на линии огня. В нашей статье мы намерены остановиться на некоторых частных примерах преодоления советскими солдатами официального атеизма в годы Великой Отечественной войны.

Если говорить об армиях периода мировых войн, упоминание о Боге присутствует в них во многих случаях. Достаточно вспомнить литьё ременных пряжек солдат вермахта с девизом «Gott mit uns», то есть «Бог с нами». Денежные купюры, печатавшиеся для американской

армии, которыми выдавалось денежное довольствие военнослужащих, также несут на себе религиозную атрибутику. И, конечно, нельзя не отметить присутствия военных священников во всех армиях, за исключением РККА и дружественных ей формирований, созданных  под патронажем СССР. В обстановке сражений обращения к священнику были довольно часты.  Мемуарная литература, видео- и фотоизображения свидетельствуют о том, что общие молебны подразделений накануне крупных операций имели широкое распространение или даже вменялись в обязанность личному составу и капелланам.В России после февраля 1917 г., в период правления Временного правительства, делались попытки поставить под сомнение необходимость религиозного окормления военных или, по крайней мере, объявить о значительном снижении уровня религиозных потребностей в армии и уменьшении числа приступающих к религиозным обрядам.На самом деле, в этом было больше причин политического свойства.

«Об уменьшении реального числа верующих свидетельствовали и отчёты военных духовников: после того, как Временное правительство отменило обязательное приобщение Святых Тайн для военнослужащих православного исповедания, количество причащающихся упало с почти 100 процентов в 1916 г. до менее 10 процентов в 1917 г.». пишет Поспеловский Д. В. в книге  "Православная церковь в истории Руси, России и СССР."

Позже, в РККА институт полкового священства прекратил существование. Церкви, согласно новой советской Конституции, предоставили освобождение от государственно-общественных обязанностей, неофициально же она подвергалась репрессиям и вытеснялась из разных сфер жизни. Веровать в Бога строго воспрещалось, прежде всего, командирам и комиссарам. В данной работе автор хотел бы коснуться вопроса о религиозности в среде нижних чинов РККА. Были ли репрессии против Церкви настолько массированными, чтобы совсем подавить проявления религиозных чувств и конфессиональную этику военнослужащих? Насколько справедливым можно считать представление о Красной армии как об армии атеистов?

Начать стоит с того, что на 1941 г., согласно статистике, все военнослужащие в возрасте старше 24 лет являлись крещеными либо прошедшими иные конфессиональные посвящения. Большинство солдат среднего возраста до 1917 г. посещало религиозные собрания, участвовало в ритуалах. Верующий не мог быть принят в Коммунистическую партию, если не отказывался от своих убеждений. Однако даже в тех случаях, когда военнослужащий признавал себя атеистом, следы религиозного сознания в нём сохранялись. Отношение к вере претерпевало изменения при том, что на фронте солдат ежедневно и ежечасно стоял перед лицом смерти, оказывался свидетелем картин разрушений и жертв, глубоко потрясавших его душу. Обращение к Богу как к единственному помощнику выглядело при этом вполне естественным. Многие из ветеранов, опрошенных автором, вспоминают, что молились в окопах, сохраняли при себе религиозные атрибуты — кресты, иконки, ладанки и т. п., переданные матерями и жёнами при отправке на фронт.

Ярким свидетельством признания роли религии в условиях войны стал пересмотр политики советского руководства в отношении Русской Православной Церкви и духовных структур мусульман. Проведение 12 сентября 1943 г. Поместного Собора с избранием Патриарха всея

Руси, а также последовавшее за этим в октябре 1943 г. избрание духовного лидера мусульман СССР с местонахождением в Ташкенте стали значительными событиями в жизни сражающейся Родины. В 1944 г. был в первый раз за долгое время разрешен хадж в Саудовскую Аравию. Большое число священнослужителей освободились из мест заключения, приступили к служению. Возросло число легальных религиозных общин. В проповедях священнослужители старались поддерживать патриотический порыв граждан, их готовность стоять насмертьв борьбе с фашизмом.

Имеются исторические подтверждения тому, что священники находились  в партизанских отрядах.

Объём настоящей публикации не позволяет в подробностях рассмотреть данную интереснейшую тему; желающий может почерпнуть некоторые сведения о священнослужителях и монахах-ветеранах самостоятельно.

Подробных исследований по религиозным вопросам в годы Великой Отечественной войны не велось. Количество и соотношение верующих  и атеистов точной оценке в связи с этим не поддаются. Данная статья — установочная для начала подробного интервьюированияживущих в наши дни участников войны и тружеников тыла.


Непогребённые останки погибших воинов нередко находят и предают земле поисковые отряды, сформированные в разных регионах нашей страны. Обязательным при этом является совершение обряда отпевания усопших. Обычно в проводах героев в последний путь принимает участие православное духовенство, однако возможно и привлечение служителей иных конфессий и религий.

Существует полемика по вопросу о том, правильно ли отпевать солдата, который при жизни,

возможно, не причислял себя к верующим. Но человеческая душа непостижима и понимание веры в ней — одно из труднейших. Лев Николаевич Толстой рассматривал вопрос патриотизма сквозь призму христианской философии. Он говорил: «Правильное отношение к другим людям определяется тем, что они — дети того же Бога, что и я. Они — мои братья. <…> Отсюда вытекает требование любить людей как братьев, сынов человеческих, любить всех, без каких‑либо

изъятий, независимо от каких бы то ни было мирских различий между ними».

Проведение обряда отпевания, по мнению большинства поисковиков, необходимо. Погибшие шли в бой, защищая дом, веру, Отечество.

Ко всем ним применима мысль, высказанная А. С. Макаренко, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая,

неинтересная, грязная». Именно такая работа выпала на долю фронтовиков, и мы с полной уверенностью можем считать их исполнившими свой духовный долг.