«Мы с приятелем вдвоём работали на…»: история гениального изобретения Рудольфа Дизеля
Если составить рейтинг самых упоминаемых фамилий, эта окажется если не в первой тройке, то в пятёрке — уж точно. В грамматике есть такое понятие, имя нарицательное. А тут — нарицательная фамилия. Даже частушки в советское время пели: «Мы с приятелем вдвоём работали на дизеле...» Другому германскому двигателисту, Николаусу Отто, так не повезло: Отто-моторами бензиновые четырёхтактные двигатели называют разве что старые немцы. А Дизель... остановитесь на любой заправке!
Рудольф Дизель (18.03.1858 — 29.09. 1913). Deutsche Fotothek
Германский патент DRP 67207 на «принцип действия и исполнение силовой машины внутреннего сгорания» Рудольф Дизель получил 23 февраля 1893 года. Самое больное воображение не могло представить этот мотор на автомобиле — первый образец весил 4,5 т. Его поставили на ход 17 февраля 1897 года, он выдал 20 л.с.. Расчёт показал КПД 26,2% против 20% у лучших моторов Отто. Всё дело в принципе работы, в воспламенении от сжатия. Дизель — наиболее эффективный из всех двигателей внутреннего сгорания. Из-за этого, кстати, дизельные автомобили «холодные», долго прогреваются зимой. Первый мотор Дизеля сегодня можно увидеть в старейшем политехническом музее ФРГ — Deutsches Museum в Мюнхене.
Первый двигатель Дизеля. Видны динамометр и гиря для замера крутящего момента на маховике. Архив MAN AG
Стационарные силовые установки — вот сфера применения первых дизелей. Лицензию у Дизеля купили многие, в том числе Эммануил Нобель, владелец крупного машиностроительного завода в Петербурге (теперь это «Русский дизель») и нефтяных промыслов в Баку. Инженер Густав Васильевич Тринклер усовершенствовал дизель, научив его потреблять сырую нефть — что, собственно, и требовалось Нобелю! И в 1903 году братья Нобели строят первый в мире теплоход «Вандал». Он использовался как танкер, ходил по Волге. Вслед за ним построили ещё два, «Сармат» и «Скиф». «Сармат» прослужил до 1923 года.
Судостроители быстро оценили преимущества нового мотора. Так получилось, что кораблю доведётся сыграть роковую роль в судьбе самого Дизеля: 29 сентября 1913 года он таинственным образом исчезнет с борта парохода «Дрезден», направлявшегося из Антверпена в Лондон. Было то убийство, самоубийство или несчастный случай — так и не установили. Конечно, пошли разговоры и о происках конкурентов, и о том, что германское правительство не желало уступать технологию врагам-англичанам... К этому времени в состав Кайзермарине уже принята первая в мире дизельная подводная лодка U-19. Могло быть и иначе: дизельный двигатель представлял угрозу для паровой Великобритании. Британская промышленность, энергетика, железные дороги, судовые компании потребляли огромное количество угля. Выходит, Дизель представлял угрозу интересам британских угледобытчиков! Правило: ищи, кому выгодно, никто не отменял.
Первый грузовой автомобиль с дизелем построила фирма MAN на заводе в Аугсбурге. Новинку показали на Берлинском автосалоне в январе 1924 года. Концерн Daimler-Benz AG всегда оспаривал первенство MAN. Архив MAN AG
Всё это, разумеется, лишь предположения. Спустя два дня после трагедии флиссингенские рыбаки выловили в устье Шельды тело хорошо одетого господина. Поднялся шторм, и суеверные рыболовы подумали, что лучше вернуть мрачный улов морю. Только сняли с пальцев господина кольца, позднее предъявленные сыну Рудольфа Дизеля. Он опознал в них кольца отца.
Изобретение Дизеля захватило мир. При этом, в годы Второй мировой войны германские танки всё же были карбюраторными, а не дизельными. Солярка требовалась подводным лодкам, а нацисты испытывали постоянную нехватку топлива. Бензин же можно было синтезировать из угольной пыли. В отличие от нефти, угля у Германии было предостаточно. В СССР дизелизация шла со скрипом: за всё время мы так и не научились делать хороших автомобильных дизелей, хотя на танке Т-34 стоял лучший дизель в мире, В-2. Переводить парк военных автомобилей на дизели СССР начал лишь после того, как этим занялся наш вероятный противник, США.
Первый советский грузовик с дизелем «ЯГАЗ-Дизель» построен на Ярославском государственном автозаводе №3 девятого ноября 1933 года. Его двигатель нёс имя собственное, Коджу — Коба Джугашвили. Кобой подельники по дореволюционным налётам звали И.В.Сталина
Интересно, что из посвящённых Рудольфу Дизелю почтовых марок можно собрать внушительную коллекцию. По большей части на марках изображают локомотивы. На 160-летие изобретателя отличились Мальдивы: поместили его портрет на фоне советского тепловоза ТЭП-80-002. Заслуженно: первый в мире тепловоз в 1924 году сконструировал Юрий Владимирович Ломоносов (строили немцы), а ТЭП-80-002 до сих пор удерживает рекорд скорости среди тепловозов, установленный 5 октября 1993 года — 271 км/ч.
Почтовый блок Мальдивской республики, посвящённый 160-летию Рудольфа Дизеля. Maldives Postage Stamps
Автомобильный рекорд принадлежит британскому болиду JCB Dieselmax — 563,418 км/ч. Установлен 23 августа 2006 года. В нулевые годы начался закат эры дизельных легковых автомобилей. Именно по ним нанесли первый удар те, кто вознамерился перечертить энергетическую карту мира. К этому времени дизель утратил важнейшее из преимуществ: выгодность. Год за годом солярка подбиралась, пока, наконец, в 2008-м не достигла цены бензина!
Kurtis Kraft Cummins Diesel Special — первый в мире гоночный автомобиль с турбодизелем, 1952 г. Левон «Фред» Агабашьян на гонках Инди-500 выиграл поул-позицию, показав рекордную среднюю скорость 138,01 мили в час (222 км/ч)
Окончательный приговор дизелю вынесли европейские электрические мракобесы: с 1 января 2025 года Гамбург первым из федеральных земель ФРГ запрещает эксплуатацию таксомоторов с двигателем внутреннего сгорания. Германские таксисты, как известно, главные поклонники дизеля в мире...
Автомобильное сообщество
26.8K постов48.5K подписчиков
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
У нас запрещено:
-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
У нас разрешено:
-Создавать интересный контент.
-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.