Летающие лаборатории Сикорского: S-61A "Rotorprop" и S-61F "Compound"

21 мая 1965 года состоялся первый полёт экспериментального винтокрыла - летающей лаборатории Sikorsky S-61F.

Летающие лаборатории Сикорского: S-61A "Rotorprop" и S-61F "Compound" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Вертолетчики, США, Сикорский, Наука и техника, Военная техника, Военная авиация, Военная история, Эксперимент, Первый полет, Яндекс Дзен (ссылка), Лётные испытания, Длиннопост

Экспериментальный винтокрыл Sikorsky S-61F, 1965 г.

Немного предыстории: В середине 60х годов в Армии США возникла потребность в высокоскоростном ударном вертолёте. Программу его создания назвали "Advanced Aerial Fire Support System" или AAFSS. Новая машина должна была заменить Bell UH-1, основную "рабочую лошадку" времён Вьетнамской войны. В требования к машине закладывалась скорость в 260 узлов, в то время как ударная модификация UH-1 не дотягивала и до 100 узлов.

На конкурс подали предложения много компаний, для детальной проработки были выбраны две: Lockheed и Sikorsky. Предложение Lockheed известно под индексом CL-840 (ряд источников приводит индекс Lockheed XH-51A Rigid Rotor), а далее более известный, как AH-56 Cheyenne.

Летающие лаборатории Сикорского: S-61A "Rotorprop" и S-61F "Compound" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Вертолетчики, США, Сикорский, Наука и техника, Военная техника, Военная авиация, Военная история, Эксперимент, Первый полет, Яндекс Дзен (ссылка), Лётные испытания, Длиннопост

Схематический рисунок S-66, автор Энди Уайт.

Машина Сикорского: S-66. Не останавливаясь детально (цель публикации несколько иная) сообщу, что победил проект Lockheed, и была начата постройка, а далее и испытания AH-56 Cheyenne. Однако в силу сложности и дороговизны первого, в конце 60-х предпочтение опять получил Сикорский, и был построен Sikorsky S-67 Blackhawk (первый с таким именем). Но после катастрофы последнего в Фарнборо программа совсем была закрыта. Когда-нибудь в ближайшее время обещаю подробно описать и первое предложение Сикорского, и машину Локхида и вторую попытку Сикорского.

Но в этой "коротенькой статейке", хочу рассказать о двух летающих лабораториях, которые были построены и испытаны компанией Сикорского, в ходе работы над проектом S-66. Итак:

Летающие лаборатории Сикорского: S-61A "Rotorprop" и S-61F "Compound" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Вертолетчики, США, Сикорский, Наука и техника, Военная техника, Военная авиация, Военная история, Эксперимент, Первый полет, Яндекс Дзен (ссылка), Лётные испытания, Длиннопост

Летающая лаборатория S-61A "Rotorprop"

На ранних стадиях Сикорский рассматривал идею конвертоплана с поворотными винтами или крылом, но позже отказался от неё в пользу винтокрыла, как более простой машины с меньшим весом конструкции и низшей степенью технического риска.

Летающие лаборатории Сикорского: S-61A "Rotorprop" и S-61F "Compound" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Вертолетчики, США, Сикорский, Наука и техника, Военная техника, Военная авиация, Военная история, Эксперимент, Первый полет, Яндекс Дзен (ссылка), Лётные испытания, Длиннопост

Проект винтокрыла Sikorsky S-66 - отображение модели в режиме пропеллера.

Летающие лаборатории Сикорского: S-61A "Rotorprop" и S-61F "Compound" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Вертолетчики, США, Сикорский, Наука и техника, Военная техника, Военная авиация, Военная история, Эксперимент, Первый полет, Яндекс Дзен (ссылка), Лётные испытания, Длиннопост

Проект винтокрыла Sikorsky S-66 - отображение модели в режиме рулевого винта

Уникальным решением в проекте S-66 было использование поворотного винта ( как это видно на фото выше), который мог становиться в положение рулевого винта, или после поворота на 90 градусов превращаться в толкающий пропеллер. Концепция получила название "Rotorprop".

Летающие лаборатории Сикорского: S-61A "Rotorprop" и S-61F "Compound" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Вертолетчики, США, Сикорский, Наука и техника, Военная техника, Военная авиация, Военная история, Эксперимент, Первый полет, Яндекс Дзен (ссылка), Лётные испытания, Длиннопост

Летающая лаборатория S-61A "Rotorprop"

Была построена летающая лаборатория на базе принадлежащего компании Sikorsky S-61A. Он использовал штатный рулевой винт, но на поворотном подвесе, который обеспечивал поворот за 3 секунды. Управлять поворотом винта мог как пилот, так и автоматика с ростом скорости полёта. Крейсерская скорость 370 км/час и максимальная 460 км/час, но не совсем ясно - они показаны в ходе испытаний на летающей лаборатории или расчётные для проекта S-66.

Летающие лаборатории Сикорского: S-61A "Rotorprop" и S-61F "Compound" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Вертолетчики, США, Сикорский, Наука и техника, Военная техника, Военная авиация, Военная история, Эксперимент, Первый полет, Яндекс Дзен (ссылка), Лётные испытания, Длиннопост

Экспериментальный винтокрыл Sikorsky S-61F, 1965 г.

Вторая примечательная летающая лаборатория, тоже на базе Sikorsky S-61, уже модификации S-61F (эта машина начала свою жизнь как Navy HSS-2 (SH-3A), BuNo 148033). В этом варианте вертолёт был переоборудован в винтокрыл, который отличался улучшенными обводами фюзеляжа, имел верхне-расположенное крыло размахом 9,75 м и два ТРД Pratt 8 Whitney J60-P-2 (ряд источников приводит маркировку J69) с тягой по 1315 кг в гондолах по бокам фюзеляжа в дополнение к двум ГТД General Electric T58-GE-8B, которые приводили несущий и рулевой винты.

Летающие лаборатории Сикорского: S-61A "Rotorprop" и S-61F "Compound" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Вертолетчики, США, Сикорский, Наука и техника, Военная техника, Военная авиация, Военная история, Эксперимент, Первый полет, Яндекс Дзен (ссылка), Лётные испытания, Длиннопост

Экспериментальный винтокрыл Sikorsky S-61F, 1965 г.

Свой первый полёт этот второй экземпляр винтокрыла состоялся в 21 мая 1965 года. Во время лётных испытаний в июле 1965 года на винтокрыле S-61F была достигнута максимальная скорость 390 км/ч, превышающая рекорд скорости 356,3 км/ч советского винтокрыла Ка-22, но не зарегистрированная в качестве нового мирового рекорда. Лётные испытания S-61F проводили известные лётчики-испытатели фирмы "Сикорский" Байрон Грэхэм и Курт Каннон.

Летающие лаборатории Сикорского: S-61A "Rotorprop" и S-61F "Compound" История авиации, Авиация, Вертолет, Полет, Вертолетчики, США, Сикорский, Наука и техника, Военная техника, Военная авиация, Военная история, Эксперимент, Первый полет, Яндекс Дзен (ссылка), Лётные испытания, Длиннопост

Экспериментальный винтокрыл Sikorsky S-61F, 1965 г.

Компания Sikorsky была уверена в своей конструкции и продолжала успешные испытания, и была одновременно удивлена и разочарована в ноябре 1965 года, когда армия выбрала конструкцию Lockheed для перехода на этап лётной разработки прототипа перед получением контракта на производство.

На этом проекты были свёрнуты, но полученный большой опыт и наработки применились в будущем успешном проекте - системой тактических транспортных вертолётов общего назначения, которая стала началом длинной линейки Black Hawk/Seahawk.

источник: https://dzen.ru/id/62d95e14fc3e3a7e8ea9cc6c?share_to=link

ВерТолёТоМаниЯ

63 поста35 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу