Летающий "монстр" от "Hiller Aircraft", зачем нужен был этот гигант?

Летающий "монстр" от "Hiller Aircraft", зачем нужен был этот гигант? История авиации, Авиация, Космонавтика, Вертолет, Полет, Вертолетчики, Ракета-носитель, Многоразовая ракета, Лунная программа, Аполлон, NASA, Космос, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Видео, Длиннопост, Летающий кран

"Rotary Wing System for Booster Recovery" - 3D - модель, автор: Tim Samedov.

В своё время, в начале 60-х годов прошлого столетия, компания "Hiller" работала над концептом летающего крана с реактивным приводом несущего винта. Продать этот проект армии у компании не получилось, но в 1965 году снова вспомнили о проекте и "достав его с пыльных полок" - компанию "Hiller" посетили надежды на реализацию давней мечты создания вертолёта-гиганта! Заинтересовалось проектом - космическое агентство "NASA", а заинтересованность заключалось в следующем: агентство в поисках вариантов спасения отработанных ракетных ступеней системы Saturn V в рамках лунного проекта Apollon. При этом вертолёт (впрочем эту "штуку" не называли "вертолётом", всегда ссылаясь на нее как "Rotary Wing System for Booster Recovery") должен был перехватить ступень в её "родной стихии", т.е. в воздухе. Смысл был в том, что данный проект помог бы сэкономить финансовые расходы на постройку новых ступеней, и помог бы использовать повторно отработанные ступени ракеты-носителя.

Летающий "монстр" от "Hiller Aircraft", зачем нужен был этот гигант? История авиации, Авиация, Космонавтика, Вертолет, Полет, Вертолетчики, Ракета-носитель, Многоразовая ракета, Лунная программа, Аполлон, NASA, Космос, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Видео, Длиннопост, Летающий кран

Рисунок художника компании "Hiller". (из открытых источников).

Предлагаемый летательный аппарат от "Hiller" должен был иметь трехлопастной несущий винт - диаметром аж в 120 метров! На законцовке каждой лопасти должно было располагаться по два реактивных двигателя - итого в общем шесть двигателей, и плюс седьмой в хвостовой части для привода рулевого винта. Частота вращения несущего винта в 60 оборотов в минуту кажется чертовски медленной по вертолётным стандартам, но учитывая длину лопастей, их законцовки приближаются к скорости звука. Это был бы не только очень большой, но и очень шумный проект!

Летающий "монстр" от "Hiller Aircraft", зачем нужен был этот гигант? История авиации, Авиация, Космонавтика, Вертолет, Полет, Вертолетчики, Ракета-носитель, Многоразовая ракета, Лунная программа, Аполлон, NASA, Космос, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Видео, Длиннопост, Летающий кран

Модель системы сейчас находится в музее компании "Hiller" на 101 шоссе в Пало Альто (США).

Так же аппарат мог быть использован в качестве летающего крана или для транспортировки элементов ракеты-носителя.

Летающий "монстр" от "Hiller Aircraft", зачем нужен был этот гигант? История авиации, Авиация, Космонавтика, Вертолет, Полет, Вертолетчики, Ракета-носитель, Многоразовая ракета, Лунная программа, Аполлон, NASA, Космос, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Видео, Длиннопост, Летающий кран

"Rotary Wing System for Booster Recovery" - 3D - модель, автор: Tim Samedov.

По замыслу проектировщиков и космического агентства "NASA": вертолёт должен был взлететь с площадки возле космодрома или иной подходящей базы с полностью заправленными внутренними баками и дополнительными подвесными, выйти в район падения отработанных ступеней и "барражировать" там до 6 часов на высоте от 4500 до 6000 метров.

Летающий "монстр" от "Hiller Aircraft", зачем нужен был этот гигант? История авиации, Авиация, Космонавтика, Вертолет, Полет, Вертолетчики, Ракета-носитель, Многоразовая ракета, Лунная программа, Аполлон, NASA, Космос, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Видео, Длиннопост, Летающий кран

Схема перехвата отработанной ступени системы Saturn V.

После обнаружения спускающейся ракетной ступени - вертолёт должен был перехватить её на высоте около 3000 метров. Для отработанных ракетных ступеней системы Saturn V предлагалась парашютная система, которая обеспечивала планирующий спуск с качеством больше "1" - то есть горизонтальная скорость должна быть выше вертикальной. Вертолёт должен был сравнять свою горизонтальную и вертикальную скорость с скоростью ступени и как бы "притереться" к траектории снижения ракеты, после чего подхватить парашют специальным крюком и выравнивая траекторию постепенно перевести на него вес ракетной ступени. Купол парашюта складывается и полезная нагрузка оказалась бы подвешенной в 215 метрах ниже вертолёта.

Дальше вертолёт потихоньку втягивает подвесную систему, поворачивает ступень в горизонтальное положение и фиксирует под фюзеляжем, после чего транспортирует в место старта или иную точку назначения на земле. С учётом расстояния в 650-750 километров от точки старта до места перехвата ступени, это тоже превращается в сложную задачу. Сколько для этого надо топлива? Как парировать ветровые нагрузки? - всё же парусность первой ступени ракеты "Сатурн" изрядна. Более вероятен вариант посадки вертолёта на судно, дежурящее в районе перехвата - нечто вроде баржи или авианосца. Это будет габаритный корабль... но в этой концепции не было ничего маленького!

Летающий "монстр" от "Hiller Aircraft", зачем нужен был этот гигант? История авиации, Авиация, Космонавтика, Вертолет, Полет, Вертолетчики, Ракета-носитель, Многоразовая ракета, Лунная программа, Аполлон, NASA, Космос, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Видео, Длиннопост, Летающий кран

"Rotary Wing System for Booster Recovery" - 3D - модель, автор: Tim Samedov.

Стоимость разработки была фантастической, но ступени Saturn V тоже не отличались дешевизной - предполагалось что после пары запусков система окупит себя. К тому моменту бюджет "NASA" составлял почти 5% федерального бюджета (в 10 раз больше чем в наши дни) и казалось, что США может позволить себе и такую "фантастику на грани безумия или за гранью разумного"! Но денег компании "Hiller" так и не дали. Со временем бюджет "NASA" сократили, при этом у космического агентства были свои пожиратели денег вроде строительства стартовых комплексов на мысе Канаверал, а позже в фокусе внимания оказались многоразовые космические корабли.

Модель системы сейчас находится в музее компании "Hiller" на 101 шоссе в Пало Альто (США), демонстрируя большое амбициозное воображение производителя маленьких вертолётов!

источник: https://dzen.ru/a/ZkCDwlWqUTt2VWar?share_to=link

ВерТолёТоМаниЯ

56 постов24 подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу