Летающие ножницы Рутана

Летающие ножницы Рутана Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Эксперимент, Видео, YouTube, Длиннопост

Единственный самолет с цельноповоротным в полете крылом.

Также называемое крылом-ножницами, оно было ответвлением концепции крыла изменяемой стреловидности, впервые исследованной на Bell X-5 (который в свою очередь являлся развитием проекта Messerschmitt Me P.1101 времен ВОВ) в начале 1950-х годов. Крылья изменяемой стреловидности позволяют самолету использовать преимущества подъемной силы и управляемости прямого крыла на малых скоростях при взлете и посадке, а также уменьшенное лобовое сопротивление и лучшую эффективность стреловидных крыльев на высоких и крейсерских скоростях.

Летающие ножницы Рутана Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Эксперимент, Видео, YouTube, Длиннопост

Bell x5

Летающие ножницы Рутана Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Эксперимент, Видео, YouTube, Длиннопост

P1101

Главный недостаток схемы - сложный и тяжелый механизм поворота. Если же поворачивать крыло целиком, то механизм упростится вдвое.

Первым известным проектом был Blohm & Voss P.202, предложенный Ричардом Фогтом в 1942 году. На высоких скоростях, как дозвуковых, так и сверхзвуковых, крыло будет поворачиваться под углом до 60 градусов к фюзеляжу самолета для улучшения скоростных характеристик. Исследования показали, что эти углы уменьшат аэродинамическое сопротивление, позволяя увеличить скорость и увеличить дальность полета при том же расходе топлива. На более низких скоростях, во время взлета и посадки, крыло будет располагаться перпендикулярно фюзеляжу, как обычное крыло, чтобы обеспечить максимальную подъемную силу и управляемость.

Первый летающий образец - беспилотный и безымянный Oblique Wing Research Aircraft (Исследовательский самолет с косым крылом). Первый полет в 1976 году.

Летающие ножницы Рутана Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Эксперимент, Видео, YouTube, Длиннопост

Oblique Wing Research Aircraft

Первым же пилотируемым самолетом стал AD-1, разработанный Бертом Рутаном. Первый полет совершил 21 декабря 1979 года. Самолет был максимально простым и дешевым. На всю работу ушло 9 месяцев. За изготовление отвечала компания Ames Industrial. Бюджет проекта составил всего $240 тысяч. AD-1 был оснащен двумя небольшими турбореактивными двигателями Microturbo TRS18-046 и отличился минимальными габаритами. Его длина составила 10 м, размах крыльев – 9,8 м. Привод крыла был электромеханическим. Максимальный поворот крыла осуществлялся до угла 60 градусов. Каждый полет испытатели увеличивали угол поворота на 1 градус. Максимальной отметки достигли только в 1981.

Испытания показали, что на малых скоростях самолет послушен и приятен в управлении. Но при угле 50 градусов,самолетом становилось трудно управлять из-за недостаточной устойчивости. Обычно это происходило во время маневрирования с полностью стреловидным крылом. Одной из причин, но не единственной, была недостаточно жесткая конструкция.

Самолет не получил продолжения как и вся концепция крыла изменяемой стреловидности. Сейчас находится в музее

Источники

https://www.nasa.gov/reference/ad-1/

https://en.wikipedia.org/wiki/NASA_AD-1

https://www.ixbt.com/live/offtopic/asimmetriya-v-dele-ad-1-k...

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу