Моряки и шторм.

Меня часто спрашивают, как моряки переносят шторм. Постараюсь вам об этом рассказать, может даже интересно =) Все фото мои, не мои будут отмечены.

Моряки и шторм. Кораблятская жизнь, Шторм, Работа в море, Моряки, Море, Длиннопост

(небольшое рыболовное судно во время шторма)

Наверное, люди представляют как мужчины с суровыми лицами, под завывание ураганного ветра, крепят паруса. Судно, как щепку, бросает по волнам, снасти рвутся, и за всей этой картиной, борясь с тяжелым штурвалом и прищурив один глаз, наблюдает старый бородатый капитан, с трубкой в зубах, отдавая короткие, четкие указания грубым, басистым голосом, в идеально чистом кителе с капитанскими нашивками на рукавах и неизменной фуражке.) Как-то так (фото не мое) :

Моряки и шторм. Кораблятская жизнь, Шторм, Работа в море, Моряки, Море, Длиннопост

Однако, на больших судах все совсем не так. =(

С развитием и все большим числом технических средств на флоте, мы, молодые моряки, уже забываем как определять погоду по различным приметам, все более полагаясь на факсимильные карты погоды(в прочем, ими тоже редко где пользуются), программы, автоматически получающие обновления, и очень наглядно отображающие информацию и т. п.

Например, на моем судне установленна программа, дающая прогноз на 2 недели вперёд, причём на первые несколько дней он довольно точный. На большой карте видно маршрут судна, разбитый на отрезки по 3 часа, нажимаем кнопку "перемотки" вперед, и виртуальный кораблик скачет между точками, а данные о погоде динамически меняются. В любой точке открытого региона можно получить не только данные об атмосферном давлении и ветрах, но и о волненнии, течениях, температуры поверхности воды, наличии льда, и т. д. Все зависит от оплаченного пакета услуг.
Провайдер этой услуги даже предлагает более безопасный, либо более экономичный маршрут, если вдруг на нашем пути образуется сильный шторм.
Данные о маршруте судна посылает навигационный помощник капитана, перед началом перехода, так же, ежедневно, он отправляет репорт, в котором содержится позиция судна, его курс и скорость, так провайдер может корректировать картинку в нашей программе. Вроде все просто=) Скришот из программы прилагаю. Кругляшом выделена позиция судна. Видно участок карты, это регион, границы которого устанавливаем мы сами.

Моряки и шторм. Кораблятская жизнь, Шторм, Работа в море, Моряки, Море, Длиннопост

Таким образом, моряки могут узнать о приближении плохой погоды очень очень заранее. Соответственно есть значительный запас времени и на побездельничать, и на подготовку судна к шторму, и на более грамотное планирование работ. Например пока погода хорошая, матросов отправят отчаянно долбить ржавчину на палубе и заниматься покраской, электромеханик побежит менять лампы наружного освещения, 3й помощник проверит спасательные круги и шлюпки.)

Грамотный капитан и старпом заранее перед штормом делают объявление, об ожидаемом ухудшении погоды, возможной сильной качке, с указанием всем членам экипажа проверить и закрепить все по своему заведованию. Еще более грамотное начальство лично проверит основные проблемные места, чтобы все действительно было закреплено как надо, и не нанесло ущерб судну или, не дай бог, людям.
Такого начальства, к сожалению, мало, все отдается на откуп экипажу. В итоге, после шторма выясняется, что ленивая буфетчица забыла убрать тарелки, и половина из них разбилась, у неопытного 3го помощника упал, и от постоянных ударов, сработал огнетушитель, в спорт зале тренажером раздолбало одну из переборок, кому-то хватило ума закинуть вещи в стиральную машинку во время сильной качки, и она сломалась, и т. д. и т. п.

Естественно, начальство будет винить и ругать всех, кроме самого себя, хотя это обязанность капитана и старпома - убедиться что судно готово к шторму.

И вот - началось! Сильный ветер поднимает высокие волны, их гребни рассыпаются на мелкие капли, белой паутиной тянущися над поверхностью моря. Судно переваливается с борта на борт, все трещит, скрипит, катается внутри ящиков.

Моряки и шторм. Кораблятская жизнь, Шторм, Работа в море, Моряки, Море, Длиннопост
Моряки и шторм. Кораблятская жизнь, Шторм, Работа в море, Моряки, Море, Длиннопост

Так как навигационный мостик является самой высокой палубой судна (хотя нет, сейчас набегут мои противные коллеги, и уличат меня во вранье, ведь выше палубы мостика есть Monkey deck, либо они работают на таком судне, где выше мостика есть другие палубы, а значит так сконструированы все пароходы!). В общем на мостике качает сильнее всего. Стоять на вахте некомфортно, ведь надо контролировать не только равновесие своего бренного тела, но и навигационную обстановку вокруг. Если судно идет в океане, то проблем нет - другие пароходы встречаются редко, всегда можно сильно отвернуть в нужную сторону и спокойно разойтись. В районах с насыщенным трафиком, с кучей отмелей и всяких навигационных опасностей немного тяжелее, так как судно сильно рыскает (нос постоянно уходит то влево, то вправо), курс на гирокомпасе скачет туда сюда, расходиться с коллегами по несчастью на маленьком расстоянии может быть очень рискованно, но, порой, альтернатив просто нет. За 4 часа вахты в таких районах чувствуешь себя измотанным, хочется скорее уйти в каюту, плюхнуться в кровать и переключить мозг на что-то другое.

Однако, если работа закончилась, никто не говорит, что уставший моряк может отдохнуть!

Если качка сильная, то лежа в кровати удержаться в одной позе - тот еще вызов! Будешь вертеться как сосиска на гриле.) Правда есть маленький секрет - я всегда стараюсь распластаться, лежа на животе, поджав одну ногу к груди, вторую выставив в сторону, а обе руки положив под подушку, выставив локти в сторону. Если при этом лечь по диагонали, уткнувшись головой между переборками каюты, то можно спать как младенец!) По крайней мере по кровати не бросает.)

Но не у всех это получается, некоторые даже вываливаются с кровати!

Для таких товарищей в каждой каюте стоит диван. Нет нет, это не элемент роскоши, а жизненная необходимость.
На судах принято ставить кровати так, что вы спите головой вперёд, по движению судна, диваны же стоят перпендикулярно, чтобы в случае сильной бортовой качки (которая бывает не так часто) моряки могли переползти на них. Диваны короткие, узкие, и безумно неудобные, но по другому, порой, не отдохнуть.

Кому интересны фотки кают - ищите мои прошлые посты, там они будут. =) с телефона очень неудобно давать ссылки, да и лень.

Некоторые бросают матрас на палубу каюты и пытаются спать так. Однажды такой матрос жахнулся головой о переборку во сне, так как матрас поехал вместе с ним=)

А что насчет еды?

Где-то когда-то читал, что в море принято стелить влажные полотенца на столы, типа это помогает тарелкам не скользить по столам. Не знаю, не видел. Тарелки и подносы с едой всегда ставят на отдельный шкаф, на специальную, антискользящую подстилку, чтобы они не упали в ожидании голодных членов экипажа, а потом мы аккуратно ставим их на стол и кушаем, придерживая руками. Естественно полную, с горкой, тарелку супа или стакан компота не нальешь, приходится кушать по чуть чуть.)

Во время шторма бортовые наружные двери, которые, кстати, не пропускают воду (watertight), в жилые помещения закрываются и блокируются. Обычно, оставляют незаблокированным только один выход, на случай аварийной ситуации, плюс всегда незаблокированы двери, ведущие в надстройку с кормы на верхних палубах - на больших пароходах вода туда не попадает, а если попадет, то судну уже настал кабздец).
Выход на палубу только с разрешения вахтенного помощника капитана, обязательно с рацией, и под внимательным наблюдением с мостика - вдруг человека смоет за борт, и никто не увидит.

На нормальных судах вдоль палубы идет специальная дорожка (Cat walk) , огороженная леерами, снабженная специальными укрытиями - движение в ее пределах сильно уменьшает шансы моряка быть смытым в море даже большой волной. Грамотный моряк, который хочет жить, обязательно натянет на себя Safety Harness - специальную страховочную сбрую, которую можно пристегивать к разным трубам.
Там, где Cat Walk отсутствует - натягивают крепкий конец, к которому люди крепят свой харнес.
Тем не менее людей отправляют на палубу только в случае крайней нужды.

На фото ниже, этот самый Cat Walk обведен голубым цветом. По краям палубы видно белые леера. Они огораживают палубу, чтобы человек случайно не шагнул за борт, а так же, являются последней надеждой на спасение, если его смывает за борт. Леерное ограждение есть везде - по краю палубы, на различных высоких площадках, на трапах, и т.д. Опять же, на фото его видно в разных местах.

Моряки и шторм. Кораблятская жизнь, Шторм, Работа в море, Моряки, Море, Длиннопост

Вот такие дела, господа, надеюсь было интересно и познавательно. Пошел я спать перед следующей вахтой.)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
120
Автор поста оценил этот комментарий

Всю жизнь работаю на буксирах, они конкретные неваляшки, качает почти постоянно. Самая жопа где работал это ЮАР, южнее Кейптауна, ещё в хреновый сезон : май, июнь, июль. Волна 6 метров ежедневно. От ударов волн и последующей вибрации обвалился подволок с лампами на мосту.

раскрыть ветку (54)
85
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Рассказывали историю. Взяли новый контейнер у китайцев, попали в пиздячку через пару месяцев, пошел чиф на толчок, сделал дела, открывает дверь, а перед ним переборка. Начал кричать, стучать, оказалось что душевая была прихвачена в нескольких местах и толком не держалась, от пиздячки ее в переборку кинуло и застряла.

раскрыть ветку (24)
239
Автор поста оценил этот комментарий

тут что-то на эльфийском, поясните пожалуйста)

раскрыть ветку (21)
158
Автор поста оценил этот комментарий
Приняли новый контенеровоз от китайцев. Через лва месяца плаваний попали в сильный шторм. Офицер машинного отделения оиправился в туалет, а когда попытался выйти, обнаружил что выход заблокирован переборкой - стенкой, отделяющей отсек от отсека. Как окащалось, пока он там сидел и качался вместе с кораблем, плохозакрепленная кабина туалета вылетела из креплений и заперла его внутри.
Что немного странно, разве что туалет изначально был типа биотуалета, а не обычного...
раскрыть ветку (20)
50
Автор поста оценил этот комментарий
Чиф - это старпом ;)
раскрыть ветку (14)
19
Автор поста оценил этот комментарий
У нас так машинного называли, видимо на американский манер.
раскрыть ветку (13)
36
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, если более точно, то на судне есть Chief Officer, Chief Engineer, Chief Cook ;)
Но просто чифом принято называть старпома.
раскрыть ветку (11)
10
Автор поста оценил этот комментарий
У нас всех этих не было. Единственный чиф - машинный, к нему все так обращались, от свежеприбывших на корабль до капитана.
Но спасибо за уточнения!
раскрыть ветку (8)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Капитан - мастер, дядя

Старший помощник капитана - чиф

Старший механик - дед

Второй помощниц и механик - секонд

Третий помощник и механик - сёрт (блин не знаю как это передать на письме, но третий на английском)

раскрыть ветку (7)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Четвертый мех- король воды, говна и пара..

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

И все реже и реже можно увидеть четвертого механика на судне. Автоматизация.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

арррррр!

Автор поста оценил этот комментарий
У нас старпом - 1st officer.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Ошибся. Старпом - это Staff Capitan
15
Автор поста оценил этот комментарий
Ловите американса!
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Что немного странно, разве что туалет изначально был типа биотуалета, а не обычного...

Обычно туалет в каюте лепят из металопрофиля (нашел фотку из интернета максимально похожую) и приваривают к палубе и подволоку.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Не, я о другом. Кроме кабинки у туалета же есть еще система подачи воды и отвода отходов. Мне сложно представить чтобы кабинка сорвалась с крепежа, а при этом трубы бы остались целыми. Хотя, если там были гибкие шланги до магистрали, и их оторвало именно в месте крепления... Тогда это было бы незаметно...
раскрыть ветку (3)
8
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ааа, ты про это. Там обычно все внутри, если даже в нормальное время срывает шланг с подвода воды, то обычно это обнаруживаем когда уже будет из всех щелей течь или по шуму воды (ну или кто-то спалит что насос на гидрофоре воду нонстопом гоняет). Самая долгая на моей памяти была утечка была у повара в каюте, он утром как из каюты сьебал так до обеда и хуячила вода.

раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Я как то деда с мастером затопил. Ночью часа в 3 просыпаюсь от стука в дверь, стоит мастер в трусах и дед, говорят что я их затопил. Я ни хрена понять не могу, как так, мы же на одной палубе живем. Включаю свет, а в носу каюты вода. Дифферент на нос был, в порту стояли. В туалет заглянул, а там шланг на раковине лопнул, а шпигат был такой конструкции с крышкой которая почти всё перекрывала. Это ещё повезло что дед не спал, в телефон залипал и у него зарядка на телефоне кончилась и с кровати в лужу встал.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Гнали яхту железку 24 метра. Спустился в трюм носовой за жрачкой. Через переборку увидел в среднем отсеке воду. Примерно два метра... Очко сжалось, макнул руку, лизнул- пресная. Оказалось, что подводку к унитазу сорвало, два опреснителя по 250 л/ч работали и никто не заметил убыли в водяных танках.
5
Автор поста оценил этот комментарий
Не, ну то, то что душевая была прихвачена в нескольких местах - это я понял. Ну и пиздячка знатная была.
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за пиздячку)
Автор поста оценил этот комментарий
Тоже на буксире работаю. Стояли в дрейфе у Сокотры, ветер 0, только накат. Клало с борта на борт до 38°.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Капитан, наверное, заранее не проверил)
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку