Начальник - психопат. Часть 1

Давно собиралась написать пост, как мне "посчастливилось" работать с начальником - клиническим психопатом. Но это - очень тяжелая для меня тема, и написание тянулось очень медленно. Даже спустя год после увольнения я испытываю определенные страхи, что встречусь в жизни с чем-то подобным еще раз. Пост получается слишком длинным, поэтому разобью его на две части. До заявления на увольнение и после.

Два года назад я ушла с работы, на которой трудилась больше семи лет. Причина простая: очередная реорганизация и оптимизация сделали условия труда невыносимыми, а доход в очередной раз снизился. На тот момент я проходила обучение в одной из организаций города, где работал муж моей коллеги. От этого мужа директор узнал, что я ушла с работы, и при очередном моем визите в офис предложил занять должность его заместителя. Круг обязанностей был обозначен для меня интересный, выделен кабинет, в принципе, все устроило, никаких подозрений. Вышла на работу.

Первые сомнения возникли где-то через неделю после начала работы, потому что я услышала, как директор орал на моих коллег благим матом. Так как сидела я в отдельном помещении, суть происходящего не уловила, а когда задала вопрос, директор объяснил, что полгода назад поймал своих сотрудников на воровстве из кассы, после чего с ними попрощался и взял новых людей. Но новые люди оказались не очень ответственными, постоянно косячат и испытывают его терпение, которого уже на них не осталось совсем. Ну, ладно, бывает такое.

Спустя месяц работы я заболела ковидом (кстати, от него заразилась), а когда вышла в офис после болезни, меня ждал сюрприз. Мои коллеги, работавшие со мной в администрации, уволились, и мы с директором остались вдвоем. И вот тут я попала в ад, потому что мне пришлось работать буквально за всех, выполняя, в том числе, обязанности, про которые я сразу говорила, что выполнять их не умею, не люблю и категорически не хочу. Не говоря уже о том, что рабочее место мое из собственного кабинета переехало в общий зал. Я возмущалась. Начальство уверяло, что оно все понимает и ищет новых сотрудников, которых обязательно скоро найдет, поэтому ''потерпите, пожалуйста, немного''. Потерпеть было бы можно, но именно тут выяснилось, что у директора патологическая потребность срывать гнев на подчиненных. Причин находилось миллион, и каждый раз это было что-то ''очень важное, что портило ему настроение''. Он мог закатывать истерики на совершенно ровном месте, из-за "не той" туалетной бумаги, из-за того, что, придя в офис, забыла включить кулер, потому что под дверью уже ждал клиент и отвлек от утреннего рабочего ритуала, из-за того, что не написала ему сообщение с пожеланием доброго утра, вплоть до того, что психовал, что я в переписке с клиентами ставила стандартные кавычки '', а не использовала его любимые боковые путем ''копировать-вставить''... Психовал - это не фигурально. У человека наливались кровью глаза, краснели уши, во все стороны летела слюна, сжимались кулаки, он переставал мигать... И ладно бы, спустив пар, он успокаивался. Нет, он потом весь день ходил и ныл, какое чудесное у него с утра было настроение, а я ему его испортила своей безответственностью. В итоге приходилось работать мало того, что 6 дней в неделю по 10-12 часов, на разрыв, за всех, на очень ответственных обязанностях, так еще и в постоянном страхе, что сейчас придет начальство - и начнет орать из-за всякой ерунды, на которую большинство людей внимания не обращает. Решение любых рабочих вопросов превращалось в многочасовое выслушивание его самовосхваления и жалоб на всех вокруг. Он везде видел происки конкурентов и желание всех окружающих сделать ему, несчастному, плохо. С удовольствием рассыпался в рассказах, как подал в суд на своих бывших работников... По существу что-то обсудить было невозможно, потому что, когда у меня появлялась возможность открыть рот и задать вопрос, разговор объявлялся законченным, потому что ''я и так на Вас потратил слишком много времени''. Точно такое же отношение было и к мастерам обучения: все всегда виноваты во всем, а если удавалось доказать, что виноват он сам - то мы были виноваты в том, что он виноват... Я уже поняла, что человек глубоко психически нездоров, и думала продержаться 3 месяца, чтобы не испортить трудовую слишком короткой записью, и уволиться к чертовой матери...

И в этот момент у нас в семье происходит трагедия - умирает близкий человек. Организация похорон и встреча родных с других городов полностью ложится на меня. Директор декларирует свое понимание, даже выплачивает 3 тысячи в качестве поддержки, и говорит, что я могу спокойно взять столько отгулов, сколько мне понадобится. Т.к. смерть наступила в пятницу, а в выходные в морге, куда привезли тело, вскрытия не проводят, да еще и один из крематориев был закрыт на техобслуживание, процесс захоронения растянулся на неделю. Сразу после похорон получились поминки 9 дней. На десятый день я вышла на работу.

Вышла - и обалдела. На меня свалился такой поток брани, упреков в безответственности, что передать не возможно. Меня распекали несколько часов, что, пока я гуляла, он работал за меня, и "Вы вообще представляете, каково мне было?" Конечно, не представляю, я же так каждый день работаю. Но у директора случился прием "этодругина", он заявил, что нас невозможно сравнивать, я его подвела, у него на меня не хватает терпения и снова все по кругу. Тогда я ему сказала, что, раз я его не устраиваю, - пусть меня увольняет. Сама я после похорон оказалась в финансовой яме, поэтому план уйти здесь и сейчас немного отодвинулся, до нового года, до которого оставалось 3.5 месяца. Тем более, после праздников планировалась операция, а на нее нужны были деньги, которые ушли на похороны и билеты родным с другого конца страны.

В конце сентября директор взял на работу еще одну девочку. Казалось бы, мне должно было стать легче. Но стало тяжелее. Во-первых, обучение нового сотрудника тоже легло на мои плечи. Во-вторых, в руководителе обнаружилась еще склонность сталкивать подчиненных лбами: мне он говорил плохо о новой девочке, ей - обо мне. Я до сих пор не понимаю, в чем был смысл поддержания между нами негативного отношения друг к другу. Товарищ совершенно не понимал, что это не идет на пользу рабочему процессу. Но когда я об этом узнала, я напарнице сказала сразу: запоминай все, пока я здесь, я отсюда скоро уйду. Она пыталась рассказывать мне, что вещи надо воспринимать проще, относиться к чужим загонам со здоровым пофигизмом, но я уже отчетливо понимала, что имею дело не с причудами, а с душевным расстройством.

С появлением нового человека ко мне отношение стало просто скотским. При любых попытках советоваться, мне пеняли, что я - его заместитель, а не могу принимать никаких решений и совершенно не вовлечена в рабочий процесс. Если же я принимала какие-то решения - получала за то, что действую за его спиной, он тут директор и должен все знать. "Вы что, слишком умной себя почувствовали?" Однажды я не сдержалась и сказала ему, чтобы он разобрался в своих требованиях, потому что, что бы я ни делала - я делаю не так и выслушиваю его вопли. Напомнила ему, что меня брали на документационное обеспечение, финансы и кадры, и работать с клиентами вообще не входит в круг моих обязанностей. В ответ последовало опять бла-бла-бла, что он директор, ему виднее, ну и по знакомому кругу.

Разговор, однако, даром не прошел. Через несколько дней он объявил, что переводит меня с должности заместителя директора на должность менеджера, чтобы мой номинальный функционал соответствовал фактическому, и что об этом уже сделана запись в моей трудовой книжке. Без моего ведома. А на место заместителя из декрета выходит его жена (которая, кстати, на него потом так и не вышла, все провернули только на бумаге, чтобы меня понизить в должности). Тут я уже наплевала и на недостаток денег, и на предстоящую операцию, но, пока я писала заявление на увольнение, господин директор покинул офис. Как оказалось, покинул его на 2 месяца вперед. То есть, раз в несколько дней он появлялся, но всегда приходил уже с кем-то, забирал кассу проводил встречу - и с этим же кем-то уходил. За это время моя напарница уже тоже поняла, что что-то с этим человеком глубоко не так, и начала смазывать лыжи.

В ноябре он в офисе перестал появляться совсем. Общение свелось к тому, что утром ему отправляли "Доброе утро", вечером - кассовый отчет и отчет о проделанной работе. Стало легче, потому что на нас перестали беспрерывно орать. В начале ноября он попросил, чтобы я обеспечила напарнице доступ в его кабинет, чтобы в мои выходные она могла туда пускать уборщицу и по вечерам относить кассовые документы. "Как вариант, оставляйте свой ключ в сейфе", - сказал он. Но, подумав, что код от нашего сейфа знают многие наши коллеги, мы решили, что безопаснее будет сделать второй ключ. Оплатили его сами, его даже дергать не стали этой мелочью. Спустя неделю в двери его кабинета оказался новый замок. Оказалось, что "как вариант" - это было не как вариант, а обязательно к исполнению. Мы за его спиной изготовили второй ключ, это - предательство, попытка что-то у него украсть (что украсть, когда в кабинете - только мебель, сейф и документы, которые обычному человеку не упали вообще, да еще и весь офис камерами утыкан! Только у нас с напарницей на общем рабочем месте за спиной было три!!! камеры, по которым он за нами следил.)

В середине ноября постоянное отсутствие руководства на рабочем месте вылилось в кучу накопленных проблем и просадку по финансам. Сам себя он считал гением мысли, великим стратегом, по факту же он не имел ни малейшего понятия о планировании и бюджетировании. Как не имел понятия о служебной этике и организации рабочих процессов. Все сотрудники, по его мнению, постоянно косячили. Но "не косячить" в той рабочей схеме, которую он придумал, и которой страшно гордился, было просто невозможно изначально. Вместо того, чтобы прислушиваться к коллективу и отлаживать процессы, директор только бесился, психовал, сетовал, что ни на кого нельзя положиться, все хотят его подставить. И срывался на нас, на мастеров обучения и даже на клиентов. Клиентам для их лояльности он потом делал всякие скидки и поблажки, а виноваты были мы - довели, и из-за нас он теряет прибыль. Естественно, так долго продолжаться не могло. Начали уходить мастера, за ними уходили клиенты. Новые тоже толпами не шли, еще действовали ковид-ограничения. Из-за этого вся его работа на организацию заключалась в постоянном поиске денег, всего остального он касался только когда хотел на кого-то наорать. Так как он забил на посещение офиса - начались перебои с деньгами. Соответственно - задержки зарплаты. Схема, по которой зарплата выплачивалась, - даже не "серая", это гибрид ежа и суслика. Тут у нас с напарницей пригорело окончательно, и мы решили: как только он выдает нам деньги - сразу же получает заявление об увольнении. Хотя до нового года, когда мы хотели уйти, оставался еще месяц. При этом состояние его скатилось до такого плинтуса, что на нас орали уже и по телефону, причем орали так, что у нас появился физический страх подавать заявление на увольнение. Мы обе чувствовали, что человек уже не сможет контролировать себя и применит физическую силу. Он был откровенно в состоянии осеннего обострения. Коллега моя уже забыла свои же установки о философском отношении к чужим недостаткам, у нас была общая цель - свалить оттуда побыстрее и, по возможности, целыми.

В начале декабря заболела моя напарница. По его вине. Он не оплатил ей такси для поездки между офисами, и она перемерзла, пока ждала автобус на остановке. Она ушла на больничный, оставив на столе директора заявление на увольнение. Я ему об этом сообщила. Он появился в офисе... И началось такое, что я себе даже не могла представить в страшных снах. Припомнили все. С сотворения мира. Припомнили опять этот злосчастный ключ, пригрозив написать заявление в полицию. Обвинили в каких-то мухлежах с кассовыми отчетами (никакие доводы, что под тремя камерами это невозможно, в расчет не принимались). Обвинили в том, что я не в состоянии выполнять работу четверых человек так же качественно, как четыре человека... Я оказалась как Путин, который уже чуть ли не "Титаник" потопил по версии наших "западных партнеров". Под его вопли я писала заявление на увольнение, пользуясь его присутствием в офисе. Все это время он орал благим матом, и на вопрос, почему он так со мной разговаривает, он сказал: "Потому что я - директор!" - "Бывший!" - ответила я. В тот момент я собирала свои вещи и стояла в столовой с ножом в руках. По его виду я понимала, что только этот нож удерживает его от рукоприкладства. А мне надо было еще 2 недели отработать...

Так себе работа

885 постов2.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Не нарушать главные правила пикабу.

2. Запрещены посты не по теме.

3. Запрещено разжигание негатива к работодателю. Только конструктивная критика!

4. Будьте грамотны!