Любую критику нужно воспринимать как повод подумать: что не так?
Американский писатель Нил Гейман в своём эссе «Мой символ веры» писал: «Я верю, что идея не обязана быть правильной, чтобы иметь право на существование».
Я с этим согласен.
И всё-таки некоторые идеи выдаются за аксиомы, несмотря на то, что могут навредить человеку. Я считаю, что их нужно знать в лицо.
В этой рубрике я рассказываю о популярных идеях, которые не так однозначно полезны, если их проверить.
Сегодня речь пойдёт о следующем утверждении:
«Любую критику надо воспринимать как повод подумать "что не так?"»
В этой фразе у меня претензии только к одному слову – «любую».
Если вы будете реагировать на любую критику в своё адрес, вы скорее сойдёте с ума, чем изменитесь в лучшую сторону. Вокруг полно людей, которые критикуют, чтобы самоутвердиться или получить диплом диванного критика. Тут скорее нужно понять, что с ними не так.
Есть один способ, который помогает вычленить из разноголосия критических замечаний ценные. Им я и хочу поделиться.
Когда я читал студентам курс о жизненном цикле компании, то мы обязательно обсуждали этап под названием «младенчество». Это когда ты уже создал бизнес, но отрасль для тебя новая и ты не особо понимаешь, как развивать продукт. На этом этапе важно собирать отзывы первых клиентов и постепенно вносить улучшения.
Мы рассматривали простой пример – кофейню, куда после недели открытия посыпались комментарии от публики типа «слишком горький кофе», «слишком сладкий кофе», «где мой любимый что-то там -чино?» и т. д.
Здесь я задавал студентам вопрос:
«Как понять, на какие отзывы реагировать?»
Если реагировать на всё, можно потратить слишком много ресурсов, особенно на ранних этапах. Если совсем не реагировать, будешь терять клиентов.
Решение простое – следить за частотой комментариев. Если одна барышня жить не может без фраппе, вы почти ничего не потеряете, если не добавите его в меню. А вот если уже сотый покупатель сказал, что в кружке попадаются чьи-то волосы, определённо стоит что-то предпринять.
Этот принцип работает и в отношении критики.
Всегда будут недовольные вонючки, которым не нравится, что вы говорите, думаете или носите. Оставьте их (ну или пристрелите). Невозможно воспринимать критику от таких людей с мыслью, что в вас что-то не так, потому что они как раз думают, что не так всё.
В связи с этим два совета.
Первый, о котором я уже писал, – слушайте критику только от тех, кто о вас заботится, и от профессионалов. Первые дадут обратную связь и предложат помощь, а вторые просто знают, о чём говорят.
Второй – старайтесь следить за частотой недовольных криков. Из самых частых можно вынести ценный урок. Не всегда. Но можно.
Вы потратили 5 минут на текст, где я пытался донести простую мысль: «Ты не борщик со сметанкой, чтобы всем нравиться». Простите, что не сказал сразу. И спасибо, что дочитали до конца.
Критикуйте здраво!
Психология | Psychology
21.8K постов59.9K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.