"Летающая ванна" Стэнли Хиллера

"Летающая ванна" Стэнли Хиллера История авиации, Авиация, Вертолет, Техника, Двигатель, Полет, Вертолетчики, Гражданская авиация, Пилот, США, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Авиатор, Видео, Длиннопост

лёгкий вертолёт Hiller XH-44 в музее авиации Хиллера. Фото из открытых источников.

Американскую компанию Hiller Helicopters, начавшую серийное производство вертолётов, основал блестящий и проницательный юноша Стэнли Хиллер-младший. Его выдающийся талант к бизнесу и изобретательность вскоре привели к созданию малоизвестного летательного аппарата, о котором пойдёт речь в этой статье. 17-летний Стенли Хиллер начал работать над своим первым вертолётом в декабре 1942 года.

"Летающая ванна" Стэнли Хиллера История авиации, Авиация, Вертолет, Техника, Двигатель, Полет, Вертолетчики, Гражданская авиация, Пилот, США, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Авиатор, Видео, Длиннопост

Во время первого полёта первого вертолёта, который он построил в 1944 году, Стэнли Хиллер прилетел на Мемориальный стадион Калифорнийского университета в Беркли. Фото из личного архива Стэнли Хиллера.

А 14 мая 1944 года этот вертолёт, названный XH-44, что буквально означало "экспериментальный вертолёт Хиллера 1944 года", совершил свой первый полёт на стадионе Калифорнийского университета. Этот двухвинтовой винтокрылый летательный аппарат соосной схемы был уникальным среди американских разработок того времени, и, хотя он никогда не производился серийно, он выполнил свою задачу, сделав Hiller Helicopters достойным конкурентом, в то время, на зарождающемся рынке вертолётов.

"Летающая ванна" Стэнли Хиллера История авиации, Авиация, Вертолет, Техника, Двигатель, Полет, Вертолетчики, Гражданская авиация, Пилот, США, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Авиатор, Видео, Длиннопост

легкий вертолет Hiller XH-44 в музее авиации: National air and space museum, Steven f udvar-hazy center,2018 год, автор фото: igor113

Интерес Хиллера к вертолётам проявился в 1941 году, когда ему было шестнадцать лет. Он уже руководил успешным предприятием по производству моделей гоночных автомобилей с бензиновым двигателем. Когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, Хиллер переоборудовал свою производственную линию на выпуск иллюминаторов для транспортных самолётов Douglas C-47 Dakota, но при этом параллельно продолжал своё хобби - конструирование вертолёта. К 1942 году он достаточно далеко продвинулся в своих увлечениях конструкции своих вертолётов, чтобы основать новую компанию Hiller Aircraft и начать строительство того, что впоследствии стало известно, как XH-44. Хиллер и его небольшая группа опытных инженеров и мастеров завершили изготовление первых компонентов для небольшого вертолёта из стальных труб и тканевого покрытия к декабрю 1942 года. Как и при строительстве PV-2 Фрэнка Пясецкого (см. коллекцию NASM), финансовые ресурсы, а также нехватка и ограничения военного времени означали, что персоналу компании приходилось добывать или производить почти все компоненты самостоятельно. Хиллер также выбрал для X-44, тот же двигатель Франклина мощностью 90 л.с., который Пясецкий использовал на своём "летающем банане" - вертолёте PV-2. К сожалению, двигатель не был коммерчески доступен, и Хиллеру пришлось отстаивать своё дело в нескольких правительственных учреждениях, прежде чем один из них был ему предоставлен. Двигатель был установлен в конце 1943 года, и сразу начались лётные испытания.

"Летающая ванна" Стэнли Хиллера История авиации, Авиация, Вертолет, Техника, Двигатель, Полет, Вертолетчики, Гражданская авиация, Пилот, США, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Авиатор, Видео, Длиннопост

Лётные испытания начинались очень медленно, с ползаний по земле. Дело в том, что лётчиком-испытателем выступил сам Стенли Хиллер, который не имел вообще никакого лётного опыта. Но он сам себя научил потихоньку летать. Учились с помощью привязи, но и тут дело не обходилось без происшествий. Как минимум один раз вертолёт опрокинулся с минимальными повреждениями. После этого испытания проходили на футбольном стадионе в Калифорнийском университете в Беркли.

Демонстрация вертолета привлекла инвестиции в проект, в основном от Henry Kaiser, богатого кораблестроителя из Seattle. Kaiser вложил в предприятие Hiller достаточно средств, чтобы модернизировать XH-44. Самым важным улучшением стала новая конструкция лопастей винта и мачты, которая позволила каждому из двух винтов свободно раскачиваться... XH-44 теперь летал гораздо более плавно в спокойном воздухе и в турбулентности.

Решение Хиллера о разработке вертолётов соосной схемы вместо одновинтовых, было обосновано разумными деловыми соображениями. Хиллер понимал, что конкурировать с Сикорским и его подражателями, обладавшими гораздо большими ресурсами, будет очень сложно, поэтому он использовал новизну соосной конструкции для привлечения внимания и инвесторов. Одним из главных преимуществ XH-44, использование его как частного пригородного вертолёта было отсутствие не безопасного рулевого винта.

XH-44 стал первым американским вертолётом соосной схемы и первым вертолётом с цельнометаллическими лопастями несущих винтов.

"Летающая ванна" Стэнли Хиллера История авиации, Авиация, Вертолет, Техника, Двигатель, Полет, Вертолетчики, Гражданская авиация, Пилот, США, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Авиатор, Видео, Длиннопост

Конструкция вертолёта оказалась настолько удачной, что сам Стенли Хиллер часто демонстрировал его устойчивость, отпуская рычаги управления и высовывая руки из окон. Фото: из авиационного музея Хиллера.

Конструкция вертолёта оказалась настолько удачной, что сам Стенли Хиллер часто демонстрировал его устойчивость, отпуская рычаги управления и высовывая руки из окон. Вертолёт имел настолько небольшой и компактный корпус, особенно в сравнении с неуклюжими конструкциями того времени, что некоторые шутники окрестили его "летающей ванной".

"Летающая ванна" Стэнли Хиллера История авиации, Авиация, Вертолет, Техника, Двигатель, Полет, Вертолетчики, Гражданская авиация, Пилот, США, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Авиатор, Видео, Длиннопост

Приборная панель в кабине экипажа вертолёта ХН-44. Фото из открытых источников.

В 1945 году Хиллер основал собственную вертолетную фирму United Helicopters. Вместе со своим персоналом он переехал в город Пало Альто, где продолжил разработку вертолётов.

К концу 1945 года Хиллер решил, что этот испытательный вертолёт уже полностью исчерпал свой потенциал. Поэтому в декабре 1945 года Хиллер построил новую модель на базе ХН-44 установив на неё более мощный двигатель Lycoming O-290СР (125 л.с.) вместо старого Franklin (90 л.с.), её назвали Х2-235. Конструктор надеялся, что это наконец приведет к устойчивым заказам, но когда этого не произошло, он приготовил ещё одну версию: UH-44, как персональное средство передвижения, но и она не имела интереса извне...

Но соосная схема оказалась невостребованной у американских производителей вертолётов. И Хиллер в последствии отказался от неё, переключив своё внимание на более фантастические и грандиозные проекты винтокрылых машин. Эта конструкция вертолётов оказалась недооценённой , поскольку отсутствие хвостового винта позволяло легко размещать относительно большие вертолёты, используемые в основном для противолодочной борьбы, на самых разных военно-морских судах. Однако советская школа вертолётостроения, а далее и российская в лице ОКБ Н.И. Камова добилась впечатляющих результатов - используя именно эту схему конструкции вертолёта.

"Летающая ванна" Стэнли Хиллера История авиации, Авиация, Вертолет, Техника, Двигатель, Полет, Вертолетчики, Гражданская авиация, Пилот, США, Видео ВК, Яндекс Дзен (ссылка), Авиатор, Видео, Длиннопост

На фото 81-летний Стенли Хиллер - младший на фоне своего первого детища XH-44, который выставлен в Музее авиации Хиллера в Сан-Карлосе. Фото из хроники Курта Роджерса

Лётно-Технические Характеристики XH-44:
- Диаметр несущего винта: 7,60 м;
- Длина: 4,10 м;
- Высота: 2.70 м;
- Масса максимальная взлётная 546 кг;
- Тип двигателя: 1 ПД: Lycoming O-290CP, мощностью: 1 х 125 кВт.

источник: https://dzen.ru/a/ZkHIp872qBDqRCni?share_to=link

ВерТолёТоМаниЯ

58 постов25 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу